Сергей Карпухин/ТАСС

Гнезда железных птиц: правительство спонсирует модернизацию аэропортов

Правительство России в феврале утвердило распределение адресных субсидий из федерального бюджета на реконструкцию региональных аэропортов. Распоряжение премьер-министра Михаила Мишустина касается трех воздушных гаваней: Соловки на Большом Соловецком острове в Архангельской области, Северный в Грозном в Чечне и Чара в одноименном труднодоступном селе в Забайкальском крае.

Реконструкцию проводят благодаря реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который призван обеспечить россиянам возможность для безопасного и главное быстрого перемещения по всей стране. Обеспечить рост авиационной мобильности населения планируется за счет модернизации в общей сложности 57 аэропортов. Строительство и реконструкция 41 взлетно-посадочной полосы и 19 вспомогательных объектов позволит вдвое увеличить сеть межрегиональных пассажирских авиамаршрутов, не проходящих через Москву.

Воздушные ворота объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО

Одноэтажному синему деревянному зданию аэропорта Соловки уже более 70 лет. Изначально аэропорт создали в годы Второй мировой для доставки грузов и людей с материка на Соловецкий архипелаг и обратно. Внешний облик его главного корпуса практически не менялся за прошедшие десятилетия.

Сегодня благодаря работе аэропорта на Соловецкие острова добраться из Архангельска по воздуху можно менее чем за час. Альтернатива этому способу — двухчасовое путешествие по Белому морю на теплоходе, который ходит на Соловки из небольшого поселка Рабочеостровска в Кемском районе Карелии. Чтобы попасть на пристань, нужно приехать в небольшой город Кемь на поезде, а потом добраться до морского побережья на автобусе.

Полуторакилометровая взлетно-посадочная полоса на Соловках еще недавно была сильно изношена. Последний раз ее ремонтировали в 2004 году. Тогда в качестве покрытия были выбраны металлические листы, из-за чего на Соловки не могут прилетать самолеты с большой грузоподъемностью. Рейсы совершают L-410, рассчитанные на 19 пассажиров, и Ан-24, рассчитанные на 48 пассажиров. Кроме того, сесть на Соловках могут, например, Як-40, способные перевозить до 40 пассажиров, и вертолеты Ми-8.

Подготовка к реконструкции аэропорта на Большом Соловецком острове началась в 2018 году. Проект предусматривает строительство служебно-пассажирского здания с привокзальной площадью, объектов метеорологического и орнитологического обеспечения полетов, контрольно-пропускного пункта, склада техники и оборудования, открытой стоянки для двух пожарных автомобилей, резервуаров противопожарного запаса воды, объектов электроснабжения, а также комплекса очистных сооружений поверхностных стоков с резервуар-накопителем бытового стока и насосной станцией.

Важно отметить, что все проектные решения в 2019 году прошли согласование с ЮНЕСКО.

Предполагается, что, когда работы завершатся, современный комплекс сможет принимать больше типов самолетов (например, Bombardier Q400, рассчитанные на 70-90 пассажиров), а значит, и больше гостей. Сейчас аэропортом на Соловках за год пользуются менее 10 тысяч человек. Рейсы на архипелаг смогут выполнять самолеты не только из Архангельска, но и из других городов на северо-западе нашей страны.

Реконструкция в 2022 году здесь вышла на финишную прямую.

Гнезда железных птиц: правительство спонсирует модернизацию аэропортов
Виталий Невар/ТАСС

Один из самых отдаленных гражданских аэропортов страны

Горный аэродром Чара расположен на окраине одноименного села на севере Забайкальского края. Чтобы добраться до этих мест из краевого центра Читы по земле, потребуется преодолеть 1740 км. А вот по воздуху расстояние составляет всего 650 км.

При этом самолеты, летающие из Чары через день, — единственный «общественный транспорт», который соединяет жителей поселка с Читой и основной частью родного края, а также Иркутском и Якутском.

Те, кто хочет добраться до столицы Забайкалья, не могут воспользоваться ни автобусом, ни напрямую железной дорогой. Поезда по БАМу из соседней Новой Чары идут в сторону Нижнеангарска, Северобайкальска, Красноярска. Чтобы «свернуть» в Читу, нужно сделать пересадку в Тынде или Тайшете. В результате путь до краевого центра из Чары по железной дороге растягивается на двое суток и дольше.

