
Аэровокзалы и паромы: что дает Комплексный план модернизации инфраструктуры
Один из самых масштабных национальных проектов — Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Выполнение его дорожной части позволит россиянам быстро и безопасно перемещаться по своей стране. Одновременно улучшится логистика товаров и грузов, что будет способствовать развитию всей экономики.
Комплексный план модернизации — это новые железные дороги и скоростные автомагистрали, современные морские и речные порты, развитая сеть региональных аэропортов. Из-за сложности и большого объема мероприятий, необходимых для строительства или реконструкции таких объектов, «громкие» новости об этом нацпроекте появляются не слишком часто. Однако работы по его реализации не прерываются ни на один день. Представляем наиболее значимые проекты в этой сфере, реализованные с начала нынешнего года.
Долгожданный мост
Главная новость августа, связанная с Комплексным планом модернизации — долгожданное открытие Архангельского моста через реку Шексна в Череповце накануне Дня строителя. Благодаря господдержке и усилиям строителей его возвели намного раньше срока — изначально предполагалось, что мост сдадут только в 2025 году.
Архангельский мост — один из крупнейших вантовых мостов в России. Его общая протяженность — 1132 метра, длина вантового перехода — 220 метров. Для его строительства потребовалось 45 тыс. кубометров бетона, 8,8 тыс. тонн металлоконструкций и более 2 тыс. тонн асфальта.
До сих пор в Череповце был только один мост — Октябрьский. Он служит городу с 1979 года. По словам губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова, Зашекснинский район до сих пор просто задыхался от все возрастающего транспортного потока — любое ДТП на мосту практически парализовало город.
Теперь с Октябрьского моста уйдет значительная часть транспортной нагрузки.
Новый Архангельский мост, имеющий шесть полос для движения автомобилей, свяжет между собой сразу четыре крупных микрорайона города, а общественный транспорт с его появлением сможет ходить по кольцевым маршрутам.
Кроме того, рабочим и грузам станет значительно проще добраться до заводов «Северсталь» и «Апатит».
По словам губернатора, в ближайшие десять лет на левом берегу Шексны появится 1,5 млн кв. м нового жилья, куда переедут металлурги, химики и строители. Для детей в новом районе проектируют три школы, восемь садиков, а также взрослую и детскую поликлинику, школу искусств и зоны отдыха.
Открытие нового моста важно не только для жителей Череповца, но и для других регионов. Ведь он станет частью инфраструктурного каркаса Северо-Западного и Центрального федеральных округов, расширив транспортно-логистический коридор между ними в южном направлении. С увеличением транзитных перевозок связь между агломерацией Череповца, Вологодской областью и столичным регионом укрепится. Благодаря появлению Архангельского моста расстояние от Череповца до Москвы для транзитного и грузового транспорта сократится на 132 км.
Пассажирам приготовиться к посадке
Развитие региональных аэропортов — один из приоритетов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Благодаря профильному федеральному проекту в селах Овгорт и Горки в Ямало-Ненецком автономном округе на прошлой неделе завершилось строительство новых служебно-пассажирских павильонов аэровокзалов. Сейчас их готовят к эксплуатации.
Авиация — единственный круглогодичный вид транспорта, доступный для малых населенных пунктов в округе. Теперь в модульных корпусах пассажиры смогут комфортно ожидать свой рейс. В зданиях площадью 70 кв. м есть зал на 24 кресла, авиакасса, санузел. Здесь также установят оборудование для регистрации на рейсы пассажиров с электронными билетами, купленными онлайн. Раньше такой возможности не было.

Новые аэровокзалы оборудовали пандусами и поручнями, чтобы ими могли комфортно пользоваться маломобильные пассажиры.
До начала зимы подобные модульные здания планируется также ввести в строй в Антипаюте, Гыде и Питляре. Там, как и в Овгорте и Горках, их уже возвели. А вот в Ныде, Кутопьюгане и Новом Порте новые павильоны аэровокзалов еще только ждут.
Беспилотная авиапочта
Еще одна важная инициатива, связанная с авиацией, — эксперимент по внедрению беспилотных авиационных систем. Новшество заключается в упрощенном порядке организации полетов. Предполагается, что отказ от излишней бюрократии позволит заметно ускорить развитие сегмента беспилотной авиации. Опробовать специальные условия регулирования полетов дронов было решено на Камчатке, в Чукотке, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Томской области.
В Томской области эксперимент распространяется на дроны, используемые для перевозки грузов, фотосъемки и уничтожения вредителей. Благодаря беспилотникам процесс обработки полей химикатами станет безопаснее для человека. В остальных четырех регионах в приоритете доставка почты и грузов, а также аэрофотосъемка.
Новый транспортный сервис с применением беспилотных авиасистем дополнит существующую схему перевозки грузов и позволит обслуживать удаленные и труднодоступные территории, считают авторы правительственной инициативы.
Ведь сейчас доставка грузов на такие территории осуществляется либо сезонно, либо пилотируемыми воздушными судами, не обеспечивающими оперативность и экономически неоправданными для перевозки грузов массой до 200 кг.
Планируется, что дроны сделают доставку таких грузов коммерчески привлекательной, а связь удаленных и труднодоступных населенных пунктов с «большой землей» улучшится. Вне зависимости от того, ведет ли к ним по земле дорога и в каком состоянии она находится, жители таких территорий смогут оперативно отправлять и получать посылки.
Под перестук колес
Улучшение транспортной инфраструктуры в нашей стране и формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров — задача федерального проекта «Транспортно-логистические центры», также входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
В конце июля в рамках этого федерального проекта после комплексной реконструкции открылась одна из важнейших железнодорожных развязок России — станция «Гумрак» в Волгоградской области. Она имеет стратегическое значение для грузоперевозок на территории нашей страны, так как находится на пересечении международного транспортного коридора «Север — Юг» и коридора Кузбасс — порты Азово-Черноморского бассейна.

