Александр Манзюк/ТАСС

Стройка века: как модернизируют БАМ и Транссиб

В 2024 году Байкало-Амурская магистраль (БАМ) отмечает 50-летний юбилей. 22 апреля Президент России Владимир Путин встретился с ветеранами-строителями и работниками магистрали, а 23 апреля вручил госнаграды представителям транспортной отрасли, которые внесли весомый вклад в строительство.

Сегодня БАМ является частью Восточного полигона железных дорог, реконструкция которого идет полным ходом по национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры». Модернизация, а именно расширение железнодорожной сети, тут необходима для наращивания объемов грузооборота, чтобы следовать за внутренним спросом и активно развивающимся рынком Азиатско-Тихоокеанского региона.

Развитие Восточного полигона вносит существенный вклад в рост ВВП страны, формирует внутренний спрос на продукцию предприятий металлургической, машиностроительной, строительной и других отраслей, а также ускоряет развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири. Масштабные проекты реконструкции обеспечат жителей рабочими местами.

Подробнее о завершенных участках и дальнейших планах по развитию Восточного полигона расскажем в нашем материале.

Главные магистрали страны

Восточным полигоном называют железнодорожную сеть, которая проходит по территории Иркутской области, Республики Бурятии, Забайкальского края, Амурской области, Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края и Еврейской АО. БАМ и Транссиб — «нити», связывающие все эти регионы.

В апреле 1974 года Байкало-Амурскую магистраль объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В общей сложности около 2 млн человек работали в сложных климатических и геологических условиях — примерно 1,5 тыс. км пролегает в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности.

Главная цель реконструкции БАМа и Транссиба — ликвидация узких мест на железных дорогах Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока

Сегодня БАМ входит в число крупнейших железных дорог мира, ее протяженность составляет почти 4,3 тыс. км. Магистраль проходит по территории Амурской и Иркутской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии. Благодаря развитию БАМа существенно увеличились экспортные и транзитные возможности России на востоке, реализуются проекты освоения крупнейших месторождений, находящихся в зоне ее тяготения.

В свою очередь, Транссиб — это самая длинная в мире железная дорога протяженностью почти 9,3 тыс. км. Ее строили в 1891–1916 годах. Магистраль соединяет европейскую часть России с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами.

Главная цель реконструкции БАМа и Транссиба — ликвидация узких мест на железных дорогах Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Для этого создается принципиально новая по качеству железнодорожная инфраструктура с привлечением самых передовых технико-технологических решений: укладывается более прочная рельсошпальная решетка, модернизируются приемоотправочные пути станций для приемки составов в 71 вагон, разрабатываются отечественные локомотивы улучшенных характеристик.

За последние несколько лет проделана огромная работа, благодаря которой уже удалось увеличить провозную способность с 144 млн тонн в 2021 году до 173 млн тонн в 2023 году. 

Стройка века: как модернизируют БАМ и Транссиб
Екатерина Кузьмина/RBC/TASS

Во время оглашения послания Федеральному Собранию в 2024 году Владимир Путин заявил о запуске третьего этапа модернизации Восточного полигона.

«Запускается третий этап расширения Восточного полигона железных дорог — БАМа и Транссиба. До 2030 года их пропускная способность возрастет с 173 млн до 210 млн тонн в год. Одновременно должны получить развитие и порты Ванино и Советская Гавань», — подчеркнул Президент.

В конце марта этого года ОАО «РЖД» и группа компаний «Бамтоннельстрой-Мост» подписали соглашение о строительстве вторых Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей и нового железнодорожного моста через реку Амур в Комсомольске-на-Амуре. Это и дало старт третьему этапу развития Восточного полигона железных дорог.

В соглашении идет речь, например, о Северомуйском тоннеле — самом протяженном в стране, его длина — 15 км, и Кодарском — самом высокогорном, он расположен на высоте 996 м над уровнем моря.

Помимо этого, предстоит построить 2 тыс. км вторых путей и 1,5 тыс. км искусственных сооружений. По словам главы ОАО «РЖД» Олега Белозерова, их возведение будет не менее сложным, поскольку стройка в суровых условиях Восточной Сибири всегда вызов.

«Символично, что в год 50-летия Байкало-Амурской магистрали мы даем старт проектированию и строительству четырех ключевых инфраструктурных объектов нового БАМа. Они станут тем заделом на будущее, который позволит уже через восемь лет обеспечить провозную способность Восточного полигона в размере 270 млн тонн», — заявил Олег Белозеров.

Стройка в сложных условиях

По итогам первого квартала на железнодорожных объектах ОАО «РЖД» уложило 163 км пути. Тут пальма первенства принадлежит Восточному полигону железных дорог, на его долю приходится до 90% путевого развития.

В этом году также завершили проходку нового однопутного Дуссе-Алиньского тоннеля в Хабаровском крае на БАМе. Он строится рядом с действующим, который был открыт в 1982 году. Работы стартовали еще в 2021 году, а в конце 2024-го по нему уже должны пройти первые поезда.

Из-за высокой плотности пород Дуссе-Алиньского хребта проходку тоннеля вели буровзрывным методом. В общей сложности было использовано 200 тонн взрывчатки и извлечено около 150 тыс. куб. м горной породы.

Как и десятки лет назад, дальневосточная тайга покоряется воле мужественных людей

После ввода в эксплуатацию этого объекта специалисты смогут провести реконструкцию старого тоннеля. Так, в будущем можно будет организовать двухпутное движение поездов на участке и существенно повысить его пропускную способность.

По словам Олега Белозерова, слаженная работа специалистов позволит создать на Байкало-Амурской магистрали современную инфраструктуру, отвечающую самым высоким требованиям безопасности.

«Как и десятки лет назад, дальневосточная тайга покоряется воле мужественных людей, которые пробивают неприступные скалы и упорным трудом укрепляют стальной каркас нашей страны — железные дороги», — отметил он.

Стройка века: как модернизируют БАМ и Транссиб
Евгений Епанчинцев/ТАСС

Локомотивы для Восточного полигона

В январе 2024 года с Брянского машиностроительного завода в город Тында Амурской области поступили первые трехсекционные тепловозы серии 3ТЭ28. Они задействованы на участке Новая Чара (Забайкальский край) — Тында (Амурская область) БАМа.

Этот локомотив полностью импортозамещенный. На нем российская система управления и обновленный отечественный дизель. Тепловозы предназначены для вождения тяжеловесных поездов весом до 7,1 тыс. тонн в суровых климатических условиях БАМа.

Помимо этого, ОАО «РЖД» и компания «Трансмашхолдинг» (ТМХ) разрабатывают электровоз и тепловоз для Восточного полигона. Новые локомотивы смогут перевозить грузовые составы весом 7,1 тыс. тонн со скоростью 120 км/ч. Они будут оснащены трехосными тележками с регулировкой силы тяги по каждой оси. Силовая установка тепловоза сможет работать как на дизельном топливе, так и на смеси газа и дизтоплива. Локомотивы планируют отправить на испытания в 2025 году.

А мы напоминаем, что благодаря национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», который реализуется по решению Президента Владимира Путина, в России также реконструируют аэропорты, модернизируют морские порты и железнодорожные подходы к ним, развивают Северный морской путь. Подробнее о нацпроекте можно узнать по ссылке.

Подпишитесь на новости национального проекта