Как и на Соловках, в Чару летают сравнительно небольшие пассажирские самолеты типа L-410 и Ан-24, а также модернизированная версия «кукурузника» Ан-2 — ТВС-2МС.

Между тем, менее чем в 50 км от Чары расположен горно-металлургический комбинат (ГМК) «Удокан», который планируется ввести в промышленную эксплуатацию в 2022 году. Удоканское месторождение меди — крупнейшее в России и одно из крупнейших неразработанных в мире. Мощность первой очереди ГМК позволит обрабатывать 12 млн тонн руды и производить 135 тысяч тонн меди в год.

Здание аэропорта в Чаре было построено в 1983 году. На момент получения положительного заключения госэкспертизы в марте 2020 года его называли «морально и физически устаревшим». Проект, разработанный «Удоканской медью», предусматривает реконструкцию взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона.

Аэродром, который сейчас работает только в светлое время суток, оснастят светосигнальным оборудованием с огнями малой интенсивности с двух направлений посадки для обеспечения его круглосуточной работы.

Кроме того, в Чаре появится новое служебно-пассажирское здание пропускной способностью 50 пассажиров в час со здравпунктом и медицинским кабинетом, здание аварийно-спасательной станции с учебно-тренировочным полигоном, гараж для размещения специальной аэродромной техники, склад хранения горюче-смазочных материалов, контрольно-пропускной пункт.

Из-за ряда сложностей работы в Чаре долгое время не могли стартовать. В 2022 году реконструкция одного из самых отдаленных гражданских аэропортов России наконец состоится. Строительством займутся специалисты Минобороны. Технику и стройматериалы в Чару завезут по БАМу.

Гнезда железных птиц: правительство спонсирует модернизацию аэропортов
Сергей Карпухин/ТАСС

Самый современный аэропорт на юге России

Аэропорт Грозного расположен в 10 км к северу от центра чеченской столицы. Это крупнейший международный транзитный узел Кавказа и один из крупнейших аэропортов России с точки зрения пассажиропотока. В год Северным пользуются более 300 тысяч человек.

Сейчас в аэропорту Чечни есть только одна взлетно-посадочная полоса длиной 2500 метров. Это позволяет Северному принимать средние самолеты, вплоть до Boeing-737 (137 пассажиров) и Airbus-320 (до 180 пассажиров).

В 2021 году специалисты разработали проектно-сметную документацию аэропорта. Начиная с 2022 года в Грозном планируется построить вторую, параллельную взлетно-посадочную полосу длиной 3200 метров и сеть рулежных дорожек, перронов, очистных сооружений и аварийно-спасательную станцию, а также обустроить водосточно-дренажную сеть и установить свето-сигнальное оборудование. Правительство республики договорилось с ректоратами крупнейших вузов Чечни, что к строительству Северного будут привлекать местных молодых специалистов из числа выпускников.

Реконструкцию аэропортов на Соловках и в Чаре планируется завершить в этом году. А вот в Грозном работы продлятся до 2024 года.

По мнению главы Росавиации Александра Нерадько, реализация запланированного проекта позволит аэропорту Грозного стать самым современным на юге России.

Новый терминал площадью 25 тысяч квадратных метров увеличит пропускную способность аэровокзала в полтора раза: с 350 до 550 человек в час.

Таким образом, в год Северным будут пользоваться до полутора миллионов пассажиров. Старый пассажирский терминал планируют превратить в центр приема и обработки грузов.

Масштабная модернизация аэропорта настолько важна для Грозного, который активно развивается в том числе как туристический центр, что вокруг реализации проекта в республике развернули целую информационную кампанию.

«Так как данный проект является одним из крупнейших в нашем регионе, да и в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу, мы со всей серьезностью подходим к информационному освещению хода его реализации. Наши жители смогут воочию наблюдать за всеми этапами реализации проекта, так как мы будем периодически обновлять информацию, размещаемую на электронных рекламных щитах», — рассказывает главный специалист Минтранссвязи Чечни Адам Шахидов.

Реконструкция региональных аэропортов не единственная задача Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Так, большое внимание уделяется развитию железных дорог. Проекты в этом направлении касаются подходов к морским портам Азовско-Черноморского бассейна и Северо-Западного бассейна, а также железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла и Восточного полигона железных дорог. Крупные города свяжут скоростные железнодорожные магистрали.

Подпишитесь на новости национального проекта