
Через акваторию: как развивается инфраструктура для морских грузоперевозок
Созданию условий, способствующих повышению грузооборота по морю, посвящены сразу два федеральных проекта, входящих в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). Так, благодаря КПМИ целенаправленно развивается Северный морской путь. В Русской Арктике строят терминалы для сжиженного природного газа, ремонтируются и создаются новые ледоколы. Второй проект направлен на развитие морских портов. Его цель — увеличение с 2019 по 2024 годы мощностей российских гаваней на 243,9 млн тонн — до 1,3 млрд тонн. Ожидается, что такие показатели будут достигнуты за счет строительства и реконструкции портовой инфраструктуры и обновления флота.
Всего к 2030 году при поддержке профильного федпроекта планируется реализовать более полусотни различных мероприятий. О шести проектах, недавно завершенных и реализуемых сейчас, расскажем в нашей статье.
Крупнейший терминал по перевалке сыпучих грузов на юге России
По данным «Росморпорта», производственная мощность портов уже выросла на 78,43 млн тонн. Это примерно треть запланированного показателя. Добиться результата удалось во многом за счет строительства в морском порту Тамань в Краснодарском крае терминала по перегрузке навалочных грузов. На него пришлось 35 млн дополнительных тонн. Кроме того, еще по 12 млн тонн внесли в общую копилку новые инфраструктурные объекты в морском порту Усть-Луга в Ленинградской области и специализированный угольный перегрузочный комплекс в бухте Мучке в Хабаровском крае.
Терминалы навалочных грузов, подобные тому, что появился в Тамани, нужны для перегрузки угля, руды, удобрений, зерна и других сыпучих грузов с железной дороги или автотранспорта на морские суда. Таманский терминал навалочных грузов — первый на побережье Азово-Черноморского бассейна России подобный специализированный комплекс.
Благодаря его вводу в эксплуатацию открылись новые маршруты перевозки отечественных и транзитных грузов в страны Ближнего Востока, Азии и Африки.
В Тамани ежегодно можно перегружать на морские суда около 70 млн тонн грузов в год, из которых более 60 млн приходится на уголь. Благодаря незамерзающей акватории перевалка ведется круглый год. Глубокий фарватер позволяет подходить к причалам терминала судам типа Capesize, способным принять на борт до 220 тыс. тонн полезного груза. Это самые большие суда, которые могут проходить через Босфорский пролив.
Терминал в Тамани обеспечивает закрытую перевалку: уголь и другие грузы из вагонов разгружаются вагоноопрокидывателями в закрытом здании, откуда по укрытым кожухами конвейерам поступают на причал и далее прямо в трюмы судов. В порту предусмотрены значительные складские мощности, обеспечивающие гибкость для клиентов и судовладельцев. Терминал расположен на отдалении от населенных пунктов. До ближайшего поселка Волна от него 3 км, а до станицы Тамань — более 4,5 км.

