Евгений Епанчинцев/РИА Новости

Всероссийская стройка: как продвигается реконструкция БАМа и Транссиба

Увеличение грузового потока между европейской частью России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона привело к тому, что Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали (БАМ) работают на пределе пропускной способности и требуют расширения. В нынешнем году в Сибири и на Дальнем Востоке по железной дороге планируется перевезти 173 млн тонн грузов, а в 2032-м, как ожидается, нагрузка вырастет до 255 млн тонн. При этом доставлять контейнеры из портов Приморья и Хабаровского края до западных рубежей нашей страны можно будет всего за 7 суток. 

Чтобы такое стало возможно, за Уралом реализуется масштабная программа ремонта и модернизации путей, ликвидируются узкие места с одной колеей. Большую помощь в этом оказывает национальный проект «Модернизация транспортной инфраструктуры».

В 2023 году на Восточном полигоне железных дорог планируется открыть 142 объекта, уложить более 650 км рельсов. С 2022 года летом в работах принимают участие в том числе студенческие стройотряды. В нынешнем сезоне добровольными помощниками стали 2,5 тыс. молодых людей из 35 регионов.

Короткий, но сложный отрезок

Одним из важнейших достижений стал запуск второго пути на перегоне Эльдиган — Тудур в Хабаровском крае. Его открытие в сентябре прошлого года позволило увеличить поток с 29 до 32 пар поездов в сутки.

Параллельную железнодорожную ветку строили с чистого листа. В отличие от многих других участков БАМа, здесь изначально не было предусмотрено земляной отсыпки под дополнительные рельсы. К тому же на участке сложнейший рельеф: магистраль пересекает несколько возвышенностей на отрогах Сихотэ-Алиня, а также притоки Амура. Кроме того, требовалось спрямить значительное количество резких поворотов, которые ограничивали возможность прохода тяжеловесных длинных поездов. Непростой была и логистика: из-за удаленности заводов материалы приходилось завозить из Комсомольска-на-Амуре, расположенного в 80 км от стройки.

По количеству крупных искусственных сооружений Эльдиган — Тудур стал сложнейшим участком на линии Комсомольск — Советская Гавань

Подобные условия превратили задачу проложить 11 км путей в настоящий вызов. Но специалисты справились с ним, причем менее чем за три года. Теперь даже груженые составы массой в 7,1 тыс. тонн преодолевают этот отрезок быстрее, чем раньше, и самостоятельно — помощь дополнительного «подталкивающего» локомотива больше не нужна. Это позволяет экономить не только время, но и энергоресурсы.  

По количеству крупных искусственных сооружений Эльдиган — Тудур стал сложнейшим участком на линии Комсомольск — Советская Гавань. Небольшие горные ручьи в этой местности при сильных дождях могут в считаные часы превращаться в полноводные реки. Чтобы смонтировать все необходимые водопропускные трубы, рабочим потребовалось выкопать несколько миллионов кубометров грунта. Также в ландшафт вписали четыре полноценных железнодорожных моста длиной от 114 до 428 метров. Самый протяженный из них расположен на 67-м километре. Перебраться через реку Правый Эльдиган помогает конструкция из 12 пролетов на высоте 25 метров.

Всероссийская стройка: как продвигается реконструкция БАМа и Транссиба
Сергей Батурин/РИА Новости

Пост сдал — пост принял

В Амурской области на финишную прямую вышло строительство дублера Керакского тоннеля на перегоне Ковали — Ульручьи. Работы стартовали в 2021 году. Проход протяженностью 926 метров через Петровский хребет станет самым длинным на Забайкальской магистрали. Планируется, что первые поезда пойдут здесь уже в декабре 2023 года. После чего начнется реконструкция расположенного рядом старого тоннеля. Позже его будут использовать как вспомогательное сооружение для обслуживания нового.

