Постер к фильму «Пророк. История Александра Пушкина»
Семья

«Пророк. История Александра Пушкина»: чем покорил зрителей фильм о поэте

С 14 февраля во всех кинотеатрах страны вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Музыкальный фильм рассказывает об удивительной и яркой судьбе прославленного поэта.

За первую неделю фильм производства кинокомпании «Централ Партнершип» (входит в состав «Газпром-Медиа Холдинга»), компании «Кинослово», «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова», при поддержке Фонда кино, собрал почти 600 млн рублей. Ленту увидели более 1,2 млн жителей нашей страны. А школьники и студенты в возрасте от 14 до 22 лет благодаря Пушкинской карте смогли посмотреть картину бесплатно. С 2025 года эта программа стала одной из ключевых инициатив нацпроекта «Семья».

О том, как Пушкинская карта увлекает школьников и студентов в мир искусства, над какими сценами в фильме «Пророк. История Александра Пушкина» было сложнее всего работать, в беседе с порталом национальныепроекты.рф поделился продюсер ленты Петр Ануров.

От идеи до премьеры

— Петр Вячеславович, «Пророк. История Александра Пушкина» во многом необычный фильм. Картина рассказывает о непростой судьбе великого поэта. Как пришла идея снять кино о классике русской литературы, а в качестве жанра выбрать именно музыкальный?

— Мы снимали фильм «Серебряные коньки». Это была зима 2019 года, было очень холодно, минус 20. Я воспользовался тем, что смог отойти с площадки, и пошел в музей Пушкина на Мойке, который был рядом, чтобы скоротать время и погреться.

Я взял аудиогид, который, честно говоря, не часто беру в музеях. Прослушал экскурсию. Она не сильно отличается от того, что мы знаем с детства о жизни Александра Сергеевича. Но к концу этой экскурсии у меня так сжало сердце, и я испытал какое-то невероятное чувство близости к этому человеку. Подумал, что можно сделать кино, и тут же сразу эту мысль от себя прогнал, как нечто безумное. Как можно делать кино про Пушкина, да еще современное, как можно на это замахнуться?

После этого через полгода я был в Лондоне на мюзикле «Гамильтон», который рассказывает об отцах-основателях Америки, президентах Вашингтоне и Гамильтоне. Этот мюзикл исполняется в стиле R& B, хип-хоп, рэп. И собственно, пришла в голову идея попробовать рассказать историю Пушкина не в классическом «пыльном» формате, а сделать музыкальные номера, поэтические, речитативные. Сделать поэта более современным и живым.

— Много ли времени заняла работа над картиной?

— С момента зарождения идеи прошло около шести лет, а с момента плотной работы, когда все уже собрались вместе, 3,5–4 года.

Поскольку в «Серебряных коньках» у нас снимался Юра Борисов, уже тогда было понятно, что это артист уникального дарования. Ведь для того, чтобы сыграть гения, не нужно быть похожим на него. Для этого необходимо иметь хотя бы какую-то песчинку гения в себе. В Юре эта песчинка, я уверен, есть. Поэтому мы предложили ему главную роль в фильме «Пророк. История Александра Пушкина».

Дальше мы нашли режиссера — молодого талантливого парня Феликса Умарова. Для него это полнометражный дебют.

«Пророк. История Александра Пушкина»: как мюзикл о поэте покорил зрителей
Актер Юрий Борисов и продюсер Петр Ануров (слева направо) на премьере фильма «Пророк. История Александра Пушкина» режиссера Феликса Умарова в Михайловском театре.

Поэт, хулиган и многодетный отец

— Удалось ли, на ваш взгляд, показать его не только в качестве великого русского поэта, но и как человека со сложной судьбой? Как Юре Борисову удалось справиться с такой задачей?

— На мой взгляд, Юра сыграл одну из своих лучших ролей. Обычно он играл простых парней, молчаливых, справедливых. И с такой харизмой простого русского парня. В нашем фильме он играет в совершенно другом актерском диапазоне.

Это удивительно, что 30-летний актер сначала предстает в образе 18-летнего, потом 23-летнего Пушкина и далее 37-летнего, уже взрослого по тем временам человека с четырьмя детьми, женатого. Все делает один актер в течение одного фильма, не пользуясь практически никаким пластическим гримом.

— Каким Пушкин предстает перед зрителями в этом фильме?

— В начале фильма это молодой, хулиганистый, задиристый поэт. Потом уже артист, который почти на равных разговаривает с царем. И далее он предстает в образе отца и ревнивого мужа. Все это Юра Борисов, на мой взгляд, делает очень талантливо.

У режиссера Феликса Умарова, и в целом всей команды, стояла задача немного отойти от школьного учебника, мраморного изваяния, и понять, каким человеком был Пушкин. Чем он жил, как страдал, переживал и любил. В этом заключалась основная задача. Чтобы люди после просмотра фильма полюбили его как родного, а не как какое-то словосочетание в учебнике, которое нужно выучить к завтрашнему уроку.

Мы бы хотели, чтобы зритель понял, какой был Пушкин, и испытали невероятную близость и нежность к нему, любовь в тот момент, когда он погиб на дуэли. Потом пришли домой, полезли в Википедию, библиотеку, начали читать его стихи, интересоваться, обсуждать, спорить о нем и посвятили этому часть своей жизни.

— Близкое знакомство с историей Пушкина произвело на съемочную команду такое же впечатление?

— От Александра Сергеевича исходит мощный свет, который может почувствовать каждый. Мы почувствовали его, когда делали кино. И хотим, чтобы все, кто фильм посмотрит, тоже в этом луче погрелись и ощутили, насколько великой возможностью мы все обладаем. Просто потому, что знаем русский язык с детства и можем читать, приобщаться к культуре.

