Михаил Воскресенский/РИА Новости

На автобусе быстрее: как в России развиваются пассажирские перевозки

Более 1,6 тыс. автобусов, электробусов, троллейбусов и трамваев поступило в этом году в регионы. Весь транспорт произведен в России с соблюдением высоких стандартов безопасности, удобства и экологичности. Обновление парка — планомерная работа, которая идет из года в год по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Особое внимание в последнее время уделяется повышению качества пассажирских перевозок в малых городах и селах.

По расписанию и с комфортом

В 2023 году новый общественный транспорт получат 64 региона. Уже вышли на маршруты 1658 новых автобусов, электробусов, трамваев и троллейбусов. Еще 4912 транспортных средств поступят в парки до конца года. В основном это автобусы, их 4479, также в регионы приедут 286 электробусов, 115 трамваев и 32 троллейбуса.

Обновление парка идет благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» и федеральному проекту «Чистый воздух» национального проекта «Экология». Дальний Восток дополнительно получает поддержку по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».

Крупное поступление новых автобусов, троллейбусов и электробусов приурочили к Дню транспорта 20 ноября. В торжественной передаче 12 регионам новой техники по видеосвязи участвовал Президент России Владимир Путин, инициатор пула нацпроектов, среди которых — «Безопасные качественные дороги». Почти 570 автобусов, троллейбусов и электробусов получили Амурская, Волгоградская, Нижегородская, Калужская, Мурманская, Новосибирская, Ростовская и Оренбургская области, Чеченская Республика, Республика Башкортостан, Пермский и Ставропольский края.

Среди ключевых приоритетов ежегодное, ритмичное обновление техники, а значит, снижение среднего возраста парка общественного транспорта по всей стране

Глава государства отметил, что нужно постоянно повышать уровень качества пассажирского транспорта: «Люди выбирают его как более быстрый и экономичный. В нашей стране только автобусами, троллейбусами и трамваями каждый год в общей сложности перевозится свыше 10 миллиардов человек. И безусловно, необходимо комплексно улучшать систему таких перевозок, причем не только в крупных агломерациях, но и в средних и малых городах, сельских территориях. Среди ключевых приоритетов здесь ежегодное, ритмичное обновление техники, а значит, снижение среднего возраста парка общественного транспорта по всей стране».

Обновление пассажирского транспорта в регионах идет успешнее благодаря эффективным мерам финансовой поддержки. Это казначейские кредиты, а также льготный лизинг с использованием средств Фонда национального благосостояния, из которого субсидируются закупки городского наземного электрического транспорта.

Президент сообщил: «В рамках всех этих механизмов до конца текущего года накопительным итогом в регионы поступит порядка 5,5 тысячи автобусов, электробусов и трамваев».

Автобусы, электробусы и другой пассажирский транспорт, который заменяет предыдущие поколения машин, произведен на российских предприятиях и по качеству и уровню комфорта для пассажиров не уступает импортным аналогам.

Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин подчеркнул: «Все инструменты для обновления общественного транспорта по поручению Президента мы собрали в единый проект „Мобильный город“. Могу сказать, что видим активную обратную связь от регионов, которые заинтересованы в обновлении автобусов, электробусов, троллейбусов, трамваев, вагонов метро и составов МЦД. В частности, инфраструктурные бюджетные кредиты позволяют развить как общественный транспорт, так и необходимую для его работы инфраструктуру. Для регионов этот механизм оказался крайне востребованным».

На автобусе быстрее: как в России развиваются пассажирские перевозки
Александр Кондратюк/РИА Новости

Важные маршруты

В Чеченской Республике будет обновлен транспорт на 37 важных маршрутах, многие из них позволяют жителям сел ездить в райцентры и ближайший город. Пятьдесят автобусов выйдут на маршруты до конца этого года, еще полсотни — в январе 2024 года.

Будет полностью обновлен автотранспорт в Висаитовском районе, а значит, врачи и пациенты Республиканской детской клинической больницы, 3-й городской больницы, а также посетители и сотрудники АО «Чеченэнерго» смогут быстрее добираться до места назначения.

