
Пятилетие нацпроекта: как в РФ модернизируют транспортную инфраструктуру
Развитый транспорт — основа социально-экономического роста любого государства. Автомобильные дороги, аэропорты, морские порты, железнодорожные пути — все это оказывает непосредственное влияние на удобство пассажирских перевозок и скорость доставки грузов, повышает туристическую и инвестиционную привлекательность регионов. Благодаря нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», который реализуется по решению Президента Владимира Путина, в России комплексно подходят к созданию транспортной системы, комфортной и для пассажиров, и для перевозки товаров.
Рассказываем, какими были главные итоги этой работы с 2019 года и какие проекты по поручению Президента будут реализовываться до 2030 года.
По воздуху быстрее и удобнее
С 2019 по 2023 год благодаря нацпроекту в 31 региональном аэропорту модернизированы 33 объекта инфраструктуры: взлетно-посадочные полосы и вспомогательные объекты для обслуживания самолетов и самих воздушных гаваней.
«Воздушные перевозки позволяют жителям быстро добраться даже до самых отдаленных населенных пунктов нашей страны. Чтобы сделать перелеты комфортнее и безопаснее, мы продолжаем обновлять региональные аэропорты. Благодаря нацпроекту в этом году реконструируем еще 13 объектов. Таким образом всего по нацпроекту будет модернизировано 46 объектов аэродромной инфраструктуры в 42 аэропортах», — сообщил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
С 2019 по 2023 год благодаря нацпроекту в 31 региональном аэропорту модернизированы 33 объекта инфраструктуры
В том числе в прошлом году в международном аэропорту Архангельска имени Ф. А. Абрамова полностью демонтирована старая и построена новая взлетно-посадочная полоса протяженностью 2,5 тыс. метров. Теперь вместо разбитых плит полосу покрывают 110 тыс. квадратных метров прочного цементно-бетонного покрытия. Также реконструированы рулежные дорожки, водосточная дренажная система, сети электроснабжения и освещения. Полностью заменено светосигнальное оборудование, установлены курсовые и глиссадные радиомаяки, а также метеооборудование.
Жители и гости региона вновь могут пользоваться услугами привычных для них авиакомпаний, которые приостанавливали свои полеты на время реконструкции. Обновленная воздушная гавань принимает и отправляет воздушные суда любых классов.
При этом реконструкция инфраструктуры аэропорта Архангельска продолжается: на его территории будут построены патрульная автодорога, очистные сооружения и здание аварийно-спасательной службы. Ориентировочно работы продлятся до августа 2024 года, но они не будут влиять на прием и отправку воздушных судов.

Во время Послания Федеральному Собранию в феврале 2024 года Президент Владимир Путин сделал акцент в том числе на необходимости и дальше повышать доступность внутренних авиаперелетов.
«К 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в полтора раза к уровню прошлого года, — поставил цель глава государства. — Для этого планируем ускорить и развитие внутри- и межрегионального воздушного сообщения. И здесь перед Правительством стоит конкретная задача: за шесть лет провести модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов — это больше трети аэропортовой сети России».
Великие железнодорожные магистрали
Другое важнейшее направление нацпроекта — модернизация инфраструктуры Восточного полигона железных дорог. Благодаря этому на БАМе и Транссибе расширяют узкие места, что уже сейчас положительно сказывается на их провозной способности.
Модернизация БАМа и Транссиба включает в себя не только крупные объекты, такие как тоннели и мостовые переходы, но и реконструкцию станций — удлинение путей, укладка стрелочных переводов, монтаж контактной сети и так далее. За последние два года стало возможно перевозить по этим магистралям на 29 млн тонн грузов больше — 173 млн тонн по итогам 2023 года.
Другим достижением прошлого года стал запуск движения на Транссибе по новому двухпутному Керакскому тоннелю. Он расположен в Амурской области на перегоне Ковали — Ульручьи и стал самым длинным на Забайкальской железной дороге. Его протяженность составляет 926 метров.
Старый тоннель, построенный в 1911 году, остался теперь в 25 метрах в стороне, так как больше не отвечает ни современным требованиям безопасности, ни возросшим объемам перевозок в направлении дальневосточных портов.
Новый тоннель позволил повысить скорость движения поездов и увеличить провозную способность участка Бамовская — Белогорск со 120 млн до 131 млн тонн грузов в год.
«Запускается третий этап расширения Восточного полигона железных дорог — БАМа и Транссиба. До 2030 года их пропускная способность возрастет со 173 до 210 миллионов тонн в год. Одновременно должны получить развитие и порты Ванино и Советская Гавань», — подчеркнул Президент во время послания Федеральному Собранию.
Московские центральные диаметры
В Европейской части России большое внимание уделяется развитию Центрального транспортного узла Москвы. В столице развивается сеть так называемых «центральных диаметров» (МЦД), по которым можно без пересадок проехать через всю Москву и добраться до городов на противоположных концах Подмосковья. Сейчас в столице уже четыре таких ветки. При этом МЦД интегрировано с другим городским транспортом: пассажиры по единому билету пересаживаются на метро, Московское центральное кольцо (МЦК), другие направления МЦД.
В прошлом году по нацпроекту состоялся запуск движения на третьем и четвертом Московском центральном диаметрах (МЦД-3 и МЦД-4). Протяженность МЦД-3 составляет 85 км, пассажирам доступны 38 станций. Протяженность МЦД-4 — 86 км, в состав входят 36 станций.
В будущем ветки МЦД продлят за пределы Подмосковья: современные скоростные электрички пойдут в сторону Ярославля, Твери, Калуги и Владимира.

