Фото их личного архива Кристины Архиповой

Стальные характеры: кто строит и обслуживает железные дороги в России

Сегодня железные дороги в России перевозят более 87% всех грузов* и 28% пассажиров. И это не предел: российские железные дороги продолжают развиваться. Так, по нацпроекту «Эффективная транспортная система» строят высокоскоростную магистраль Москва — Санкт-Петербург, модернизируют Восточный полигон железных дорог, в который входят БАМ и Транссиб. Такие масштабы возможны в том числе благодаря работе людей, которые строят и ремонтируют железнодорожные пути, управляют поездами и регулируют их движение.

Рассказываем о тех, кто связал свою жизнь с железной дорогой, — 3 августа они отмечают профессиональный праздник.

Летопись развития магистралей

Сегодня протяженность железных дорог в РФ составляет 85,6 тыс. км. В 2024 году по ним перевезли 1 млрд 284 млн пассажиров и 1,1 млрд тонн грузов. А за первые шесть месяцев этого года общий поток пассажиров уже достиг 626,9 млн человек, превысив прошлогодний уровень на 2,6%.

По российским железным дорогам в 2024 году перевезли около 1,3 млрд пассажиров, а за первые шесть месяцев 2025-го — почти 627 млн 

Отметим, что история отечественных магистралей насчитывает два неполных века. Первый паровоз, названный «пароходным дилижанцем», изобрели и построили в 1834 году крепостные умельцы-самородки на Демидовских заводах на Урале. Через два года на левом берегу реки Фонтанки в Санкт-Петербурге начали строить первую железную дорогу длиной 26,5 км. А в 1851 году по ней отправился первый паровоз.

Сеть железных дорог в России постепенно расширялась. В 1880 году возле Сызрани открыли первый на Волге железнодорожный мост. Через 11 лет во Владивостоке стартовало строительство Транссибирской магистрали, которая дала мощный импульс развитию промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке. Ее длина в итоге достигла 9288,2 км. Достроили Транссиб в 1916 году.

Второй главной железной дорогой страны стала Байкало-Амурская магистраль (БАМ), которую в 1974 году объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Пути прокладывали десять лет с двух направлений, стыковка произошла на разъезде Балбухта. Финальным аккордом стройки стала приемка в постоянную эксплуатацию последних перегонов 1 ноября 1989 года. Этому посвящено немало фильмов, песен и стихов.

Стальные характеры: кто строит и обслуживает железные дороги в России
Игорь Михалев/РИА Новости

«БАМ нужен как воздух»

Судьба Леонида Казакова с юности связана с железной дорогой. Окончив школу в Брянской области, в 1968 году он уехал в Сибирь — старший брат позвал работать в своей бригаде на строительстве железнодорожной ветки Хребтовая — Усть-Илимская в Иркутской области. Трудился и грузчиком, и плотником, и монтажником, прокладывая водопропускные трубы под насыпями, по которым потом шли поезда.

В 1974 году бригаду перевели на западный участок Байкало-Амурской магистрали. 23-летнего Леонида Казакова, на тот момент самого старшего в бригаде монтажников-бетонщиков, выбрали бригадиром. На протяжении 12 лет костяк коллектива не менялся.

«Про БАМ в то время много писали в газетах, рассказывали по радио и телевидению, так что люди постоянно стремились на эту всероссийскую стройку. Причем приезжали представители разных профессий. У нас в бригаде работали четыре девушки с дипломами воспитателей детского сада. Ни садиков, ни школ тогда в тайге не было, и все-таки девчонки не уехали, а остались на стройке, работали наравне со всеми», — рассказывает Леонид Давыдович.

Казаков с гордостью вспоминает, как его бригада весной 1975 года всего за полтора месяца проложила 100-метровую водопропускную трубу и соорудила над ней высокую железнодорожную насыпь.

