Лев Федосеев/ТАСС

Повезет всем: пропускная способность железных дорог страны увеличится

О том, какое огромное значение для всей страны имеет состояние железных дорог, говорит тот факт, что в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) включены сразу пять федеральных проектов, касающихся развития транспортных коридоров. В частности, речь идет о подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна, портам Северо-Запада, инфраструктуре Восточного полигона, Центрального транспортного узла и высокоскоростном железнодорожном сообщении по России в целом.

БАМ с нами по пути

Сегодня спрос на перевозки в восточном направлении существенно опережает скорость развития инфраструктуры. Восточный полигон необходим для вывоза угля не только из Кузбасса, но и с месторождений других регионов, а также для транспортировки металла, зерна и удобрений.

В условиях внешних экономических санкций, с которыми Россия столкнулась в последнее время, реконструкция БАМа и Транссиба практически сделает их для нашей страны «окном на Восток». Полигон сейчас очень востребован: за десять месяцев 2022 года в восточном направлении проследовали более 14 тыс. поездов массой 7,1 тыс. тонн, что на 57% выше уровня прошлого года. И это явно не предел — были бы дороги.

По федеральному проекту в 2024 году провозная способность обеих магистралей должна увеличиться до 180 млн тонн.

Это даст рост транзитных контейнерных перевозок в четыре раза и сократит время доставки грузов с Дальнего Востока до западной границы страны почти вдвое — всего до семи дней. Помимо решения транспортных задач, модернизация БАМа и Транссиба создаст более 100 тыс. рабочих мест, запустит 50 новых инвестиционных проектов, обеспечив таким образом как минимум 3% прироста ВВП.

В этом году завершился первый этап модернизации Восточного полигона. Как рассказали в пресс-службе ОАО «РЖД», это уже дало возможность пропускать по БАМу и Транссибу в направлении Дальнего Востока до 144 млн тонн различных грузов в год.

Кстати, Восточный полигон позволил создать дополнительные рабочие места уже сейчас за счет того, что РЖД привлекает дополнительные производственные ресурсы для ускорения строительно-монтажных работ. Сейчас на объектах задействовано около 15 тыс. человек и порядка 3 тыс. единиц техники.

Что касается второго этапа развития Восточного полигона, то работы по нему активно ведутся. Ожидается, что по итогам их выполнения объемы грузов вырастут до 158 млн тонн уже в конце года.

Как отметили представители РЖД, модернизация участков Восточного полигона ведется практически «под колесами», не прерывая перевозку грузов и пассажиров. Это сокращает сроки работ на 10–14 месяцев и дает возможность максимально сохранить объемы движения.

Кстати, чтобы быстрее доставлять стройматериалы, РЖД восстанавливают автомобильный дублер БАМа, который не обновлялся с 1970-х годов, с момента постройки магистрали. Обновленная дорога улучшит условия жизни для местных предприятий и населения.

Повезет всем: пропускная способность железных дорог страны увеличится
Валерий Шарифулин/ТАСС

Логистика нового поколения

Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) также связано с немалым объемом работ. Грузовые железнодорожные перевозки выполняются там к девяти портам: Тамани, Новороссийску, Туапсе, Ростову-на-Дону, Азову, Таганрогу, Ейску, Темрюку и Кавказу.

По данным РЖД, сегодня провозная способность на подходах к портам АЧБ превышает 125 млн тонн, что в полной мере соответствует заданным показателям КПМИ. Однако развитие на этом не останавливается.

Среди ключевых объектов, строительство которых запланировано, можно отметить западный обход Саратовского узла Приволжской железной дороги и электрификацию направления Ожерелье — Узловая — Елец. Планируется также построить 692 км вторых и станционных путей, 368 мостов и водопропускных труб, 11 тяговых подстанций, электрифицировать полностью 972 км пути и провести реконструкцию 84 км линий электропередач.

Сейчас проводится реконструкция станций Тимашевская, Тихорецкая, Максим Горький (I этап), Волжский (Трубная), Ея. Завершаются монтаж шумозащитных экранов и благоустройство прилегающей территории.

Перешли границы

Еще один крупнейший узел перевозок, которому уделяется внимание в нацпроекте, — международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» с выходом к Индии, Китаю и Африке. Это непрерывная транспортная артерия протяженностью 7,2 тыс. км от Санкт-Петербурга до портов Ирана и Индии.

