Александр Кряжев/РИА Новости
Молодежь и дети

Помогать идти вперед: истории, после которых хочется стать педагогом

Педагогика сегодня — это путь, полный перспектив. По нацпроекту «Молодежь и дети» будущие учителя получают возможности для развития и самореализации, а педагоги — для профессионального роста, реализуются мероприятия для повышения престижа профессии. В этом году документы на педагогические специальности уже подали почти 300 тысяч абитуриентов, и приемная кампания продолжается.

Рассказываем, что вдохновляет стать педагогом и что помогает на этом пути.

Знать, что твоя поддержка нужна

Глафире Кинозеровой из Томской области 16 лет, и она уже точно знает, кем хочет работать — воспитателем для детей с особенностями развития.

«У меня есть брат, у него аутизм. И я не понаслышке знаю, как это тяжело, когда ребенок особенный, — рассказала нашему корреспонденту Глафира. — Важно, чтобы общество видело в таких ребятах не диагноз, а личность. Я хочу быть рядом с теми, кому нужна такая помощь. Чтобы истории особенных детей становились историями успеха».

В многодетной семье Кинозеровых мама работает воспитателем в детском саду, папа — тренером по карате. Старшие дети пошли по стопам родителей и в этом году выбрали педагогическую компетенцию «дошкольное воспитание», участвуя в региональном этапе чемпионата «Профессионалы» — он реализуется по федеральному проекту «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети». В итоге в категории «Юниоры» Глафира одержала победу, а ее брат Максим взял серебро. 

Чемпионаты профессионального мастерства формируют мотивацию, навыки и профессиональную идентичность

«Я много готовилась к чемпионату. Конечно, мне очень помогали мои родные. Все мои идеи я отрабатывала на всех членах семьи. И я практически не волновалась, потому что чувствовала огромную поддержку», — поделилась школьница.

Наставник Глафиры Наталья Малина отмечает, что девочка поразила всех умением находить подход к детям. Ее секрет — в искренности и желании понять каждого ребенка.

«Современные подростки, которые хотят стать педагогами, сталкиваются с рядом трудностей. Профессия иногда воспринимается как непрестижная, низкооплачиваемая и рутинная, что снижает мотивацию молодежи к выбору этого пути. Чемпионаты профессионального мастерства, такие как „Профессионалы“, помогают преодолевать эти барьеры, формируя мотивацию, навыки и профессиональную идентичность», — рассказала нам эксперт-наставник Наталья Малина.

Помогать идти вперед: истории, после которых хочется стать педагогом
Пресс-служба ИРПО

Подавать пример

Как и Глафира, наш следующий герой — победитель регионального этапа «Профессионалов», но в компетенции для вожатых. 17-летний Иван Козлитин из Макеевки в ДНР — студент местного педагогического колледжа. Сейчас он работает в детском пансионате «Радуга» в Крыму при Администрации Президента. Там ему пригодились навыки, которые он получил в том числе на чемпионате. В будущем Иван мечтает поработать в «Артеке».

«Будь собой — вот самый ценный совет моих преподавателей. Действительно, ведь когда остаешься верным себе, твоя искренность и индивидуальность начинают привлекать людей. Это позволяет строить настоящие отношения и находить общий язык с окружающими. Я всегда стараюсь следовать этому принципу в своей жизни», — рассказал нашему корреспонденту Иван Козлитин.

Будь собой — вот самый ценный совет преподавателей

Становление Ивана как педагога началось в непростое время. Однако именно в Макеевке он нашел свое призвание, пройдя обучение в Школе Вожатского Мастерства педагогического отряда «Розы Донбасса».

«На моей первой смене у нас с напарницей были некоторые разногласия по поводу работы с детьми. Но благодаря знаниям, полученным в нашем колледже, у меня получилось наладить контакт, и наша смена прошла в атмосфере дружелюбия и взаимной поддержки», — поделился вожатый.

Сейчас Иван не просто вожатый, но и амбассадор программы «Профессионалитет». Он рассказывает школьникам, что обучение профессии сразу после девятого класса открывает отличные возможности для дальнейшей карьеры. В колледжах современные программы, опытные преподаватели и много практики. 

Помогать идти вперед: истории, после которых хочется стать педагогом
Фото из личного архива Ивана Козлитина

Найти призвание

Коллега Ивана — студентка Омского государственного педагогического университета Елизавета Гуслистая — уже несколько смен отработала в легендарном «Артеке». В 2025 году она получила звание «Напарник-мечта» — награду для самых чутких и творческих вожатых.

«Год назад, когда я только приехала работать, я очень трепетно ко всему относилась, переживала за каждую мелочь, когда что-то не получалось, — рассказала нам Лиза. — Но сейчас я стала намного увереннее и могу назвать себя наставником вновь прибывших вожатых».