Теперь потоки грузов, идущих по двум направлениям, разведены на разных уровнях: одни поезда едут по насыпи, другие же проходят в тоннеле под ней. После реконструкции через Гумрак можно пропускать на 53 грузовых состава в сутки больше прежнего. По словам главы РЖД Олега Белозерова, общая пропускная способность станции увеличена практически вдвое — до 129 поездов, а их скорость на гумракском узле увеличилась на 6 км/ч.
Как отметил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, реконструкция транспортного узла в Гумраке позволила существенно укрепить экспортно-импортный потенциал Волгоградской области и России. Раньше планировалось, что «Север — Юг» через Каспий свяжет страны Прибалтики и Индию, а наша страна будет лишь транзитным пунктом. В новых условиях этот маршрут становится для России одним из основных способов доставки грузов по суше.
Жизнь без страха изоляции
Морской паром «Маршал Рокоссовский» длиной 200 м построили и спустили на воду на турецкой верфи Kuzey Star еще в августе 2020 года. Его создали на замену двум устаревшим судам, которые раньше курсировали по маршруту Усть-Луга — Балтийск (Ленинградская область — Калининградская область).
Одна из особенностей «Маршала Рокоссовского» — его способность работать и на сжиженном природном газе, и на дизельном топливе. В России это первый паром такого типа. Кроме того, благодаря усиленной обшивке он может без ледокола проходить через льды толщиной до 0,8 м.
В этом году 31 января новое судно прибыло наконец из Стамбула в Калининград и в марте совершило первый грузовой рейс. Благодаря тому, что загрузить и разгрузить «Маршала Рокоссовского» можно в три раза быстрее, чем другие работающие на этой линии паромы, его время в пути составляет всего 36 часов. Полный рейс в обе стороны паром совершает за пять дней.
«Маршал Рокоссовский» способен за раз доставить до 80 железнодорожных вагонов (сразу шесть железнодорожных составов) и 78 автомобилей. К 3 августа, работая на своей линии, паром успел совершить 50 рейсов. По данным «Росморпорта», за это время он перевез более 270,4 тыс. тонн грузов. По оценкам экспертов, годовой грузооборот нового парома может доходить до 1 млн тонн.

Благодаря работе этого и других паромов жители и промышленность Калининградской области, у которой нет прямого наземного сообщения с остальной Россией, могут не бояться перебоев с поставками товаров. Если в прошлом году по морю в Калининградскую область доставляли 40% грузов, то теперь этот показатель значительно вырастет — на паромы переведут поставки, которые раньше шли по железной дороге через другие страны.
Уже в сентябре на маршруте Усть-Луга — Балтийск к «Маршалу Рокоссовскому» присоединится и паром «Генерал Черняховский». Его построили по тому же проекту, разработанному «Морским инженерным бюро — дизайн — СПб».
По северным морям
Еще одно важное событие для российских морских грузоперевозок — первый в этом году рейс 260-метрового атомного контейнеровоза «Севморпуть». В середине июня он вышел из Мурманска и направился на погрузку в Санкт-Петербург, откуда затем взял курс на Дальний Восток. На борту судна было 149 контейнеров и 48 тонн металлоконструкций. Обратно из Петропавловска-Камчатского в Мурманск «Севморпуть» привез 21 контейнер с замороженной рыбой, восемь единиц техники и контейнер с оборудованием для буровой установки.
«Севморпуть» — крупнейшее и единственное действующее из четырех когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой. Этот контейнеровоз может без помощи другого ледокола проходить через льды толщиной до метра.
Но главное в этом событии — даже не само судно, а экономическая модель перевозки. Благодаря федеральному проекту «Развитие Северного морского пути», который входит в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, рейс субсидируется из федерального бюджета. Это позволяет сделать цену на перевозку максимально привлекательной для владельцев грузов, которым требуется доставлять их из европейской части России на Камчатку или обратно. Благодаря господдержке им не нужно тратиться еще и на фрахт атомного контейнеровоза, достаточно оплатить лишь стоимость транспортировки.
Второй подобный рейс запланирован на сентябрь. В будущем в сезон такие субсидируемые перевозки планируется сделать регулярными. При максимальной загрузке «Севморпуть» способен перевозить за раз в общей сложности более 1750 стандартных 20- и 40-футовых контейнеров.

Ворота Чукотки
На Чукотке на финишную прямую вышло строительство паромно-пассажирского комплекса в поселке Угольные Копи. Именно этой переправой в теплое время года пользуются все, кто прилетает в местный аэропорт и хочет перебраться на другой берег лимана, чтобы попасть в Анадырь — столицу региона. Сейчас пассажиров и автотранспорт перевозят вертолетами или катерами на воздушной подушке и баржами, при этом левый берег не оборудован для их погрузки и выгрузки.
Проект предусматривает строительство сразу трех причалов — грузового, грузопассажирского и пассажирского. Специалисты уже укрепили берег на участке длиной 155 м, закончили углублять дно в прикордонной зоне, смонтировали административное здание вокзала и КПП. Новая причальная стенка, пандусы и освещение также уже заняли свои места.
До конца месяца рабочим предстоит завершить благоустройство территории, закончить внутреннюю отделку административных зданий, смонтировать ливневую канализацию, очистные системы и проложить слаботочные технические коммуникации. Завершить все строительные работы планируется к 1 сентября, после чего потребуется еще некоторое время, чтобы запустить, наладить и ввести в эксплуатацию все новое оборудование.
Подпишитесь на новости национального проекта