Артем Житенев/ТАСС

Поехали: на смену старому транспорту приходят новые автобусы и трамваи

В августе этого года президент Владимир Путин поручил правительству подготовить и запустить единую для всей страны программу модернизации общественного транспорта до начала 2022 года. Это одно из поручений главы государства по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, о котором мы писали здесь. Портал национальныепроекты.рф выяснил, как города получают новые автобусы, троллейбусы и трамваи уже сейчас и почему применяемая при этом система выигрышна для всех.

Масштабное обновление

По статистике две трети населения России сконцентрированы в средних и больших городах, и представить жизнь там без городского пассажирского транспорта попросту невозможно. Поэтому транспортная отрасль постоянно развивает свои возможности: вагоны метро и салоны автобусов становятся удобнее и современнее, в транспорт проще заходить, и сама дорога становится комфортнее. По большей части это касается наземного транспорта — ежегодного в России 75% поездок на общественном транспорте приходится именно на долю автобусов, троллейбусов и трамваев.

Однако их состояние все же отстает от современных требований. Средний возраст российского автобусного парка составляет 17,4 года при нормативном сроке использования десять лет. При этом доля троллейбусов и трамваев, которые продолжают работать после запланированного срока использования, колеблется в районе 60%. И это серьезная проблема для российских городов, потому что поездки становятся не только неудобными, но и небезопасными. Кроме того, устаревшая техника наносит вред окружающей среде. Однако у регионов зачастую не хватает средств, чтобы обновить свои парки.

Поехали: на смену старому транспорту приходят новые автобусы и трамваи
Александр Демьянчук/ТАСС

Чтобы решить эту проблему, Минтранс России предложил масштабный проект по обновлению общественного транспорта по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Его смысл очень прост: одновременно работают механизм льготного лизинга и система государственных субсидий от Минтранса. Кроме того, за счет софинансирования из федерального бюджета региональные перевозчики получают скидку 60% на приобретение экологически чистого транспорта. Всего до 2025 года регионам планируют поставить 2100 единиц новой техники на таких льготных условиях. И здесь важно сказать об исполнителе этого проекта.

Простой лизинг

В 2020 году с запуском проекта Минтранс России привлек к участию в нем Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК). И этот выбор не случаен: компания уже 12 лет занимается именно лизингом пассажирского транспорта и с 2009 года передала российским регионам более 7 тыс. единиц техники.

«Механизм льготного лизинга основан на принципе win-win. ГТЛК финансирует производство российского транспорта и оказывает поддержку отечественному машиностроению, а перевозчики приобретают новую технику на выгодных и единых для всех условиях. Региональные власти избавлены от необходимости брать кредиты или выпускать облигации для единовременной оплаты крупной суммы за обновление парка. Вместо этого гибкий и растянутый по времени график соразмерных лизинговых платежей», — объяснил порталу национальныепроекты.рф генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.

Поехали: на смену старому транспорту приходят новые автобусы и трамваи
Анвар Галеев/ТАСС

Он также привел простой пример. По этой системе предприятие может получить автобус большого класса на газомоторном топливе и платить за него всего по 150 тыс. рублей в месяц на протяжении пяти лет. Если бы речь шла о коммерческом, а не льготном лизинге, то пришлось бы ежемесячно платить примерно по 275 тыс. рублей.

«Обновление транспорта через программы государственного софинансирования — надежный и проверенный механизм. Бюджетные инвестиции позволяют привлекать средства с рынка, многократно увеличивать общий бюджет программы, а значит, расширять масштабы модернизации парка техники. В результате каждый вложенный в лизинговую программу бюджетный рубль приносит большую отдачу, нежели любая другая форма государственных инвестиций», — рассказал Евгений Дитрих.

Новая программа сразу встретила живой отклик от регионов. По итогам конкурса поддержку Минтранса России получили 14 из 60 городских агломераций, это и был список на 2020 год. Среди первых участников проекта оказались, в частности, Пермь, Тольятти, Казань, Липецк и Екатеринбург. И ГТЛК все сделала в срок, в прошлом городу в эти города поставили в общей сложности 654 единицы транспорта: 547 газомоторных автобусов, 64 троллейбуса и 43 трамвая.

Поехали: на смену старому транспорту приходят новые автобусы и трамваи
Александр Демьянчук/ТАСС

Пространство для развития

Ко второму «сезону» проекта, по признанию главы компании, ажиотаж вокруг него достиг просто колоссальных масштабов: в регионах заявили, что им нужно 3900 единиц новой пассажирской техники, но программа просто не может справиться с такими объемами. По плану можно выполнить лишь 10% этих просьб — больше не позволяет бюджет, даже с учетом финансирования из бюджетных и внебюджетных источников.

В конечном счете на 2021 год выбрали 13 городов — участников программы, в них вошли, в частности, Воронеж, Иваново, Красноярск, Нижний Новгород и Саратов. Все документы уже оформлены, а большую часть техники ГТЛК поставила в регионы опережающими темпами. Так, к началу сентября перевозчикам передали уже 387 из 412 единиц техники.

По состоянию на 3 сентября этого года, в рамках программы по нацпроекту БКАД перевозчики из 17 регионов получили в свое распоряжение 1041 единицу техники: 835 газомоторных автобусов, 163 троллейбуса и 43 трамвая. Больше всего нового транспорта получили Республика Татарстан (113 единиц), Нижегородская (104) и Свердловская (100) области. Однако, как отмечает Дитрих, все еще впереди, и процесс будет ускоряться.

«Потребность в обновлении парков техники невероятна высока, а значит, хорошо зарекомендовавшая себя программа должна продолжаться, расширяться и наращивать обороты. Система общественного транспорта имеет все шансы превратиться из ограничивающего фактора в стимул к развитию. Рост мобильности и активности горожан, в свою очередь, запустит эволюцию российских городов и позитивно отразится на экономике страны», — заявил генеральный директор ГТЛК.

Подпишитесь на новости национального проекта