Скоростные безопасные автомагистрали
Важное направление с точки зрения развития автомобильных перевозок — создание скоростного транспортного маршрута «Россия». Он протянется на 12 тыс. километров от Санкт-Петербурга до Владивостока.
В конце 2023 года на пути к этой цели была пройдена важная веха — запущено движение по трассе М-12 «Восток» от Москвы до Казани. Дорога соединила пять регионов: Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, Чувашскую Республику и Республику Татарстан. Длина маршрута составляет около 810 км. Благодаря ему время в пути между его крайними точками сократилось для водителей с 12 до всего 6,5 часа.
Скоростной транспортный маршрут «Россия» протянется на 12 тысяч километров от Санкт-Петербурга до Владивостока
Новая скоростная автомагистраль не только прочнее связала регионы России, улучшила их транспортную доступность, но и поможет снизить количество ДТП практически в 3,5 раза. Уже на церемонии открытия дороги Президент Владимир Путин отметил: благодаря росту объема и эффективности грузоперевозок М-12 повысит инвестиционную привлекательность регионов, через которые она проходит.
«Трасса будет способствовать созданию рабочих мест, строительству жилья, открытию и росту компаний в промышленности, в сельском хозяйстве, в логистике, в сфере услуг. Так всегда бывает: дорога появляется — сразу жизнь бьет ключом», — подчеркнул глава государства.
Передвигаться по М-12 удобно, ведь на ней нет пробок. Сделать передышку в пути можно в одной из многофункциональных зон, где в одном месте собраны АЗС, кафе, комнаты матери и ребенка, станции шиномонтажа и даже мини-отели. Число таких точек постепенно увеличивается, сейчас их 18. Планируется, что концу 2024 года их будет 32.
Немаловажно, что скоростная трасса стала хорошим стимулом для развития внутреннего туризма. Путешественникам стало проще попасть во Владимир, Покров, Муром, Нижний Новгород, Чебоксары и, конечно, Москву и Казань.
«В текущем году продлим магистраль до Екатеринбурга, а в следующем — до Тюмени, — поделился планами Президент во время послания Федеральному Собранию. — Также за шесть лет в России должно быть построено более 50 обходов городов. Новый значимый автодорожный проект — это, конечно, строительство трассы Джубга — Сочи. Она сократит время в пути от трассы М-4 «Дон» до Сочи в четыре раза — до полутора часов — и, более того, позволит активно развиваться Черноморскому побережью».

Морские проекты стратегической важности
Общая мощность российских морских портов к концу прошлого года составила более 1,3 млрд тонн. Добиться такого показателя позволило введение в эксплуатацию объектов портовой инфраструктуры, которые были построены или модернизированы благодаря нацпроекту.
С 2020 по 2023 год было завершено 13 подобных проектов. Среди них — морские перегрузочные комплексы СПГ в Мурманской области и Камчатском крае, угольный перегрузочный комплекс в бухте Мучка в Хабаровском крае, терминал навалочных грузов в морском порту Тамань в Краснодарском крае.
Среди текущих проектов стоит выделить строительство глубоководного незамерзающего порта Лавна в Мурманской области. По плану, провозная мощность местного угольного терминала составит 18 млн тонн в год. Лавна станет западным рубежом расширенного Северного морского пути и обеспечит прямой выход в нейтральные воды. Предполагается, что запуск порта поддержит экономику Арктической зоны — здесь прогнозируется повышение занятости и рост налоговых поступлений.
Отметим, что грузопоток на Северном морском пути уже растет. За один только прошлый год объем перевозок в акватории увеличился на 2,1 млн тонн. В ходе послания Федеральному Собранию Президент Владимир Путин подчеркнул: дальнейшее развитие Северного морского пути является для России одной из приоритетных задач.

«Мы приглашаем зарубежные логистические компании, государства активно использовать возможности этого глобального транспортного коридора. В прошлом году по нему прошло 36 миллионов тонн груза. Обращаю Ваше внимание, коллеги: это в пять раз больше рекордного показателя во времена Советского Союза — в пять раз! Обеспечим круглогодичную навигацию на Севморпути. Будем увеличивать обороты наших северных портов, включая Мурманский транспортный узел, и, конечно, наращивать арктический флот», — пообещал глава государства во время послания Федеральному Собранию.
За последние годы по нацпроекту уже введены в эксплуатацию атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал». В этом году введут ледокол «Якутия». В обозримом будущем флот пополнят еще «Чукотка» и «Ленинград», который заложен в начале этого года на Балтийском заводе. Кроме того, специалисты дальневосточной верфи «Звезда» трудятся над созданием ледокола нового поколения «Лидер», который будет иметь вдвое большую мощность.
«На базе наших отечественных верфей планируем существенно обновить торговый флот: танкеры, газовозы, контейнеровозы. Это позволит российскому бизнесу выстраивать эффективные торговые потоки в условиях меняющейся логистики, кардинальных перемен в глобальной экономике», — уверен Президент.
Подпишитесь на новости национального проекта