
Тротуар особой важности: как дорожная инфраструктура преображает страну
Строительство и ремонт трасс федерального, регионального или местного значения немыслимы без формирования специальной инфраструктуры. Только в прошлом году на дорогах страны было обустроено 761 тыс. м тротуаров, 335 тыс. м линий освещения и более 1,1 тыс. пешеходных переходов. И это лишь малая часть объектов дорожной инфраструктуры, которые установили и обустроили за шесть лет по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». С 2025 года эта работа продолжается по новому национальному проекту «Инфраструктура для жизни».
Рассказываем, как дорожники заботятся о комфорте и безопасности водителей и пассажиров.
Высокие требования
За шесть лет реализации нацпроекта отремонтировали, реконструировали и построили более 150 тыс. км трасс и городских дорог. Требовался комплексный подход на всех этапах работ — от планирования до реализации.
«В последние годы в стране наблюдается рост интенсивности движения на дорогах: увеличивается объем грузоперевозок, повышается мобильность граждан. В связи с этим ключевой задачей для нас остается не только приведение дорог в нормативное состояние, но и обеспечение безопасности всех участников движения», — сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
К примеру, в Московской области за последние шесть лет стало на 720 км больше тротуаров. К тому же в регионе установили 415 км линий наружного освещения и свыше 550 км ограждений, обустроили 2,5 тыс. искусственных неровностей, ставших дополнительной мерой защиты пешеходов от водителей-лихачей. Построили 600 новых пешеходных переходов, а 5,3 тыс. существовавших ранее оборудовали подсветкой и проекцией. Установили и модернизировали более 1,2 тыс. светофоров.
«На безопасность влияет не только соблюдение правил дорожного движения, но и обустройство трасс элементами безопасности. В Подмосковье мы ведем комплексную работу. Особое внимание обращаем на аварийные места: каждое происшествие с пострадавшими рассматриваем на комиссии, вырабатываем необходимый комплекс мероприятий, чтобы не допустить повтора аварии. Благодаря системному подходу в Подмосковье за шесть лет удалось снизить аварийность и число смертей в ДТП почти на 30%», — отметил заместитель председателя правительства Московской области Алексей Гержик.
Ключевой задачей для нас остается не только приведение дорог в нормативное состояние, но и обеспечение безопасности всех участников движения
В Самарской области на участках региональных трасс, которые проходят через населенные пункты, обустроили более 24 км тротуаров и почти столько же линий наружного освещения. В частности, тротуар протяженностью почти 8 км вдоль дороги «Урал» — Жигули — Пионерлагерь обустроили в селе Жигули.
«В центре поселка находится школа, раньше многим детям приходилось ходить в нее по обочине проезжей части. Сейчас этот вопрос решен. Тротуары довели до лагеря „Жигулевский Артек“. Каждую смену в нем отдыхают более 700 детей, безопасность которых важно обеспечить», — рассказал глава села Жигули Владимир Елисеев.
Почти 7 км тротуаров сделали во время капитального ремонта на тех участках региональной трассы Ульяновск — Димитровград — Самара, где она проходит через села Украинка, Калиновка и Старый Буян. Вдоль обновленной дороги оборудовали освещение и 11 пешеходных переходов, в том числе четыре новых обустроили по просьбам местных жителей.

Новый поворот
При ремонте дорог по нацпроекту особое внимание уделяют использованию современных решений. Это в полной мере касается и обустройства инфраструктуры.
«Реализация мер по обеспечению дорожной безопасности ― большая совместная работа дорожников и Госавтоинспекции: составляются планы работ по минимизации очагов аварийности, разрабатываются проекты организации дорожного движения. Только в 2024 году благодаря нацпроекту специалисты установили более 136 тыс. дорожных знаков, 893 светофора, 701 тыс. пог. м барьерных и 168 тыс. пог. м пешеходных ограждений, разместили более 1,1 тыс. пешеходных переходов и свыше 1,2 тыс. остановочных пунктов. Обустроили 761 тыс. пог. м тротуаров, 335 тыс. пог. м освещения и 1082 искусственные неровности. Также нанесли свыше 10 тыс. пог. м разметки», — пояснил министр транспорта РФ Роман Старовойт.