«Чтобы добиться прочности, по технологии нужно было насыпать грунт слоями по 60 сантиметров, потом утрамбовать их и делать следующий уровень. И так до самого верха — а общая высота насыпи была 26 метров! Работали с минимальными перерывами и сделали невозможное — первый поезд по новой ветке прошел на четыре месяца раньше срока. Мы знали, что приносим пользу Родине. Это давало силы работать даже в лютые морозы, когда по правилам было запрещено выходить на смену. А мы все равно шли. Поскольку мы прокладывали водопропускные трубы, в валенках там находиться было нельзя, они промокали. Вот и работали в резиновых сапогах. Бегали греться к костру», — отмечает Казаков.

В 1981 году Леониду Давыдовичу присвоили звание Героя Социалистического Труда, а также вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот».

«Я бесконечно рад, что результатом общих усилий бамовцев стал надежный путь, который помогает укреплять технологический суверенитет нашей страны и сегодня. Уже в 70-е годы прошлого века было понятно, что Транссибирская магистраль перегружена, БАМ был нужен как воздух. Мы вложили в его строительство всю душу», — делится мыслями Леонид Давыдович.

В 1986 году его перевели на работу секретарем Всесоюзного центрального совета профсоюзов в Москву. А через пять лет Казаков все-таки вернулся к прежней работе, занимался возведением аэропортов и других крупных объектов на Сахалине, Дальнем Востоке и в Якутии, участвовал в олимпийских проектах в Сочи.

Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Леонид Казаков никогда не отказывается от встреч с подрастающим поколением.

«Вот иногда говорят, что якобы молодежь безответственная пошла, но я с этим не согласен. Много общаюсь с ребятами и вижу, что нормальная смена нам выросла. Они и в студенческие стройотряды ездят, и трудятся много, и душой болеют за страну. Так что толк из них будет!» — уверен ветеран БАМа.

Стальные характеры: кто строит и обслуживает железные дороги в России
Фото из личного архива Леонида Казакова

«Горжусь своей профессией»

19-летнего Егора Лысюка, пожалуй, можно назвать представителем той самой молодежи, о которой с большой симпатией отзывается Герой Социалистического Труда Леонид Казаков.

Егор выучился на электромонтера контактной сети и полтора года работает на железной дороге во Фрязевском районе Подмосковья. Главная обязанность электромонтеров — заботиться о состоянии электрооборудования, подающего ток на железную дорогу, проводить текущий и аварийный ремонт контактной сети и воздушных и кабельных линий электропередач. Молодой человек знает, насколько важна эта работа, ведь она помогает обеспечивать бесперебойное движение поездов.

«Некоторые знакомые удивлялись, что я выбрал специальность, которая, на первый взгляд, кажется неинтересной. Ну да, я не космонавт и не киноактер. Но все равно очень горжусь своей профессией», — заявляет Егор.

Большую роль в выборе жизненного пути сыграл дедушка Егора. Он не работал на железной дороге, зато часто рассказывал внуку о различных специальностях, о том, какое они имеют значение для страны и для других людей. Особенно Егор запомнил слова деда о том, как важно быть ответственным и добросовестным во всем. Умудренный опытом пожилой человек одобрил желание парня стать электромонтером и порадовался, когда тот устроился на станцию.

«Я первый железнодорожник в семье. Сам захотел работать в системе РЖД. Родители, как и дедушка, с уважением отнеслись к моему решению, во всем поддержали. А теперь советуют выбрать вуз, чтобы получить высшее образование и развиваться дальше, двигаться по карьерной лестнице», — рассказывает Егор Лысюк.

Еще, по его словам, помогла поддержка одногруппников из колледжа, с которыми он вместе проходил практику и потом поступал на работу. Молодой специалист отлично помнит первый выход в смену — тогда ему доверили повесить на контактную сеть заземляющую штангу. Старшие члены бригады следили за действиями юного коллеги. Они объяснили, как безопасно выполнить поручение.

«У нас очень классный коллектив. И мои сверстники, и старшие коллеги — все мы являемся одной командой. Я читал воспоминания бамовцев о том, как они сплоченно жили и трудились, стали настоящими друзьями и единомышленниками. Мы тоже живем и работаем по такому принципу, вместе решаем задачи любой сложности», — считает Егор.

Несмотря на небольшой стаж, его уже назначили ведущим инженером по контактной сети на одном из участков железной дороги. Когда на практику приходят учащиеся колледжа, Лысюк помогает ребятам закрепить теоретические знания и рассказывает об особенностях работы электромонтера на железной дороге.

