Донат Сорокин/ТАСС

Делаем городскую среду комфортнее

Национальный проект «Жилье и городская среда» привлек много неравнодушных компаний, которые осознают всю важность формирования комфортной городской среды. Национальный рэнкинг «Наш вклад» позволяет публично признать вклад бизнеса и НКО в достижение национальных целей. Все финалисты рэнкинга получили статус «Партнер национальных проектов». Сегодня мы рассказываем о некоторых из них.

«Газпром»

ПАО «Газпром» в рамках национального проекта реализовало программу «Комплексное благоустройство Санкт-Петербурга».

С 2021 года компания «Газпром» официально зарегистрирована в Северной столице — Санкт-Петербург стал основным регионом присутствия и именно здесь находится штаб-квартира холдинга. При этом еще с 2007 года компания реализует комплексную программу поддержки города, которая подразумевает масштабную программу благоустройства исторического центра, реализацию крупнейших реставрационных проектов, оказание помощи учреждениям культуры и спорта.

«Такой подход призван создать условия для полноценного развития личности в максимально комфортных условиях городской среды, а также стимулирует качественный рост экономики региона. За время существования программы благоустроено более 80 улиц, скверов, набережных и площадей в исторических районах Петербурга, установлено более 16 тыс. светильников, включая наиболее современные LED-лампы. Например, Невский проспект полностью переведен на светодиодное освещение, благодаря чему энергопотребление снизилось на треть, а экономия составляет более 2 млн рублей в год», — комментирует представитель компании Ксения Иванова.

Действительно, сохранение уникального историко-культурного наследия Санкт-Петербурга является одним из приоритетов этого социального проекта ПАО «Газпром». Формирование современного и более комфортного городского пространства для горожан и многочисленных туристов стало важной составляющей программы благоустройства.

Делаем городскую среду комфортнее
Петр Ковалев/ТАСС

«ЕвроХим»

Компания «ЕвроХим» вносит весомый вклад в формирование комфортной среды обитания в городах своего присутствия.

«В каждом из городов присутствия компании наши предприятия являются градообразующими, соответственно, в них преимущественно живут наши работники и их семьи. Поэтому мы крайне заинтересованы, чтобы городская среда была качественной и комфортной», — объясняет Владимир Торин, директор по коммуникациям «ЕвроХима».

Корпоративная программа создания общественных пространств направлена не только на создание парков и площадей, но и на стимулирование инициатив местных жителей и бизнеса. В рамках проекта «Программа создания общественных пространств» во всех семи городах присутствия компании «ЕвроХим» высажены аллеи и проведены многочисленные акции по экологическому просвещению и волонтерству. Кроме того, идет реализация трех масштабных замыслов по нацпроекту «Жилье и городская среда» — это реконструкция главной площади в Белореченске, создание тематического «Парка героев» в Котельникове и организация тематического парка «Гиперборея» в Ковдоре.

Ранее «ЕвроХим» стимулировала разработку генеральных планов развития городов присутствия. Теперь же упор сделан на реализацию экологических, общественных, культурных и креативных проектов, идей местных сообществ, которые стимулируют развитие населенных пунктов.

Например, еще одна программа компании — «Города для жизни» — помогла примерно 10 тыс. россиян обрести свой дом. В рамках этого урбанистического проекта были возведены и благоустроены целые корпоративные микрорайоны. В частности, в Котельникове и Березниках возведены многоквартирные дома и сформирована комфортная для жителей инфраструктура. Микрорайоны рассчитаны на 10 тыс. жителей.

По словам Владимира Торина, компания в этих населенных пунктах фактически перевернула тренды. «Котельниково изначально был очень провинциальным городком, — рассказывает собеседник. — Но прошло десять лет, и теперь в нем расположено второе по налоговой базе предприятие Волгоградской области, где живет несколько тысяч новых сотрудников, возведены дома, проведен водопровод. Сейчас обустраиваем парк, «раскачиваем» образование и спорт».

Делаем городскую среду комфортнее
Валерий Шарифулин/ТАСС

«Газпром трансгаз Ухта»

Проект «Объемный взгляд на Север», реализуемый ООО «Газпром трансгаз Ухта», направлен не только на системное обновление города Ухты (Республика Коми), но и задает новые стандарты качества жизни населения.

Ухта в предыдущие десятилетия из «жемчужины Севера», как некогда называли ее местные поэты, стала превращаться в город временщиков — все более ощутимым становился отток молодежи, да и люди старших поколений, выходя на пенсию, стремились покинуть насиженные, казалось бы, места. Расхожим стало мнение, что из города надо уезжать, поскольку не было условий для комфортной жизни. Увидев эту тенденцию, ООО «Газпром трансгаз Ухта» реализовало свой проект «Объемный взгляд на Север», направленный на системное преображение города.

«Во многих городах страны наверняка есть попросту заброшенные пространства возле рек, которые никак не используются. Но наш проект в Ухте наглядно демонстрирует, как при желании за счет синергии средств бизнеса, возможностей, предоставляемых государством, вовлечения волонтеров и представителей творческого сообщества можно превратить пустырь в современную благоустроенную территорию для комфортного отдыха жителей», — рассказывает Ольга Филиппова, руководитель службы по связям с общественностью.