Будучи студенткой факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма, Елизавета стала работать вожатой — и в итоге нашла себя в педагогике. «На самом деле в моей работе важны как знания тайм-менеджмента, так и основы языка и межкультурной коммуникации, ведь дети приезжают из разных стран и республик», — объясняет она.

В работе важны как знания тайм-менеджмента, так и основы языка и межкультурной коммуникации

Сейчас, когда Лиза готовится работать на очередной смене в «Артеке», она уже точно знает: педагогика — это не просто профессия, а образ мышления, и приходится совмещать десятки навыков одновременно. Современному вожатому и педагогу нужно быть и психологом, и организатором, и творческим вдохновителем, а зачастую еще и специалистом в смежных дисциплинах.

Делиться опытом

Если другие наши герои только начинают свой путь в профессии, то Алексей Бондарев из Ставрополя уже показал, каких высот можно достичь. В 2025 году он стал финалистом Всероссийского конкурса «Учитель года России», где победитель получает 1 млн рублей, а призеры — по 500 тыс. рублей. За звание самого лучшего педагога в стране Алексей поборется этой осенью.

«Некоторые молодые педагоги спустя месяцы или годы уходят из профессии, так как считают, что она ничего не даст им в плане развития, — признался нам учитель. — Но сейчас есть очень много профессиональных конкурсов, форумов, различных мероприятий, мастерских, которые раскрывают потенциал и таланты с новой стороны».

Алексей Бондарев — выпускник Волгоградского педуниверситета, преподает в ставропольской школе № 46. Он вспоминает, что желание учить и воспитывать детей у него было со школьных лет. А любовь к природе и стремление передать ее ученикам — это то, что побудило его преподавать географию и биологию.

Самая ценная награда для учителя не конкурсные достижения, а успехи учеников. «Недавно мой бывший ученик поступил в Волгоградский социально-педагогический университет. Это была его мечта, — с гордостью рассказывает Алексей. — Когда твой пример вдохновляет других выбрать эту профессию, это и есть высшее признание».

Помогать идти вперед: истории, после которых хочется стать педагогом
Фото из личного архива педагога

Время действовать

Истории наших героев — не просто отдельные примеры. Они показывают общую тенденцию: профессия педагога снова становится престижной и востребованной.

Еще недавно в школах была острая нехватка специалистов: только в прошлом году требовалось почти 19 тыс. новых учителей, особенно преподавателей точных наук. Но ситуация меняется: в 2025 году на педагогические специальности подали рекордное количество заявлений — почти 300 тыс.

Что привлекает молодежь? Во-первых, новые возможности. Ведущие педагогические вузы страны разрабатывают уникальные программы. Например, в Московском педагогическом государственном университете уже третий год готовят специалистов сразу по трем профилям. А с этого года впервые можно получить двойную специальность «физика + химия».

Во-вторых, изменилось качество подготовки. В 2025 году 45 тыс. выпускников педвузов получили дипломы, причем каждый четвертый — с отличием. Эти цифры говорят сами за себя: современные студенты осознанно выбирают педагогику и серьезно относятся к учебе.

В-третьих, поддержка государства. В стране создают новые места в вузах и колледжах, увеличивают стипендии, вводят программы целевого обучения.

Что делать тем, кто хочет получать востребованную профессию уже после девятого класса:

• выбрать колледж на портале «Профессионалитет»;

• подать заявление до 15 августа, для творческих специальностей — до 10 августа (это можно сделать на «Госуслугах»);

• рассмотреть целевое обучение, когда абитуриенту гарантировано трудоустройство у выбранного работодателя после учебы (8 тыс. целевых мест выделено по всей стране для обучения в педвузах);

• при желании подать документы можно сразу в несколько колледжей — шансы поступить увеличиваются.

«Промежуточные результаты приемной кампании 2025 года подтверждают высокий интерес абитуриентов к педагогическим направлениям, что говорит о росте престижа профессии учителя. Мы уже наблюдаем рост числа заявлений по сравнению с прошлым годом. Это результат системной работы по развитию профориентации, расширению мер поддержки педагогов, масштабной модернизации инфраструктуры», — отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Нацпроект «Молодежь и дети» помогает молодым людям раскрывать свои способности. Для этого по всей стране по нацпроекту строят современные школы, педагоги учатся новым методикам работы, студенты занимаются в комфортных кампусах с современным оборудованием, а вузы участвуют в специальных программах развития. Такой подход создает условия, где каждый ребенок, подросток или студент может найти себя и реализовать свои мечты.

Подпишитесь на новости национального проекта