
Поехали: на смену старому транспорту приходят новые автобусы и трамваи
В августе этого года президент Владимир Путин поручил правительству подготовить и запустить единую для всей страны программу модернизации общественного транспорта до начала 2022 года. Это одно из поручений главы государства по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, о котором мы писали здесь. Портал национальныепроекты.рф выяснил, как города получают новые автобусы, троллейбусы и трамваи уже сейчас и почему применяемая при этом система выигрышна для всех.
Масштабное обновление
По статистике две трети населения России сконцентрированы в средних и больших городах, и представить жизнь там без городского пассажирского транспорта попросту невозможно. Поэтому транспортная отрасль постоянно развивает свои возможности: вагоны метро и салоны автобусов становятся удобнее и современнее, в транспорт проще заходить, и сама дорога становится комфортнее. По большей части это касается наземного транспорта — ежегодного в России 75% поездок на общественном транспорте приходится именно на долю автобусов, троллейбусов и трамваев.
Однако их состояние все же отстает от современных требований. Средний возраст российского автобусного парка составляет 17,4 года при нормативном сроке использования десять лет. При этом доля троллейбусов и трамваев, которые продолжают работать после запланированного срока использования, колеблется в районе 60%. И это серьезная проблема для российских городов, потому что поездки становятся не только неудобными, но и небезопасными. Кроме того, устаревшая техника наносит вред окружающей среде. Однако у регионов зачастую не хватает средств, чтобы обновить свои парки.

Чтобы решить эту проблему, Минтранс России предложил масштабный проект по обновлению общественного транспорта по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Его смысл очень прост: одновременно работают механизм льготного лизинга и система государственных субсидий от Минтранса. Кроме того, за счет софинансирования из федерального бюджета региональные перевозчики получают скидку 60% на приобретение экологически чистого транспорта. Всего до 2025 года регионам планируют поставить 2100 единиц новой техники на таких льготных условиях. И здесь важно сказать об исполнителе этого проекта.
Простой лизинг
В 2020 году с запуском проекта Минтранс России привлек к участию в нем Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК). И этот выбор не случаен: компания уже 12 лет занимается именно лизингом пассажирского транспорта и с 2009 года передала российским регионам более 7 тыс. единиц техники.
«Механизм льготного лизинга основан на принципе win-win. ГТЛК финансирует производство российского транспорта и оказывает поддержку отечественному машиностроению, а перевозчики приобретают новую технику на выгодных и единых для всех условиях. Региональные власти избавлены от необходимости брать кредиты или выпускать облигации для единовременной оплаты крупной суммы за обновление парка. Вместо этого гибкий и растянутый по времени график соразмерных лизинговых платежей», — объяснил порталу национальныепроекты.рф генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.

Он также привел простой пример. По этой системе предприятие может получить автобус большого класса на газомоторном топливе и платить за него всего по 150 тыс. рублей в месяц на протяжении пяти лет. Если бы речь шла о коммерческом, а не льготном лизинге, то пришлось бы ежемесячно платить примерно по 275 тыс. рублей.
«Обновление транспорта через программы государственного софинансирования — надежный и проверенный механизм. Бюджетные инвестиции позволяют привлекать средства с рынка, многократно увеличивать общий бюджет программы, а значит, расширять масштабы модернизации парка техники. В результате каждый вложенный в лизинговую программу бюджетный рубль приносит большую отдачу, нежели любая другая форма государственных инвестиций», — рассказал Евгений Дитрих.
Новая программа сразу встретила живой отклик от регионов. По итогам конкурса поддержку Минтранса России получили 14 из 60 городских агломераций, это и был список на 2020 год. Среди первых участников проекта оказались, в частности, Пермь, Тольятти, Казань, Липецк и Екатеринбург. И ГТЛК все сделала в срок, в прошлом городу в эти города поставили в общей сложности 654 единицы транспорта: 547 газомоторных автобусов, 64 троллейбуса и 43 трамвая.

Пространство для развития
Ко второму «сезону» проекта, по признанию главы компании, ажиотаж вокруг него достиг просто колоссальных масштабов: в регионах заявили, что им нужно 3900 единиц новой пассажирской техники, но программа просто не может справиться с такими объемами. По плану можно выполнить лишь 10% этих просьб — больше не позволяет бюджет, даже с учетом финансирования из бюджетных и внебюджетных источников.
В конечном счете на 2021 год выбрали 13 городов — участников программы, в них вошли, в частности, Воронеж, Иваново, Красноярск, Нижний Новгород и Саратов. Все документы уже оформлены, а большую часть техники ГТЛК поставила в регионы опережающими темпами. Так, к началу сентября перевозчикам передали уже 387 из 412 единиц техники.
По состоянию на 3 сентября этого года, в рамках программы по нацпроекту БКАД перевозчики из 17 регионов получили в свое распоряжение 1041 единицу техники: 835 газомоторных автобусов, 163 троллейбуса и 43 трамвая. Больше всего нового транспорта получили Республика Татарстан (113 единиц), Нижегородская (104) и Свердловская (100) области. Однако, как отмечает Дитрих, все еще впереди, и процесс будет ускоряться.
«Потребность в обновлении парков техники невероятна высока, а значит, хорошо зарекомендовавшая себя программа должна продолжаться, расширяться и наращивать обороты. Система общественного транспорта имеет все шансы превратиться из ограничивающего фактора в стимул к развитию. Рост мобильности и активности горожан, в свою очередь, запустит эволюцию российских городов и позитивно отразится на экономике страны», — заявил генеральный директор ГТЛК.
Подпишитесь на новости национального проекта