
Трезвость — это свобода: специалист о том, зачем отказываться от алкоголя
11 сентября отмечают Всероссийский день трезвости — и это повод честно поговорить, почему она важна, а также о проблемах людей, зависимых от алкоголя. Не зря сократить его употребление — в числе важных задач нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь».
Почему даже бокал вина опасен, зачем успешные люди скрывают зависимость и что на самом деле ждет тех, кто боится обратиться за помощью? Ответ на эти и многие другие важные вопросы читайте в нашем эксклюзивном интервью с директором Национального научного центра наркологии — филиала Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского Минздрава России профессором Татьяной Клименко.

— Татьяна Валентиновна, какова общая динамика в России в последние годы: мы наблюдаем рост или снижение числа пациентов с алкогольной зависимостью?
— В 2022 году после пандемии было незначительное увеличение показателя диагностики расстройств, связанных с алкоголем — на 0,8%. В 2023–2024 годах мы наблюдаем устойчивый тренд на снижение потребления алкоголя. Кроме того, снизились показатели общей и первичной заболеваемости алкогольными расстройствами, смертности от ассоциированных с алкоголем заболеваний и состояний. И это крайне важно, так как подтверждает эффективность мер, которые реализуются в нашей стране.
Все больше молодых людей делают осознанный выбор и полностью отказываются от употребления спиртных напитков.
— Сегодня потребление вина нередко романтизируют: йога с бокалом, бьюти-блогеры, начинающие утро с бокала вина. Фактически нам транслируют новую норму — алкоголь как часть здорового и стильного досуга. На ваш взгляд, к чему это может привести?
— Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 2022 году опубликовала следующее заявление: «Безопасного для здоровья уровня употребления алкоголя не существует. Не имеет значения, сколько алкоголя вы употребляете: риск для здоровья возникает с первой же каплей любого алкогольного напитка».
За красивой картинкой так называемого «стильного досуга» в перспективе скрываются значительные социальные и медицинские последствия. И вид, стоимость и крепость напитка совсем не важны, они второстепенны. Потому что в любом случае при систематическом употреблении алкоголя наблюдаются изменения в отношении психической деятельности и внутренних органов.
— В одном из интервью вы сказали: «Трезвость — это механизм для того, чтобы быть счастливым и успешным». Как еще вы мотивируете пациентов?
— Сложно представить в долгосрочной перспективе крепкое здоровье, счастье и успешность человека, регулярно употребляющего алкоголь. Иногда и разовое употребление алкоголя может быть фатальным, приведя к несчастному случаю. А для человека с алкогольной зависимостью трезвость — это и механизм для поддержания здоровья, и средство лечения: очень многие процессы в организме пациентов восстанавливаются при полном отказе от алкоголя.

— А бывает ли на практике так, что сразу понимали: этому конкретному человеку помочь не получится? Если да, что тогда делаете?
— Никогда нельзя отказывать в помощи. И мы видим множество положительных исходов, в, казалось бы, изначально неблагополучных ситуациях. Поступает на лечение человек после очередного запоя с токсическим повреждением печени, желтый, с асцитом, с явлениями токсического поражения головного мозга. Находится в реанимации в тяжелом состоянии. Какой шанс на положительный исход? Его лечат разные специалисты, человек остается жив, но с серьезными проблемами со здоровьем, ему оформляют инвалидность на год. Он ведет трезвый образ жизни, наблюдается, получает лечение. И через год мы фиксируем положительные изменения, что человек становится трудоспособным и фактически возвращается к полноценной жизни.
— Можете дать пошаговую инструкцию, что делать алкоголику, который хочет избавиться от зависимости и обратиться за помощью к специалистам? Отличаются ли эти шаги для жителей Москвы и регионов? Как в нашей стране организована такая поддержка по полису ОМС? Если у человека нет денег на лечение — что ему делать?
— Для всех граждан России система организации оказания наркологической помощи одинаково доступна. Самостоятельно с документом, удостоверяющим личность, можно обратиться в наркологический диспансер по месту своего жительства на консультацию к врачу психиатру-наркологу. Далее, если наркологическое расстройство установлено, по показаниям пациента госпитализируют, отправляют на медицинскую реабилитацию, наблюдение или лечение амбулаторно. Лечение на всех этапах бесплатное.
11 сентября отмечают Всероссийский день трезвости
— Дайте, пожалуйста, советы алкозависимым, которые решили сами справиться с вредной привычкой.
— Советов решившим самостоятельно справиться с зависимостью (не просто вредной привычкой!) не будет. Это — болезнь, и каждый случай индивидуален.
Как показывает практика, когда человек пытается самостоятельно решить наркологические проблемы без участия врача, по советам из интернета, по рекомендациям друзей или коллег, можно упустить драгоценное время. И к тому моменту, когда все же случается обращение к наркологу, зависимость принимает более тяжелые формы и процесс лечения становится гораздо сложнее. Поэтому первый шаг — обращение к врачу, психиатру-наркологу.
— Что делать, если у родного человека алкогольная зависимость и он не хочет лечиться?
— Это очень серьезная проблема. В клинику Национального научного центра наркологии часто обращаются родственники зависимых. Близкие испытывают страх, тревогу и отчаяние. Но наркологическая помощь в России оказывается на добровольной основе, согласие на госпитализацию пациент дает лично. Исключение — тяжелые состояния, угрожающие его жизни или окружающим.
Беседуйте о необходимости лечения не тогда, когда человек находится в алкогольной интоксикации или в состоянии синдрома отмены алкоголя (в похмелье). В этих случаях можно получить обратный эффект. Следует начать разговор в момент трезвости: поговорить о собственных чувствах, перечислить проблемы, которые уже случились из-за алкоголя и рассмотреть возможности их исправить. Вспомните вместе приятные моменты жизни без употребления алкоголя.
И еще ни в коем случае нельзя самостоятельно лечить родственника, «тайно» подмешивая в еду или питье различные лекарства, не информируя его об этом. На фоне приема многих медикаментов употребление алкоголя может быть смертельно опасным для жизни.

