пресс-служба ГК «Автодор»
Цифровая экономика

Продление М-12: что помогает строить трассу быстро и качественно

Доехать от Казани до Екатеринбурга не за 14 часов, а за 7. Такая возможность появится у автомобилистов после запуска очередного участка трассы М-12 «Восток». Сейчас ее активно строят по национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры». Быстрее можно будет добираться и из Санкт-Петербурга в столицу Урала. По М-11 и М-12 — всего за 17,5 часа.

В конце прошлого года уже запустили движение между Москвой и Казанью, а в этом году дорогу продлят до Екатеринбурга. Самые масштабные работы идут на участке от города Дюртюли в Башкирии до поселка Ачит в Свердловской области. За исключением реконструкции небольших отрезков проселочных дорог, трассу длиной 275 км там прокладывают с нуля. 

В Башкирии, Пермском крае и Свердловской области рабочие возводят шесть автомобильных развязок, объездные дороги вокруг крупных населенных пунктов, мосты и путепроводы. При строительстве используются передовые технологии, иногда — уникальные.

Умный мост

Башкирский участок М-12 — самый протяженный отрезок трассы между Казанью и Екатеринбургом. Через республику пройдут 140 км новой дороги. 

Ключевое сооружение на этом этапе строительства — мост через реку Белую. Чтобы его возвести, специалисты применили инновационную технологию непрерывного бетонирования со скользящей опалубкой. Ранее ее уже опробовали при создании на М-12 вантового моста через Оку на границе Владимирской и Нижегородской областей. 

Этот метод позволяет сократить сроки строительства опор сооружений в 2,5-3 раза. Секрет вот в чем: вместо того чтобы разбирать опалубку после застывания предыдущего участка бетона и собирать конструкцию заново, ее поднимают вертикально с помощью домкратов и гидравлических направляющих.

К тому же строители применяли особый вид самоуплотняющейся бетонной смеси. Этот состав распределяется более равномерно, не образуя пустот и пузырьков, что способствует повышению прочности опоры, и смесь застывает быстрее, что тоже значительно ускоряет процесс строительства.

Талая, дождевая и техническая вода с поверхности моста через систему водоотведения будет попадать в резервуары StormBrixx на фильтрацию. Только после очистки насосные станции перегонят стоки за пределы водоохранной зоны.

Использование StormBrixx значительно ускоряет ход работ на стройплощадке М-12. Эти резервуары собираются вручную из модульных элементов, напоминающих большие кирпичи весом 12 кг. Процесс сборки одного кубометра занимает менее минуты и не требует применения тяжелой техники.

Освещение на мосту тоже оборудуют с использованием передовых технологий. Дорожники применяют систему PLC (Power line communication). Она работает по принципу «умного дома». Это значит, что можно следить за техническим состоянием каждого светильника и управлять ими в удаленном режиме. Всего на протяжении участка дороги в Башкирии будет установлено более семи тысяч опор освещения.

Непрерывно следить будут и за самим мостом. На него установили свыше 500 датчиков для мониторинга инженерных коммуникаций. Система в онлайн-режиме контролирует все основные элементы конструкции. Собранные данные позволят лучше прогнозировать, когда каким-то из них потребуется ремонт.

Строительство 24/7

Через Пермский край пройдут 93 км трассы М-12. Одна из особенностей работ — наличие карстовых пород. В них часто бывают полости, вымытые подземными водами. Из-за этого грунт сильно оседает, появляются провалы, причем спрогнозировать, где и когда это произойдет, довольно сложно. 

По этой причине при прокладывании М-12 специалисты использовали систему мониторинга карстовых пород. Она в реальном времени контролирует состояние грунта и сигнализирует об изменениях. Существующие полости исследуют, а затем заполняют укрепляющим раствором. 

В Пермском крае на трассе будет более 30 искусственных сооружений. Для животных в местах миграции под дорогой предусмотрены десять тоннелей-переходов.

Самый технически сложный из этих объектов — мост через реку Малую Сарану протяженностью около 300 метров. Высота его опор превышает 24 метра. Всего у сооружения их пять, для возведения потребовалось 7,4 тыс. кубометров бетона. Сейчас на пролетах заканчивают укладывать дорожное покрытие и параллельно монтируют барьерные ограждения. 

Как отмечают специалисты, строительство М-12 в регионе в этом году замедлилось из-за обилия дождей весной и летом. Технике было сложно проехать по мягкому влажному грунту, да и для многих работ важна сухая погода. Теперь, чтобы не выбиться из графика, трудиться приходится круглосуточно и по максимуму использовать каждый погожий день. На некоторых участках сделать осталось совсем немного — вдоль трассы уже устанавливают освещение и дорожные знаки. 

М-12 относится к первой технической категории. Такие трассы имеют более сложную конструкцию дорожной одежды. М-12 изначально рассчитана на экстремальный уровень нагрузки, поэтому к качеству дорожного полотна предъявляются особые требования.