Главное, чтобы это было не из-под палки, и люди сами захотели изучить Пушкина, заинтересовались им. Вот это было бы для нас наибольшей наградой.

«Пророк. История Александра Пушкина»: как мюзикл о поэте покорил зрителей
Премьера фильма «Пророк. История Александра Пушкина» в Москве
Сергей Фадеичев/ТАСС

Режиссерский дебют и творческие приемы

— Перед всей командой стояла очень ответственная задача, наверно, прежде всего перед режиссером. Как проявил себя Феликс Умаров, вы ему помогали?

— Режиссер, безусловно, ключевая фигура. Особенно когда речь идет о съемках, работе с артистом на площадке. Мы предоставляем необходимую для этого свободу. Но и помогаем, подсказываем где-то, спорим.

В целом это такой союз. Если ты продюсер и выбрал режиссера, то делаешь с ним картину почти в семейных отношениях, где люди спорят друг с другом, договариваются, идут на уступки.

Прежде всего мы сами выбрали этот проект, тему. А когда получаешь удовольствие от того, что делаешь, то проще и договариваться, находить правильный аргумент, правильные слова. В конечном итоге это все радость творчества.

— Учитывая масштаб фильма, личность главного героя, хореографию, вокал, обилие художественных приемов, возможно, были какие-то сцены, над которыми пришлось кропотливо поработать? Есть ли эпизоды, которые особенно вам запомнились?

— Все номера были непростые. Мы не пошли по короткому пути, по которому часто идут и российские, и международные мюзиклы, когда есть уже известные песни и музыка. Их просто берут и аранжируют, делают какие-то свои версии, каверы и вставляют в кино. Таких примеров много.

Мы написали все это с нуля. Искали разных авторов текстов, музыкантов. Нам что-то нравилось, не нравилось. В итоге потратили полтора года на то, чтобы создать музыку. Саундтрек сейчас уже лежит на всех основных музыкальных платформах. Его можно слушать и загружать. Не только в кино видеть, но и проигрывать у себя.

Один из самых сложных был номер «Поэт и царь», он сделан в виде игры в теннис. Царь играет с Пушкиным и Бенкендорфом, и параллельно они разговаривают о судьбе Родины. Это знаменитая встреча, описанная в разных воспоминаниях, когда Пушкин после ссылки в Михайловское приехал к Николаю I. Но вместо того, чтобы сделать подробную сцену разговора Пушкина с царем, более или менее известного в истории, мы переложили это на язык музыки и текста.

— Как удалось воплотить идею на экране?

— Они играют в теннис, это своеобразная дуэль между ними, словесная, интеллектуальная, спортивная. Герои разговаривают, поют, напевают по смыслу похожие тексты, которые были в реальной встрече.

Это сложная хореография, движение мяча, ракетки, компьютерная графика, танцы, стихосложение. Мы долго делали монтаж, и получилась довольно крутая сцена. 

«Пророк. История Александра Пушкина»: как мюзикл о поэте покорил зрителей
Премьера фильма «Пророк. История Александра Пушкина» режиссера Феликса Умарова в Михайловском театре
Валентин Егоршин/ТАСС

Первые отзывы о фильме

— Премьера фильма прошла 14 февраля в кинотеатрах по всей России, ленту представили и на фестивале в Берлине. Как восприняли картину зрители?

— Мы довольны тем, как зритель принимает фильм. У нас была большая красивая премьера в Санкт-Петербурге в Михайловском театре. Мы специально ее сделали там, потому что Пушкин бывал в Михайловском театре, и Мойка, 12 недалеко оттуда, и памятник поэту.

Потом было несколько закрытых показов для зрителей, которые купили билеты до релиза. И везде картину принимали восторженно.

Видим, что есть 10–15% людей, которые не готовы к такому радикальному жанру, современному, местами хулиганскому. Особенно в начале. Но далее фильм превращается в достаточно драматическую историю. Люди плачут и переживают определенный катарсис.

В Берлине был показ в рамках кинорынка. Тоже очень позитивная реакция. Фильм уже продан в 14 стран, и переговоры идут дальше. Пожелаем ему удачи с путешествием.

— Во многих кинотеатрах России молодые люди могут побывать на фильме бесплатно с помощью Пушкинской карты. Насколько такие проекты важны для развития отечественной культуры?

— Сложно переоценить значение Пушкинской карты. Это огромная поддержка, в том числе кинематографу как индустрии. Программа стимулирует развитие кино в России. Пушкинская карта, безусловно, поддерживает уровень сборов и, соответственно, уровень инвестиций.

С точки зрения культурологической, социальной проект расширяет количество людей, которые получают доступ к учреждениям культуры, к таким продуктам, как кино.

Может быть, раньше кто-то не задумывался пойти на какую-то выставку или в кино, на концерт, потому что это дорого или недоступно. А с Пушкинской картой они получают такую возможность. Это удивительный инструмент по приобщению молодых людей к культуре.

— Если говорить о российской культуре, проза, стихи Пушкина вдохновляют жителей нашей страны и далеко за ее пределами больше 200 лет. На ваш взгляд, что могут найти для себя в его творчестве современные школьники, студенты?

— У Александра Сергеевича очень разное творчество. Он объемен. Вы знаете, что у Пушкина есть и сказки, и любовная лирика, и гражданская лирика, рассуждающая о судьбах России. Есть и вечные произведения о выборе жизненного пути, нравственности.

Это огромное наследие, очень разное. Я думаю, что каждый может найти для себя в творчестве Пушкина что-то особенное и близкое.

Подпишитесь на новости национального проекта