В Иркутской области в 2024 году количество дорожно-транспортных происшествий по сравнению с предыдущим годом снизилось на 2,1%. Такой результат связан в том числе и с реконструкцией дорожной инфраструктуры.
В таких крупных городах, как Иркутск, Ангарск, Братск, Черемхово, Шелехово и Усолье-Сибирское, в прошлом году обновили 52 дороги общей протяженностью 60 км. Многие участки ведут к школам, больницам, детским садам. По этим дорогам ездят школьные автобусы и общественный транспорт.
За прошлый год по нацпроекту по области установили почти 10 км барьерных ограждений и 730 дорожных знаков. На участках дорог, где ДТП случались чаще всего, работают 222 комплекса фотовидеофиксации, из них 194 — стационарные, 25 — передвижные и 1 — мобильный. Комплексные работы по обустройству дорог элементами безопасности продолжатся и в этом году.
В Ханты-Мансийском автономном округе, где полярная ночь длится полтора месяца, с конца ноября до середины января, большое внимание уделяют дорожному освещению. На протяжении 9 км региональной трассе Югорск — Советский обустроили 348 опор и смонтировали 609 светодиодных светильников. Их установили не только по краям проезжей части, но и в ее центре, направляя свет на обе стороны дороги. Теперь водителям стало проще ориентироваться в пути, они хорошо видят другие автомобили и могут своевременно заметить пешеходов.

Внимание, дети!
Помнят взрослые и о детской безопасности. Например, 420 м дороги отремонтировали в прошлом году рядом со школой на улице Московской в Ангарске Иркутской области. На проезжей части и тротуарах заменили асфальт и бордюры, установили линии освещения, ограждения и «лежачих полицейских» — так называют искусственные неровности, ограничивающие скорость движения автомобилей. На подходах ко всем пешеходным переходам сделали пандусы и дорожную разметку.
В 2024 году по стране были приведены к нормативу 920 участков на маршрутах к образовательным и детским досуговым учреждениям, их общая протяженность — 3,1 тыс. км
В Братске обновили одну из самых загруженных улиц — Солнечную — по направлению к Дворцу детского творчества. Дорожники заменили 652 м асфальтового покрытия, отремонтировали тротуары, отрегулировали и частично заменили люки колодцев, расчистили водопропускной лоток.
В Ненецком автономном округе на 4 км трассы, ведущей от столицы округа Нарьян-Мара в аэропорт, положили новый асфальт, укрепили обочины и восстановили дорожную разметку. Эта дорога ведет также к Дворцу спорта, детскому саду и комплексному центру социального обслуживания населения. Помимо этого, уложили новый асфальт, обустроили тротуары и опоры освещения на улице Заводской, по которой жители добираются до школы и библиотеки.
Гораздо комфортнее стала семикилометровая магистраль, связывающая Нарьян-Мар с поселком Искателей. Там заменили дорожное покрытие, обустроили съезды и автомобильные стоянки, тротуары и велодорожки, заменили автобусные павильоны и систему освещения.
«Только в 2024 году по стране были приведены к нормативу 920 участков на маршрутах к образовательным и детским досуговым учреждениям. Их общая протяженность — 3,1 тыс. км. Это улицы в населенных пунктах, а также участки региональных и межмуниципальных дорог, по которым курсируют школьные автобусы», — рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.
По его словам, большой блок работы по снижению дорожно-транспортного травматизма занимают просветительские мероприятия. Школьные занятия, экскурсии, викторины и другие мероприятия помогают с самого детства формировать навыки безопасного поведения. Одна из самых широкомасштабных акций, которая с 2020 года проводится при поддержке национального проекта, — это всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги». За пять лет в ней приняли участие около 20,8 млн школьников.
А мы напоминаем, что главная цель нацпроекта «Инфраструктура для жизни» — комплексное развитие городов и малых населенных пунктов. В планах к 2030 году привести в нормативное состояние 60% региональных дорог и 85% федеральных трасс и дорог в городах, а также построить не менее 50 обходов населенных пунктов, чтобы разгрузить трафик городов. В регионах будет обновлено 85% общественного транспорта, за счет этого вырастет число комфортных пассажирских маршрутов.
Подпишитесь на новости национального проекта