«Мне легко с ними общаться, ведь мы почти одного возраста», — улыбается молодой наставник.

Стальные характеры: кто строит и обслуживает железные дороги в России
Фото из личного архива Егора Лысюка

«Работа не дает скучать»

Дежурный по станции Москва-Пассажирская-Ярославская Кристина Архипова тоже первая железнодорожница в семье. Она вспоминает, что с детства любила путешествовать поездом: ей нравятся стук колес, пейзажи за окном, чай в металлическом подстаканнике и ложечка, позвякивающая в такт движению вагона.

«Сначала я мечтала стать проводницей, но, повзрослев, поняла, что стоит копнуть глубже и узнать, как железная дорога устроена изнутри. Родители были удивлены, когда я им рассказала, кем хочу стать. Огромное спасибо маме, которая любит повторять, что в любой профессии можно быть всем или никем. Она научила всегда добиваться цели», — говорит Кристина.

В итоге девушка выбрала специальность дежурного по станции и работает уже около десяти лет в этой должности.

«Эта работа не дает заскучать, требует полной самоотдачи и максимальной концентрации. Я должна оперативно и грамотно реагировать на любые ситуации, быть строгой или, наоборот, мягкой, когда в этом есть необходимость», — признается собеседница.

По словам Кристины, станция Москва-Пассажирская-Ярославская примечательна не только активным движением поездов, но и обширной инфраструктурой. В нее входят 95 путей, 219 стрелочных переводов, 4 парка, вагонное и локомотивное депо. Из-за большого объема работы в одну смену выходят сразу несколько дежурных по станции, всегда готовых выручить друг друга.

На протяжении 12-часовой смены вместе с коллегами Кристина решает множество задач. Они распоряжаются приемом, отправлением и пропуском поездов, контролируют их на прилегающих к станции перегонах, управляют маневровыми передвижениями составов и следят за другими объектами.

«Психологи говорят про стрессы и выгорание, которыми чревата работа в постоянном напряжении. Но я считаю, что многое зависит от обстановки в коллективе и от того, как ты сам воспринимаешь свой труд. Лично я вижу нештатную ситуацию как возможность проявить себя с наилучшей стороны. При этом важно уметь работать в команде, прислушиваться к мнению коллег», — отмечает Кристина.

Многое зависит от обстановки в коллективе и собственного восприятия труда. При этом важно уметь работать в команде 

Она привела лишь пару примеров ситуаций, с которыми ей довелось столкнуться на дежурстве. Однажды в дерево ударила молния. Оно упало на пути, повредив контактную сеть. В другой раз на нерегулируемом переезде электропоезд столкнулся с асфальтоукладчиком. В обоих случаях дежурные смогли быстро и четко решить возникшие проблемы и наладить движение. 

В прошлом году Кристине Архиповой присвоили звание «Лучший по профессии», что для 32-летней сотрудницы стало безусловным достижением. При этом она всегда отмечает, что обязана железной дороге не только любимой профессией, но и семейным счастьем. Муж Кристины — поездной диспетчер. Однажды они услышали друг друга по рации, потом встретились и уже десять лет вместе.

«У супруга вся семья — железнодорожники. Они с сестрой пошли по стопам родителей, — рассказывает Кристина. — А у меня теперь младший брат готовится поступать в отраслевой вуз. Говорит, что именно я стала для него примером».


_____________________________________

*без учета трубопроводного транспорта


Железнодорожная отрасль насчитывает сегодня около тысячи специальностей. Среди наиболее массовых — машинисты, дежурные по станции, электромонтеры контактной связи, осмотрщики вагонов. Перед ними стоят амбициозные задачи, ведь по национальному проекту «Эффективная транспортная система» модернизируется инфраструктура железной дороги, в том числе подходы к морским портам, расширяется Восточный полигон — все это способствует увеличению грузопотока. Развивается и пассажирское направление — строится высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург, которая объединит почти 40 млн человек в зоне притяжения магистрали в единую агломерацию.



Подпишитесь на новости национального проекта