Сейчас набережная Газовиков в Ухте — важнейший элемент городской инфраструктуры, настоящий центр притяжения. Около 2 км береговой линии обустроено для пеших и велопрогулок, занятий спортом, активными играми для детей и взрослых. Теперь здесь есть площадки для мини-футбола, бадминтона, настольного тенниса, воркаута, зоны для малышей. Построен также амфитеатр для всевозможных культурных мероприятий, смотровые площадки у реки, реализованы необычные архитектурные решения, задействована вечерняя иллюминация. Кроме того, высажено более 15 тыс. деревьев и кустарников, установлены уникальные авторские арт-объекты.

По словам Ольги Филипповой, к разработке проекта привлекали профессиональных креативных архитекторов и проектировщиков, при этом упор был сделан на многофункциональность пространства с учетом интересов разных возрастных групп, создание условий для активных форм досуга, а также на оптимальный выбор материалов и технологичность, чтобы в дальнейшем можно было максимально просто обслуживать и ремонтировать всю благоустроенную территорию.

«Наш опыт способен стать не просто источником вдохновения для представителей социально ответственного бизнеса и органов местной власти, но и фактически готовой методикой, — комментирует наша собеседница. — Такие набережные и городские пространства могут и должны все в большем количестве появляться в нашей стране, ведь только формируя культурную среду, можно привить и культуру; только создавая возможности для активного досуга, можно воспитывать здоровую нацию; лишь постоянно развивая инфраструктуру, можно повысить качество жизни и остановить отток населения из регионов».

Делаем городскую среду комфортнее
Руслан Шамуков/ТАСС

СУЭК

Проект «Комфортная среда обитания» реализуется компанией СУЭК с 2011 года.

Со дня своего основания СУЭК считает своим приоритетом улучшение качества жизни в регионах присутствия. Это и социальная миссия компании, многие предприятия которой расположены в шахтерских моногородах и поселках, и ее вклад в развитие регионального рынка труда, и проявление социальной ответственности, помогающей людям решать насущные проблемы с опорой на ресурсы и возможности крупного бизнеса. Инвестируя и привлекая средства различных источников в проекты улучшения городской среды, СУЭК не только меняет облик малых городов, но и формирует местные инициативные группы, заинтересованные в переменах, распространяет передовой опыт благоустройства и помогает людям открывать новые перспективы для себя и своих детей на малой родине.

«Для нас очень важно, что в развитии социальной среды активно участвуют сотрудники компании. Они вносят предложения и выступают соавторами мастер-планов развития населенных пунктов, выходят на субботники, чистят берега водоемов и парки, открывают для себя новый смысл в волонтерской работе. Эта «энергия добрых дел» сказывается и на самой компании, погружая ее в решение самых разных социальных вопросов», — рассказывает Сергей Григорьев, заместитель генерального директора - директор по связям и коммуникациям АНО «СУЭК».

За время реализации проекта в благоустройство малых городов и поселков было привлечено почти 700 млн рублей. Внесенные участниками предложения охватывают несколько уровней улучшения среды обитания — от обустройства дворов и подъездов до создания современных общественных пространств и развития культуры.

По отзывам местных жителей, облик целого ряда малых городов и поселков Кузбасса, Красноярского края, Бурятии и Хакасии изменился прямо на глазах, у людей появились новые интересы, возникли новые точки роста предпринимательской активности. Это существенный вклад в достижение целей национального проекта, который помогает компаниям, государственным ведомствам (прежде всего, Минстрою России), общественным инициативным группам добиваться синергетического эффекта в улучшении качества жизни.

Делаем городскую среду комфортнее
Донат Сорокин/ТАСС

«Городские реновации»

Проект «Городские реновации» внес существенный вклад в развитие комфортной среды. Его цель — повышение качества городской среды в точках реализации проекта, формирование сообществ инициативных жителей и предоставление им возможности самим участвовать в развитии своих населенных пунктов.

Проект — одно из направлений деятельности Общероссийской организации «Городские реновации», реализуемое с 2018 года в рамках программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел».

В проектах уже приняли участие свыше 1,5 тыс. человек. Только на развитие среды городов Губкинский и Дзержинск привлечены федеральные инвестиции на сумму более 126 млн рублей, сформированы концепции благоустройства трех общественных пространств, проведено несколько онлайн-семинаров по соучаствующему проектированию, создано три коворкинга. В трех городах страны проведены комплексные исследования.

«Можно, конечно, перечислять цифры: десятки городов, сотни реализованных инициатив, тысячи людей... Но ведь важнее другое — то, что мы вносим вклад в формирование в сознании людей очень важных смыслов, благодаря чему у них складывается осознанное, бережное отношение к окружающей среде в самом широком смысле этого слова. Это — одна из ключевых задач проекта», — убежден Олег Зоря, директор крупнейшего в России молодежного сообщества, реализующего проекты в сфере развития территорий — Общероссийской организации «Городские реновации».

Подпишитесь на новости национального проекта