Сегодня основной объем перевозок осуществляется по западному маршруту МТК «Север — Юг», но существующие проблемы пока замедляют движение поездов. Для их устранения необходимо перевести российский участок коридора Дербент — Самур — государственная граница на систему тяги переменного тока, а также заняться развитием железнодорожного пункта пропуска Дербент.

Благодаря этому затраты на содержание и эксплуатацию участка снизятся, а заодно можно будет забыть о долгих стоянках поездов на станции Дербент при смене рода тока. Кроме того, провозная способность пограничного перехода Самур — Ялама может увеличиться в 2-2,5 раза. Проектом предусмотрено и строительство новой станции Самур-2 с созданием инфраструктуры для сокращения времени обслуживания поездов.

Еще одно слабое звено маршрута — отсутствие железнодорожного сообщения на иранском участке Решт — Астара. Однако сейчас всеми заинтересованными сторонами проводятся консультации по поводу строительства новой ветки.

Нарастить объемы перевозок по восточному маршруту МТК «Север — Юг» планируется за счет реализации инфраструктурных проектов совместно с Туркменистаном. Эксперты ОАО «РЖД» намерены подготовить предложения по цифровой трансформации Туркменских железных дорог.

По предварительным оценкам экспертов, к 2025 году общий объем экспортных перевозок из России по восточному маршруту МТК «Север — Юг» может составить около 5,1 млн тонн в год.

В первую очередь речь идет о транспортировке лесных грузов, угля, металлов, удобрений, нефтепродуктов, сельскохозяйственных и продовольственных грузов. Для развития маршрута, в частности, потребуется увеличить провозную способность участка Серхетяка — Берекет — Акяйла/Сарахс.

Повезет всем: пропускная способность железных дорог страны увеличится
Сергей Бобылев/ТАСС

Ставка на скорость

Пристальное внимание сегодня также приковано к развитию железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла. Одна из его ключевых целей — улучшение транспортной доступности районов Новой Москвы. По итогам реализации этого проекта пассажиропоток в железнодорожном сообщении составит 850 млн пассажиров в год.

Как уточнили в РЖД, среди наиболее важных событий 2022 года — открытие новой железнодорожной линии к Северному терминалу аэропорта Шереметьево, двух новых станций «Печатники» и «Минская», а также транспортно-пересадочного узла на станции «Окружная». На этот год также запланировано завершение реконструкции остановочного пункта «Толстопальцево» и существующих станций «Мещерская» и «Переделкино». Помимо этого, продолжается подготовка к запуску двух центральных диаметров D3 Крюково — Раменское и D4 Апрелевка — Железнодорожная.

Пассажиры электричек скоро сами смогут оценить результаты реконструкции остановочных павильонов «Каланчевская» и «Серп и Молот». Так, на «Каланчевской» появится возможность быстро попасть через станцию метро «Комсомольская» на Сокольническую и Кольцевую линии подземки, а также добраться до Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов и выйти к остановкам наземного городского транспорта. В то время как со станции «Серп и Молот» станет удобно пересаживаться на пригородные поезда Курского и Горьковского направлений, а также выходить к станциям метро «Римская» и «Площадь Ильича» Люблинско-Дмитровской и Калининской линий метрополитена.

Вагончик тронется…

Федеральный проект «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей», прежде всего, обеспечит современное железнодорожное сообщение между крупными городами. В частности, речь идет о магистрали Санкт-Петербург — Москва. Реализация этого проекта осложнялась тем, что производство ряда элементов инфраструктуры в нашей стране пока не налажено. Однако в 2021 году российские специалисты взялись за решение проблемы и сейчас уже разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация, начаты работы по формированию полосы отвода магистрали.

А для разработки электропоезда — своего рода «Красной стрелы» нового поколения — в 2019 году было создано специальное подразделение — «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта». Помимо него, к работе над проектом привлечено более 300 научных и промышленных предприятий страны. Ожидается, что электропоезд будет готов к 2028 году.

А мы напоминаем, что выполнение дорожной части национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» поможет обеспечить бесперебойную и комфортную перевозку грузов и пассажиров.

Подпишитесь на новости национального проекта