
На пути к IT: более 110 тысяч студентов учатся на «цифровых кафедрах» вузов
Этой осенью в 114 российских вузах появились новые профильные кафедры по нацпроекту «Цифровая экономика». Они позволят восполнить недостаток квалифицированных IT-специалистов. Нехватка сотрудников такого профиля на различных предприятиях сегодня является проблемой не только в России, но и в других странах. И это немудрено, ведь темпы цифровизации всех сфер жизни в дальнейшем будут только нарастать.
Код обновления
Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко убежден, что молодые россияне сегодня заинтересованы в изучении информационных технологий. «В рамках приемной кампании на «цифровые кафедры» было подано более 140 тыс. заявлений, зачислено свыше 110 тыс. студентов», — рассказал он.
На новых кафедрах студенты могут получить IТ-компетенции параллельно с изучением основной программы. Завершится обучение публичной защитой проекта, после чего слушатели получат диплом о профессиональной переподготовке.
Отбор слушателей на новые кафедры был весьма жестким. Для этого на базе Университета Иннополис создали ассессмент-центр. Кандидаты должны были зарегистрироваться на специальной онлайн-платформе, а затем пройти тестирование и решить задачи по теме своего обучающего направления.
Импортозамещение в головах
Корреспондент портала национальныепроекты.рф узнал, как обстоят дела на новой «цифровой кафедре» в Юго-Западном государственном университете (ЮЗГУ) в Курске.
С 2022 года студенты университета (а в перспективе и студенты членов консорциума, созданного на его базе) смогут параллельно с высшим образованием осваивать популярные языки программирования, алгоритмы и прочие «цифровые премудрости», тем самым облегчая себе поиск будущего места работы.
«У нас создано шесть новых учебных классов, на это потребовалось примерно 15 млн рублей. Основная часть этих средств поступила из федерального бюджета. Среди новых учебных программ — «Искусственный интеллект и интеллектуальные информационные системы», «Администрирование защищенных информационно-коммуникационных систем и сетей», «Организация защиты информационных систем на базе актуальных программно-аппаратных средств и нормативно-правового регулирования», «Трехмерное параметрическое моделирование», «Программирование на Python» (этот курс рассчитан на обучение студентов не IT-профиля)», — рассказал проректор по цифровой трансформации ЮЗГУ Алексей Пыхтин.
Программы были разработаны, утверждены и согласованы отраслевыми рабочими группами, сформированными из представителей профильных ведомств с участием Университета Иннополис.
Вдобавок они получили рецензии от компаний, на базе которых студенты будут проходить практику.
Половина преподавателей, ведущих занятия на «цифровой кафедре», — это работники университета, другая их часть — представители ведущих IT-компаний.
Программное обеспечение во многом безвозмездно предоставили партнеры университета — компании «Ред Софт», «Астра» и другие. При этом оно полностью отвечает требованиям к импортозамещению.

В начале славных дел
На «цифровой кафедре» ЮЗГУ сейчас в основном обучаются студенты 2–4-х курсов — ребятам по 18–20 лет. В основном это очники, но есть немного слушателей и с очно-заочной формой обучения.
Алексей Пыхтин не скрывает, что доволен первым потоком.
«Желающих учиться было много. Все, кто прошел тестирование, отдают себе отчет, что дополнительная нагрузка составит нескольких часов в неделю. Их ожидает серьезный объем самостоятельной работы, а во втором полугодии начнется практика на базе наших партнеров, которые являются потенциальными работодателями», — пояснил проректор вуза.
Во время практики студенты должны будут выполнить собственный проект. Например, обучающимся по программе «Программирование на Python» поручат разработать новый навык для «Алисы», а будущим специалистам по 3D-моделированию — воплотить в виде макета принципиально новую деталь машиностроения.
В разговоре с корреспондентом портала национальныепроекты.рф 21-летний Даниил Анаденков признался, что увлечен IT-тематикой давно. Он учится на 4-м курсе факультета фундаментальной и прикладной информатики ЮЗГУ.
«Преподаватели рассказали нам о новой кафедре, сориентировали и помогли в выборе направления. Конечно, не все мои одногруппники смогли поступить туда, но большинство выдержало вступительные испытания. Я считаю, что это поможет нам стать достойными специалистами в своей области», — объяснил свое решение учиться на «цифровой кафедре» молодой человек.
Дальше — больше
В каждом регионе страны проекту уделяют максимальное внимание.
«Цифровые кафедры» будут работать параллельно с основными профильными направлениями. Вузы сами составляют расписание так, чтобы студенты смогли совмещать IT-обучение с основной учебой. Образовательные программы будут длиться до 12 месяцев и проходить как в очном, так и в онлайн-формате с записью прошедших занятий», — рассказала порталу национальныепроекты.рф директор АНО «Цифровой регион» в Рязанской области Светлана Трыканова.
Ранее глава Минобрнауки Валерий Фальков заявлял, что к 2030 году более 900 тыс. студентов российских вузов смогут получить две квалификации, одна из которых — в области информационных технологий. По его словам, прирост числа бюджетных мест в области IT за последние три года составил почти 15 тыс.
А мы напоминаем, что нацпроект «Цифровая экономика» также дает возможность бесплатно получить IT-специальность тем, кто давно покинул и школьную, и университетскую скамью. Только в прошлом году свыше 72 тыс. человек от 16 лет до пенсионного возраста поступили на онлайн-курсы по более чем по 20 направлениям.
Подпишитесь на новости национального проекта