Чтобы соответствовать самым высоким требованиям, асфальтобетон производят с помощью особой технологии — метода объемного проектирования. Его особенность заключается в том, что диапазон работы битумного вяжущего в составе асфальтобетона проектируется с учетом температурных условий конкретного региона, где идет строительство, и потенциальной интенсивности движения транспорта, которая прогнозируется по этому участку дороги.

В Свердловской области верхний слой асфальтобетона на М-12 уже полностью уложили, на покрытие нанесли разметку. Участок небольшой, его длина составляет меньше 42 км. Чтобы его заасфальтировать, специалистам потребовалось почти 550 тыс. тонн смеси.

Всего на этом участке дороги Дюртюли — Ачит дорожники возвели две развязки, семь путепроводов, пять мостов, в том числе через реки Ачит, Зюрзя и Большая Сарана.

Переправа длиной 525 м через Большую Сарану — самое крупное искусственное сооружение на М-12 в регионе. Пролеты установлены на опорах высотой до 57 метров.

Для гидроизоляции и защиты бетонных и стальных конструкций моста применили инновационный отечественный материал «Акридек», что позволило в разы сократить сроки строительства 

Это полимерная гибкая бесшовная водонепроницаемая мембрана, которая наносится на поверхность методом безвоздушного напыления.

За состоянием моста будут непрерывно следить. Специальные датчики измеряют уровень напряжения и деформации всех конструкций. Если вдруг какой-то из этих параметров опасно изменится, эксперты сразу же узнают об этом.

Оживленная магистраль

Как уже упоминалось ранее, благодаря нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры» в декабре 2023 года движение по М-12 открылось на отрезке от Москвы до Казани. Теперь путь между столицей и сердцем Татарстана можно преодолеть на машине не за 12, а всего за 6,5 часа. Дорога также проходит через Владимирскую, Нижегородскую области и Чувашию — в общей сложности через пять регионов. 

Количество поездок, которые совершили водители по М-12 с момента ее открытия, уже превысило 23 миллиона 

В среднем ежедневно по трассе курсирует около 10 тыс. машин. Рекордным стало 30 августа: тогда по трассе проехали более 117 тысяч раз. 

Самый оживленный участок — Москва — Электроугли. Им за все время воспользовались около 4,2 млн раз. На втором месте маршрут Владимир — Гусь-Хрустальный (примерно 950 тыс. поездок), а на третьем — мост через Волгу в Татарстане (более 526 тыс. поездок), который автомобилисты проезжают, чтобы попасть в казанский аэропорт с юго-запада.

Автомобилисты выбирают М-12 для поездок, чтобы сэкономить время в пути, сделать поездку комфортной и безопасной. Качественная мобильная связь обеспечена на всем протяжении трассы. Особенно эти плюсы оценили туристы, которые едут в короткие путешествия в выходные и праздничные дни. Благодаря новой дороге можно быстрее добираться до пункта назначения и не нужно торопиться с отъездом обратно.

Продление М-12: что помогает строить трассу быстро и качественно
пресс-служба ГК «Автодор»

Еще одно важное преимущество М-12 — современные многофункциональные зоны дорожного сервиса (МФЗ). Это не просто заправки с фуд-кортом. Водители и пассажиры там также могут сходить в душ, постирать одежду в прачечной, размяться на спортивной площадке. В хорошую погоду отдохнуть от дороги приятно за столиками для пикника на свежем воздухе. Детей ждут игровые площадки. Также предусмотрены места для выгула питомцев. В следующем году на 421-м километре трассы в Нижегородской области в сторону Казани на МФЗ появится первый отель.

Сейчас между Москвой и столицей Татарстана на М-12 работают уже 22 такие многофункциональные зоны. Последняя из них открылась в Чувашии совсем недавно, в середине октября. Она находится около города Шумерля, на стороне дороги, по которой идет движение в сторону Москвы.

С декабря прошлого года автомобилисты воспользовались МФЗ более 4,6 млн раз — в среднем 65 тыс. раз в месяц. Самая популярная остановка — зона на 173-м километре трассы во Владимирской области. Ежемесячно там заправляются около 37 тысяч человек, а в июле нынешнего года показатель достиг рекордных 55 тысяч.

Проезд по М-12 платный. С сентября 2024 года водители могут в течение суток автоматически получать уведомление о поездке через «‎Госуслуги»‎. Для этого нужно, чтобы в личном кабинете был указан номер автомобиля. На оплату счета дается пять дней. Перевести нужную сумму можно также через «‎Госуслуги»‎ либо другим способом, указанным на сайте ГК «‎Автодор».‎

Такие электронные сервисы в России развиваются благодаря нацпроекту «‎Цифровая экономика». ‎О том, какие еще услуги доступны в нашей стране онлайн, мы рассказали в тематическом разделе.

Подпишитесь на новости национального проекта