Первый Керакский тоннель возвели в 1910–1911 годах. Он прослужил 110 лет, но время и обводненные грунты негативно сказались на его состоянии. В последние годы сооружение окончательно перестало отвечать современным требованиям безопасности, внутренняя отделка сильно обветшала, вода начала часто просачиваться сквозь своды. На участке пришлось ввести ограничения скорости поездов.

Работы велись в сложных условиях: необходимо было пробиться через горные породы высокой твердости, при проектировании пришлось учитывать наличие двух геологических разломов. Проходчики двигались навстречу друг другу в круглосуточном режиме и встретились в июне прошлого года. А в нынешнем году к середине июля завершили укладку путей. Здесь они необычные, смонтированные на конструкции из бетонных полушпал, резиновых чехлов и виброгасящих подкладок. Благодаря этому импульсы от поездов будут меньше воздействовать на своды тоннеля, а значит, он прослужит дольше. Если же ремонт и потребуется, то займет меньше времени. Кроме того, по таким рельсам составы пойдут плавнее и бесшумнее.

Новый тоннель позволит увеличить пропускную способность на этом отрезке магистрали и ускорить движение по нему. А еще, по сравнению со старым, существенно снизятся затраты на содержание сооружения.

Обновления в сердце Транссиба

Еще один важный проект — реконструкция станции Тайшет в Иркутской области. В 1897 году, когда сюда только пришла железная дорога, это была небольшая станция с десятком путей. Сейчас здесь от Транссиба ответвляется БАМ, а еще к двум магистралям примыкает ветка от Междуреченска, по которой из Кузбасса через Абакан доставляют уголь. Между светофорами на границах зоны станции 14,5 км, но если развернуть все пути в единую линию, она протянется на 150 км. Каждый день Тайшет принимает сотню поездов.

Модернизация этого крупнейшего транспортного узла началась еще в 2016 году. Всего было запланировано пять этапов, сейчас реализуются второй и третий из них. Как ожидается, для полного завершения всех работ потребуется еще пара лет. Главная цель проекта — разделение потоков с запада на восток и с востока на запад, грузовых и пассажирских, чтобы поездам не приходилось уступать друг другу путь. Это позволит значительно увеличить пропускную способность станции. По Транссибу пойдет 100 пар составов, из Кузбасса на БАМ — около 20.

Это позволит значительно увеличить пропускную способность станции. По Транссибу пойдет 100 пар составов, из Кузбасса на БАМ — около 20

Тайшет — единственная станция на пути с одного края страны к другому, которую нельзя обогнуть по альтернативным веткам, все поезда обязательно проходят через этот узел. Поэтому здесь особенно важно грамотное планирование всех работ. Полностью перекрыть движение на участке для проведения ремонта невозможно. Чтобы составы продолжали ходить, пришлось пожертвовать временем стоянки пассажирских поездов. Раньше они задерживались в Тайшете на 20-30 минут, теперь, пока идет реконструкция, — максимум на пять.

Увеличить грузопоток в направлении к Красноярску и Абакану в шесть раз позволят строительство двух путей на участке Тайшет — Тагул и открытие двух мостов над главным ходом Транссиба, они заменят однопутный тоннель. Сейчас рельсы уже уложены, один из мостов также готов, поставлены опоры под второй. Когда работы завершат, на станции смогут принимать одновременно две пары составов со стороны Кузбасса. Поездам, идущим в противоположные стороны, больше не придется пропускать друг друга, чтобы разойтись на единственной колее.

Большой комплекс работ, завершившийся на станции в июле, был связан с цифровизацией. На финальной стадии в Тайшете переключили 150 обновленных светофоров и 134 стрелки с аналоговой на электронную систему управления движением. Ряд новых функций позволит качественнее обслуживать железнодорожную автоматику и повысить ее эффективность в несколько раз. В том числе на работе станции положительно скажутся опции самодиагностики и дистанционного мониторинга этого оборудования.

