
Без ям и выбоин. Более 150 тысяч км дорог отремонтировали в России
В 2019 году в нашей стране стартовал нацпроект «Безопасные качественные дороги». За эти шесть лет было отремонтировано более 150 тыс. км — это как 3,5 раза обогнуть земной шар! А еще у россиян изменилось мнение о создании дорожной инфраструктуры. Отремонтировать дорогу — это не просто заделать ямы, уложить новое полотно. В большинстве случаев это еще и благоустройство — установка светофоров, ограждения, дорожных знаков и освещения, нанесение разметки, и укрепление обочин.
Перемены коснулись не только автомобилистов, а еще и пассажиров общественного транспорта. Российские города закупают современные автобусы, троллейбусы, трамваи, электробусы. Подробнее о том, как реализуется нацпроект, — в нашем материале.
Рекордные показатели
«Безопасные качественные дороги» — это реальные действия и достижения по улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры страны. За шесть лет в городах, поселках, на региональных, федеральных трассах активно ремонтировали и строили участки и обновляли общественный транспорт. Немного цифр для наглядности. По данным на середину декабря 2024 года:
• отремонтировано более 36 тыс. объектов на региональной сети, их протяженность — свыше 150 тыс. км;
• приведено в порядок около 31 тыс. км дорог в городских агломерациях;
• построено и реконструировано 1,3 тыс. км федеральных трасс;
• обновлено свыше 111 тыс. м мостовых сооружений;
• к концу 2024 года доля региональных дорог в нормативном состоянии превысит 54%, а доля транспортной сети городских агломераций — 85%;
• установлено свыше 870 тыс. дорожных знаков и более 12 тыс. светофоров;
• в регионы поступило порядка 13,3 тыс. новых автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов;
• аудитория онлайн-олимпиады для школьников «Безопасные дороги» превысила 20,8 млн участников.
«За последние годы в дорожном хозяйстве нашей страны достигнуты рекордные показатели. <…> Благодаря поддержке Президента, председателя правительства, а также работе Минфина, Минтранса и Росавтодора, губернаторов и региональных команд реализация нацпроекта велась бесперебойно, а многие масштабные объекты вводились в эксплуатацию с существенным опережением графика», — сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Среди ключевых проектов — строительство Московско-Дунайской развязки в Санкт-Петербурге, 22-километрового Северного обхода Калуги и другие. При этом среди наиболее значимых выделяют не только трассы с большим трафиком автомобилей, но и внутригородские дороги. Например, в Курске открыли проспект Дружбы протяженностью 3 км. Он соединил районы города с выходом на объездную трассу М-2 «Крым». А в Пензе реконструировали улицу 40 лет Октября, ведущую от аэропорта к федеральной трассе Р-208 Тамбов — Пенза.
Кроме того, в 2023 году был возведен ряд масштабных мостовых сооружений. Это Высокогорский мост в Красноярском крае для доступности районов правобережья Енисея, 10-километровый мост через реку Зею в Благовещенске, мост через реку Свирь в Подпорожье Ленинградской области.

В приоритете — маршруты к социально значимому
Еще один крупный дорожный объект в этом году успешно сдан в Нальчике — столице Кабардино-Балкарской Республики. Там капитально отремонтировали улицу 2-й Таманской дивизии. Это важная транспортная артерия города, которая ведет к больничному городку, новому застраиваемому микрорайону и крупному спорткомплексу. Также на ней расположен образовательный центр «Солнечный город» — масштабное образовательное учреждение на Северном Кавказе, где обучаются более 5 тыс. детей.
«Здесь предусмотрено все для удобства пешеходов и автомобилистов, а также, что особенно важно, устроена тактильная плитка для маломобильных граждан. Неоднократно получали положительные отзывы от жителей», — рассказал представитель ОНФ в Кабардино-Балкарии Анзор Тхамоков.
Маршруты к важным для жителей учреждениям — среди главных в нацпроекте. За шесть лет обновлено более 5 тыс. участков, ведущих к детским образовательным и досуговым учреждениям, свыше 3,1 тыс. — к поликлиникам и больницам и 2 тыс. — к туристическим достопримечательностям.
«С самого начала национального проекта „Безопасные качественные дороги“ в приоритете были маршруты к социально значимым объектам. <…> Как правило, работы на таких объектах выполнялись комплексно: помимо проезжей части, обустраивались элементы безопасности и инфраструктуры», — отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Это не только повышает удобство и комфорт для семей, но и способствует популяризации здорового образа жизни среди населения
Среди таких дорог — два участка в поселке Серебряные Пруды Московской области, ведущих к районной больнице. Комплекс зданий включает в том числе поликлинику, стационар, а также женскую консультацию и роддом.
А в Рязанской области в этом году обновили 16-километровый участок региональной автодороги Рязань — Ряжск — Александро-Невский — Данков — Ефремов. Эта трасса ведет к спортивному центру, где проходят занятия по футболу, баскетболу, волейболу, легкой атлетике, плаванию, греко-римской борьбе и дзюдо.
«Родители наших воспитанников теперь могут с легкостью добираться до физкультурного комплекса „Александр Невский“, где проводятся занятия по различным видам спорта. Это не только повышает удобство и комфорт для семей, но и способствует популяризации здорового образа жизни среди населения», — поделился тренер по футболу Илья Каверин.