Новые ПАЗы прибудут и в Амурскую область: 25 до конца декабря, еще десять — в 2024 году. Курсировать они будут на территориях семи муниципалитетов. Двадцать автобусов среднего и малого класса пополнят автопарк Тынды, неофициальной столицы Байкало-Амурской магистрали, которой в следующем году исполняется 50 лет.

Автобусы оснащены системой видеонаблюдения, тахографами, электронными маршрутными указателями, системой автоматического объявления остановок, системой ГЛОНАСС. Каждый вмещает до 52 человек, среди 19 сидячих мест одно предназначено для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья.

Новые автобусы получат также жители Благовещенска, Екатеринославки, Бурейского муниципального округа, Константиновского, Мазановского и Тамбовского районов.

В Нижегородской области скоро на линии выйдут 47 ПАЗов, четыре новеньких трамвая МиНиН, произведенных на совместном российско-белорусском предприятии, а также пять электробусов.

А всего регион получит в этом году 173 ПАЗа среднего и малого классов, на которых будут ездить жители Богородска, Городца, Балахны, Бора, Арзамаса, Кстова, Павлова. Еще 133 автобуса до 1 февраля 2024 года получат другие муниципалитеты Нижегородской области.

В первую очередь транспорт поступает туда, где он больше всего нужен. 21 ноября новые автобусы вышли на пять самых популярных маршрутов в Арзамасе, на восемь — в Городце, по два маршрута получили новые машины в Богородске и Борске.

Практически все эти маршруты проходят по дорогам, отремонтированным в 2023 году по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги».

На автобусе быстрее: как в России развиваются пассажирские перевозки
Валерий Мельников/РИА Новости

Пятьдесят автобусов «Волгабас 5270G4», работающих на газомоторном топливе, получит до конца года Волгоградская область. Все машины низкопольные, вмещают не менее 85 человек. Каждая оборудована кондиционером, отоплением, безналичной системой оплаты, подъемным устройством для пассажиров на инвалидных колясках, а также системой видеонаблюдения. Благодаря обновлению автопарк региона вырастет до 136 машин. Это позволит пустить больше транспорта на востребованные маршруты и сделать расписание более удобным. Поездки новых автобусов на линиях № 25, 88, 6, 35, 55 и 59 стартуют уже 1 декабря. Вдоль маршрутов расположены школа, колледж, детский центр, больница, железнодорожный вокзал, аэропорт.

В самом Волгограде обновление транспорта по нацпроекту началось в 2023 году. Город уже получил 21 электробус и зарядные станции к ним. Машины развивают скорость до 70 км/ч, а запас хода с заряженным аккумулятором составляет не менее 80 км. Вместимость электробусов — более 85 пассажиров. Электробусы оборудованы пандусами, USB-разъемами для зарядки гаджетов и терминалами для оплаты проезда. По данным на конец ноября, электробусы перевезли свыше 45,1 тыс. пассажиров.

По данным Министерства транспорта РФ, за девять месяцев 2023 года автобусы, электробусы, трамваи и троллейбусы перевезли 11 млрд пассажиров, на 4,5% больше, чем за то же время в прошлом году

В Оренбургской области до конца года на маршрутах № 6, 7 и 10, которые связывают отдаленные районы с центром, появятся 63 новых газомоторных НЕФАЗ-5299. Каждый автобус рассчитан на 117 пассажиров. Машины оборудованы так, чтобы пользоваться ими было удобно людям с ограниченными возможностями здоровья.

Еще 125 автобусов получат 16 малых городов и сельских территорий. Тринадцать новых трамваев прибудут до 1 марта 2024 года в город Новотроицк.

Удобным вместительном транспортом пользуется все больше пассажиров. По данным Министерства транспорта РФ, за девять месяцев 2023 года автобусы, электробусы, трамваи и троллейбусы перевезли 11 млрд пассажиров, на 4,5% больше, чем за то же время в прошлом году.

Система пассажирского транспорта в регионах развивается благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Это повышает качество жизни миллионов жителей страны — у людей появляется больше возможностей для использования инфраструктуры своего района или области. Это касается и трудоустройства, и медицинских услуг, и дополнительных занятий для детей. А ровные дороги и четкое расписание гарантируют, что на остановке стоять не придется.

Подпишитесь на новости национального проекта