— Многие боятся обращаться за помощью, думая, что их поставят на учет, об их зависимости узнают на работе, в школе у ребенка и т. д. Это миф или реальность? Как это выглядит на практике?
— Понятие «диспансерный учет» отменено действующими нормативными документами. С 30 декабря 2015 года введено понятие «диспансерное наблюдение», которое является добровольным. Сведения, что человек состоит под диспансерным наблюдением у врача психиатра-нарколога, разглашать нельзя: они составляют врачебную тайну и закреплены законодательно. Только на официальный запрос органов прокуратуры, дознания и следствия врач психиатр-нарколог обязан ответить и предоставить необходимую информацию о пациенте.
— Есть стереотип, что алкоголики — это чаще всего люди из маргинальной среды. Так ли это?
— Говорить, что все зависимые от алкоголя люди являются представителями маргинальной среды, неверно. Стереотип, что есть «пьющие» профессии, которые сопряжены с низкоквалифицированным трудом и, соответственно, с самым низким уровнем дохода, также не имеет достаточных обоснований. Процент тех, кто работает и регулярно употребляет алкоголь, в нашей стране, по данным исследований 2024 года, составляет 35%, при этом 12-15% находятся в зоне высокого риска. Более подвержены молодые специалисты, которые употребляют алкоголь для снятия стресса и как элемент корпоративной культуры.
— Много раз в России хотели принять закон об отправке на принудительное лечение людей с алкогольной зависимостью. Какое у вас мнение на этот счет?
— Мы, как врачи, выступаем за расширение правовых механизмов по вовлечению лиц с наркологическими расстройствами к обращению за специализированной наркологической помощью. Такой подход уже сформирован в нашей стране в отношении больных наркоманией с высоким риском совершения общественно опасных действий. Целесообразно эти нормы рассмотреть для пациентов с алкогольной зависимостью, которые совершили правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

— Важная тема: детский и подростковый алкоголизм. Какие основные тенденции вы наблюдаете в последние годы в нашей стране? Что делать родителям?
— Показатель впервые выявленных случаев алкогольных расстройств (алкоголизм и злоупотребление алкоголем) среди подростков снизился за последние 5 лет более, чем на 40%. Диагноз алкогольной зависимости в детском возрасте крайне редкий, он чаще устанавливается в старшем подростковом возрасте. У таких пациентов как раз наблюдаются проблемы в семье, в частности связанные с употреблением алкоголя родителями. Здесь необходимо участие разных служб, в том числе и наркологической, в комплексном сопровождении таких семей.
— В обществе активно формируется запрос на здоровый образ жизни. Как, по вашем мнению, должна измениться культура потребления алкоголя в России?
— Безусловно, это так. Следует говорить не о культуре употребления алкоголя, а о трезвости — как части культуры, в семье, в рабочем коллективе, в обществе.
Чтобы улучшить здоровье населения, проводится большая работа. Одна из задач — снизить потребление алкоголя. Это лишь часть обширной программы, заложенной в нацпроекте «Продолжительная и активная жизнь». С господдержкой для жителей нашей страны открывают новые медцентры, внедряют современную диагностику и обеспечивают качественную помощь даже в отдаленных от столиц селах.
Подпишитесь на новости национального проекта