Говоря о дорогах, ведущих к местам туристического осмотра, нельзя не упомянуть Суздаль Владимирской области — город Золотого кольца России, отметивший 1000-летний юбилей. Здесь обновили порядка 10 км улично-дорожной сети, по которой в том числе пролегает множество пеших экскурсионных маршрутов. А в Республике Северная Осетия — Алания построен 14-километровый участок автомобильной трассы от села Нижний Зарамаг к рекреационному комплексу «Мамисон» — одному из важнейших туристических кластеров региона.

Современные решения в дорожном хозяйстве
При ремонте дорог по нацпроекту и для обеспечения безопасности движения особое внимание уделяют использованию современных решений. Так, был создан специальный реестр для поставщиков, подрядчиков, сотрудников административных органов. Он представляет собой интернет-ресурс с информацией о современных технологиях и материалах, которые уже опробованы на федеральных трассах и одобрены для применения при ремонте и строительстве региональных дорог. В настоящее время доля объектов, где используются инновации, включенные в реестр, составила 62,6%.
Помимо новых технологий восстановления дорог, в России внедряют интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Их цель — оптимизировать трафик и улучшить безопасность движения. Такие «умные» инструменты для управления ситуацией на дорогах применяют в 56 регионах страны.
Например, в Белгородской городской агломерации с ИТС развивают уже пять лет. За это время на вооружении белгородских дорожников появилось более 850 единиц оборудования: контроллеры, детекторы транспорта, комплексы фотовидеофиксации, обзорные камеры, метеостанции. В 2023 году в Белгороде создан Центр организации дорожного движения. Для того чтобы повысить мобильность жителей, на светофорных объектах запущено адаптивное управление — когда система сама заранее прогнозирует развитие дорожной ситуации и реагирует на изменения. Как результат, на отдельных участках улиц Белгорода интенсивность движения выросла на 11%, а время в пути сократилось на 46%.
Контроль и обратная связь с жителями
Все объекты нацпроекта проходят многоступенчатый контроль качества. За ходом работ следят и местные жители, для которых эти объекты ремонтируют и строят. Они привлекают внимание дорожников к важным для них моментам на всех этапах реализации мероприятий — от выбора дороги до приемки в эксплуатацию. На сегодняшний день в стране насчитывается около 500 общественных контролеров, многие из которых тесно взаимодействуют с дорожниками на протяжении нескольких лет.
Например, в Чеченской Республике только в этом году общественники выезжали на объекты почти 50 раз. Они замеряли ширину и толщину асфальтобетонного покрытия, проверяли качество используемых материалов, следили за соблюдением нормативов по доступной среде для людей с ограничениями по здоровью. Кроме того, принимали участие в сдаче-приемке дорог и общались с местными жителями. Рабочие группы контролировали работы в Грозном и Аргуне, а также на региональных трассах.
Магомед Хаджимурадов является модератором тематической площадки Народного фронта. Качество ремонта проезжих частей в регионе он контролирует уже 13 лет. «Очень приятно сознавать, что в создании таких качественных дорог в республике есть и частица участия общественных контролеров Народного фронта», — выразил свое мнение активист.
Выразить мнение о состоянии дорог в своем регионе можно через официальный интернет-ресурс нацпроекта «Безопасные качественные дороги», сайт «Карта убитых дорог», сообщества нацпроекта в социальных сетях. За шесть лет по федеральным каналам связи в систему учета общественного мнения поступило 38 тыс. обращений. На 98% из них даны ответы.
От частного к общественному
Среди важных направлений работы нацпроекта — сделать жизнь в регионах безопасной и комфортной для всех участников дорожного движения. При формировании перечня дорог для ремонта в приоритете участки, на которых организованы маршруты общественного транспорта. А с 2020 года в регионах обновляют и сам подвижной состав. За пять лет в регионы поступило около 13,3 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов.
В Курской области поставки общественного транспорта идут последние три года. За это время закуплено 257 автобусов, 15 троллейбусов, 10 электробусов и 22 трамвая, а также реконструировано 24,7 км трамвайных путей, обновлены 46 остановочных платформ. Кроме того, в этом году в Курске запущено движение по обновленному трамвайному маршруту, что повысило доступность завокзальной и центральной частей города, а также крупных промышленных предприятий.
Среди важных направлений работы нацпроекта — сделать жизнь в регионах безопасной и комфортной для всех участников дорожного движения
«Жители рады изменениям, — рассказал генеральный директор проектной компании по модернизации системы горэлектротранспорта Сергей Смольников. — На линии работают восемь современных низкопольных трамваев „Львенок“, которые обеспечивают комфортные и безопасные поездки. Отмечу, что вагоны были закуплены и собраны специально для Курска».
В этом году национальный проект «Безопасные качественные дороги» завершается. Работа по обновлению дорог и общественного транспорта по поручению Президента России Владимира Путина продолжится до 2030 года по новому нацпроекту — «Инфраструктура для жизни». В планах к 2030 году привести в нормативное состояние 60% региональных дорог и 85% федеральных трасс и дорог в городах, плюс построить не менее 50 обходов населенных пунктов, чтобы разгрузить трафик. А ездить будет современный транспорт — предполагается, что в ближайшие годы 85% общественного транспорта в регионах будет обновлено. Ведь главная цель нацпроекта — повысить качество жизни людей — остается в фокусе внимания.
Подпишитесь на новости национального проекта