Свобода от заторов, пиратов и конфликтов: Россия развивает Севморпуть
Идея о возможности кратчайшего водного пути в Восточную Азию через Арктику была описана в документах еще в XVI веке. В наши дни ее реализовали. 17 декабря 2025 года в России официально отметят 500-летие Северного морского пути. Сейчас по этой морской трассе курсируют суда, их проводку обеспечивают российские ледоколы, которые строят по нацпроекту «Эффективная транспортная система», растет грузопоток. Рассказываем, как это происходит: о создании Трансарктического транспортного коридора, развитии ледокольного флота и росте грузопотока.
Как Севморпуть становится основой Трансарктического коридора
Северный морской путь (СМП) — самый короткий водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком, его длина — 5,6 тыс. километров. За 11 месяцев 2025 года грузопоток по маршруту составил 34 млн тонн. К 2030-му его планируют нарастить до 100 млн тонн в год.
Северный морской путь станет центральным звеном Трансарктического транспортного коридора (ТТК), который соединит северо-западные и дальневосточные регионы страны. Он пройдет от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока — это будет более короткий и безопасный маршрут для грузоперевозок.
Грузопоток по Северному морскому пути к 2030-му планируют увеличить до 100 млн тонн в год
«Задача огромного масштаба, планетарного масштаба. Ее решение позволит укрепить лидерство России в Арктике, обеспечит реализацию национальных проектов в высокоширотной зоне и заложит основу логистического суверенитета Российской Федерации», — сказал генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
Трансарктический транспортный коридор свяжет в цельную систему все прилегающие к Севморпути территории и объединит возможности морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Основные цели на ближайшие годы четко обозначены.
Для развития Трансарктического транспортного коридора проводится большая работа по развитию инфраструктуры: помимо строительства атомного ледокольного флота, предстоит модернизировать морские порты, наладить взаимодействие морских перевозок с железнодорожной сетью. Также важно раскрыть потенциал северных рек и развивать сеть аэродромов.
Как атомный флот прокладывает дорогу в Арктике
Проводку судов по Северному морскому пути обеспечивает российский ледокольный флот. В его состав входят в том числе атомные ледоколы. Первым атомным ледоколом стал «Ленин», который вышел на маршрут в 1959 году. Сейчас российский ледокольный флот насчитывает более 40 судов, включая самые мощные в мире универсальные атомные ледоколы проекта 22220.
Они способны самостоятельно проводить в Арктике крупные суда и преодолевать льды толщиной свыше трех метров. Для этого корпуса из хладостойкой стали в зоне контакта со льдом дополнительно усилены.
Недавно на Балтийском заводе заложили очередной атомоход проекта 22220 — «Сталинград». Его название, выбранное в год 80-летия Великой Победы, отсылает к истории. Во время Сталинградской битвы суда Волжской военной флотилии, несмотря на ледостав, через Волгу переправляли войска и грузы. Сегодняшние ледоколы по замыслу продолжают эту миссию, обеспечивая транспортные связи в новых условиях.
Мощь ледоколов проекта 22220 обеспечивает ядерная установка нового поколения РИТМ-200. Она компактнее и производительнее своих предшественников, что улучшило возможности судов и позволило нарастить объемы перевозок.
Ледоколы проекта 22220 оснащены новейшими мощными ядерными установками
Опыт эксплуатации таких установок на ледоколах лег в основу другого важного направления — создания атомных станций малой мощности. Они предназначены для обеспечения энергией удаленных районов, где строить большие электростанции или протяженные сети нет возможности или необходимости.
Практическое применение этой технологии — наземная АЭС малой мощности, которая строится в якутском поселке Усть-Куйга. Сегодня многие территории Якутии зависят от дизельных генераторов. Новая станция позволит меньше ориентироваться на поставки дизельного топлива и создаст основу для роста местной экономики.
Северный завоз: система жизнеобеспечения арктических регионов
Северный морской путь решает и другую важную задачу — обеспечивание всем необходимым жителей отдаленных арктических поселков. Эта ежегодная кампания по доставке товаров называется «северным завозом». Она критически важна для Якутии, Чукотки, Камчатки и Магадана, куда сложно организовать регулярные поставки из-за суровых климатических условий.
Среди доставляемых грузов — все необходимое для жизни и работы: топливо, горюче-смазочные материалы, продукты питания, медикаменты и стройматериалы. На 2025 год объем запланированных поставок составляет 3,4 млн тонн.
Чтобы сделать процесс более эффективным и прогнозируемым, с этого года его планирование перевели на трехлетний цикл. Кроме того, с 2026-го весь цикл — от планирования и мониторинга до анализа — будет проходить в едином цифровом пространстве. Это повысит точность и своевременность доставки грузов, от которых зависит жизнь в суровых условиях Арктики.
Национальный проект «Эффективная транспортная система» объединяет масштабную работу по разным направлениям. Модернизация аэропортов, строительство высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург, развитие Северного морского пути, внутренних водных путей и инфраструктуры морских портов, цифровизация отрасли и модернизация пунктов пропуска через госграницу — все это части комплексного подхода.
К 2030 году эти усилия позволят создать единую транспортную сеть, где поездки станут комфортнее, а логистика — эффективнее. Пассажиры смогут путешествовать на большие расстояния без лишних пересадок, а бизнес получит надежные маршруты для перевозок грузов. В итоге выигрывают все — от отдельного человека до экономики страны в целом.
Подпишитесь на новости национального проекта