Всероссийская стройка: как продвигается реконструкция БАМа и Транссиба
Илья Наймушин/РИА Новости

Поможет реконструкция станции и автомобилистам, которые движутся в Тайшет и из него по улице Калинина. Здесь находится двойной переезд: дорога сначала пересекает Транссиб, а через 200 метров — кузбасскую ветку. От второго переезда решено избавиться. Его заменит путепровод под одним из новых железнодорожных мостов.

На переезде по улице Суворова, соединяющем два городских района, работы уже завершились. Тут решали иную проблему. Одна из особенностей Тайшета — заболоченная почва. Само слово, которое дало городу имя, на местном кетском языке связано с водой. Вот и путепровод через железную дорогу регулярно затапливало весной во время таяния снегов. После замены конструкций благодаря новой системе, которая теперь отводит всю воду по трубам в ручей, в этом году переезд впервые за долгое время остался сухим.

Юбилей великой стройки

В 2024 году в России будут отмечать 50-летие с начала создания Байкало-Амурской магистрали. В апреле 1974 года состоялся XVII съезд комсомола, на котором БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а уже летом — 8 июля — приняли постановление о строительстве железной дороги. К знаковой дате президент РФ учредил тематическую юбилейную медаль и медаль «За развитие Сибири и Дальнего Востока». В Иркутской области, откуда полвека назад стартовали путейцы, 2024-й объявлен Годом работника Байкало-Амурской магистрали.

Отмечать 50-летие решено, прежде всего, инфраструктурными проектами. В планах — ремонт школ, больниц и поликлиник в населенных пунктах вдоль Дальневосточной и Восточно-Сибирской железной дороги, модернизация и благоустройство вокзалов и прилегающих территорий, реставрации памятников, создание современных общественных пространств. До 1 января 2030 года планируется обеспечить новым жильем всех бамовцев, чьи дома признаны аварийными по ситуации на 1 сентября 2023 года.

В развитие Тынды и Северобайкальска — двух столиц БАМа — в течение ближайших пяти лет планируется инвестировать из федерального бюджета порядка 60 млрд рублей. В том числе по поручению президента, помимо социальной инфраструктуры, в городах будут развивать мультимодальные логистические площадки, обновят аэропорты, заменят инженерные сети, отремонтируют дороги. В Тынде в числе первоочередных проектов — строительство газопровода и газификация домов. В Северобайкальске особое внимание уделят благоустройству пешеходных маршрутов через железнодорожные пути, чтобы обеспечить местным жителям и туристам удобный и безопасный доступ на берег Байкала.

Центром юбилейных торжеств станет Тында

Конечно, празднование не обойдется и без торжественных мероприятий: концертов, приема и награждения ветеранов в Кремле. В честь 50-летия магистрали выпустят почтовые марки и памятные монеты, а еще книгу, посвященную истории создания знаменитой железной дороги. В марте нынешнего года уже заработал документальный онлайн-проект «БАМ-50»: на портале публикуются воспоминания, дневники, мемуары, очерки и архивные фотографии участников великой стройки. А Русское географическое общество разрабатывает тематические маршруты для туристов.

Центром юбилейных торжеств станет Тында. В июле из Иркутска и Хабаровска туда запустят эстафетные поезда. Их пассажирами станут работники и ветераны «стройки века», студенты транспортных вузов, творческие коллективы. Запланировано проведение фестиваля спорта «БАМ-2024», который традиционно соберет сильнейших спортсменов-железнодорожников.

Напомним, что, помимо реконструкции Транссиба и БАМа, в части развития железных дорог национальный проект «Модернизация транспортной инфраструктуры» также направлен на развитие железнодорожных путей к морским портам Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов. Кроме того, этот нацпроект, инициированный президентом РФ Владимиром Путиным, нацелен на усиление инфраструктуры Центрального транспортного узла в столице и создание высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Подпишитесь на новости национального проекта