Один из крупнейших портов Европы
Усть-Луга в Ленинградской области — крупнейший и самый глубоководный универсальный порт на Балтике. В России он уступает только Новороссийску, а в Европе входит в пятерку крупнейших. Общая площадь территории морского порта превышает 1000 га. Его 38 причалов общей длиной 7,2 км рассчитаны на прием и отправку более 20 видов грузов. За год через Усть-Лугу может проходить более 120 млн тонн грузов.
И развитие порта продолжается. Сейчас в Усть-Луге возводятся и готовятся к строительству сразу несколько объектов. Например, уже завершилась разработка проектной документации для базы обеспечивающего флота, где будут стоять и обслуживаться буксиры, лоцманские и другие портовые суда. Ее создание началось еще в 2011 году, однако долгие годы по ряду причин проект был заморожен. В сентябре нынешнего года "Росморпорт" объявил конкурс на поиск подрядчика, который наконец-то завершит первый этап строительства.
В конце мая правительство приняло постановление о создании в Усть-Луге особой экономической зоны. Она будет развиваться на базе строящегося завода по производству сжиженного природного газа и газохимического комплекса, где будут делать различные полимеры. Готовое топливо миллионами тонн ежегодно планируют отгружать через морской терминал.
Перегрузочный комплекс для якутского угля
В Хабаровском крае в сентябре 2020 ввели в эксплуатацию специализированный угольный перегрузочный комплекс в бухте Мучке в морском порту Ванино. Первый этап строительства был реализован в рамках инвестиционного проекта, предусмотренного Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Через Ванино ежегодно экспортируется 12 млн тонн угля с месторождений Южной Якутии и Кузбасса. Портовое перегрузочное оборудование терминала позволяет осуществлять перевалку с интенсивностью до 6 тыс. тонн в час.
Чтобы порт стал экологически безопасным, при строительстве комплекса стремились использовать лучшие из доступных природоохранных технологий.
В частности, терминал оборудовали мощными установками пылеподавления, системой аспирации и брикетирования пыли, а также механизмами для восстановления сыпучести угля при замерзании.
Когда завершится второй этап инвестиционного проекта, мощность комплекса в бухте Мучке вырастет вдвое — до 24 млн тонн в год.

Развитие портов на Сахалине и Камчатке
Чтобы достигнуть цели федерального проекта «Развитие морских портов», сейчас в стране активно реализуются порядка двух десятков мероприятий, предусмотренных его планом.
Так, на Сахалине в январе этого года было получено разрешение на возведение объектов, необходимых для реконструкции морского порта Холмск. Туда с Большой земли приходят паромы с автомобилями и поездами как раз из хабаровского Ванино. Необходимое заключение Главгосэкспертизы, которое позволит реконструировать инфраструктуру в самом Ванино, рассчитывают получить в ближайшие недели. Обновление двух этих портов, которое затронет и гидротехнические сооружения, сделает Сахалин доступнее для жителей материка, а материковую Россию — для островитян.
А на Камчатке в этом году был заключен госконтракт на реконструкцию инфраструктуры круглогодичного порта Петропавловск-Камчатский. Компания "РОТЕК", которая уже ведет работы в главном аэропорту полуострова "Елизово«, теперь также займется и морской гаванью. На момент заключения контракта предполагалось, что ремонт в порту продлится до 1 декабря 2024 года.

Реконструкция причалов № 9 и № 10 началась в июне. Причал № 9 предназначен для обработки генеральных грузов открытого хранения, в том числе автотехники, но в последнее время не использовался. На 10-м причале обрабатываются крупнотоннажные контейнеры.
После реконструкции длина портовой стенки увеличится с 550 до 700 метров, что позволит переваливать в порту как навалочные, так и генеральные грузы. Пропускная способность причала № 9 после реконструкции составит более 200 тыс. тонн в год, а причала № 10 вырастет с 300 до 650 тыс. тонн. Это позволит увеличить общий грузооборот морского порта до 4,5 млн тонн в год.
А вот на другом конце Авачинского залива — в бухте Бечевинской — уже завершили дноуглубительные работы на подходном канале, что позволит заходить в акваторию бухты крупнотоннажным судам-газовозам к строящемуся морскому перегрузочному комплексу сжиженного природного газа. По данным «Росморпорта», с вводом в эксплуатацию этого объекта компания «Новатэк» сможет ежегодно перегружать здесь до 21,7 млн тонн СПГ. Перегрузка газа будет осуществляться с газовозов ледового класса, следующих по Северному морскому пути из района Обской губы, на газовозы без ледового усиления, которые будут доставлять топливо потребителям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе на Камчатке. Предполагается, что ежемесячно порт станет принимать около 40 судов.
А мы напомним, что Комплексный план модернизация и расширения магистральной инфраструктуры предполагает также развитие сети железных дорог, региональных малых аэропортов и федеральных скоростных автодорог.
Подпишитесь на новости национального проекта