
Аналитика и тренды: эксперт о том, как создать успешный спортивный проект
Запуск спортивного проекта — кропотливый и тяжелый труд. Чтобы такой бизнес стал успешным, нужно не только знать своих конкурентов, но и выбрать перспективную нишу. Кроме того, следует заранее определиться с формой собственности и помнить, что любой стартап зависит от регулярных финансовых вложений.
О том, как начать свой проект и к каким трудностям стоит готовиться в ходе его продвижения на рынке, в авторской колонке для нашего портала рассказал член экспертного совета конкурса «Ты в игре» Владимир Волошин.
Всероссийский конкурс «Ты в игре» проводится при поддержке федерального проекта «Спорт — норма жизни» нацпроекта «Демография». Новый сезон стартует этой осенью.
Фокус на результат
Для создания успешного спортивного проекта нужно иметь бизнес-план, и первым пунктом в нем должна стоять сильная идея. Чтобы она оказалась именно такой, важно понимать, что нужно потенциальному клиенту.
У нас же очень часто сначала рождаются стартапы, и только затем предприниматели начинают заниматься поиском целевой аудитории. При этом они не проводят никаких исследований, не знают, за какие решения клиент готов платить, а какие сервисы востребованы не будут. Им хочется побыстрее открыть свой бизнес, а уже потом — по ходу дела — разбираться со всеми проблемами. В результате многие проекты быстро «гаснут» и уходят с рынка в течение нескольких месяцев.
Иногда хорошая идея возникает после того, как ты сам столкнешься с уже существующим, но недостаточно хорошим или совсем не работающим сервисом. Скажем, его пользователи элементарно не могут найти подходящую школу по бегу, тренера, организатора мероприятий или единомышленников для занятий.

Чтобы улучшить такие инструменты, предприниматели начинают создавать новые решения. Если проект отвечает актуальным трендам, то у него есть все шансы «выстрелить», и из небольшого стартапа со временем превратиться в крупную и успешную компанию.
Например, сегодня в России остро стоит вопрос цифровизации спортивной сферы.
Офлайновых проектов — различных мероприятий, акций — проводится много, а вот цифровых приложений, которые помогают улучшить личные спортивные показатели, пока недостаточно.
Поэтому сейчас я бы советовал сфокусироваться на создании стартапов, связанных с повышением эффективности самостоятельных тренировок. Потребность в этом особенно проявилась с началом пандемии коронавируса в 2020 году, когда мы оказались сильно ограничены в передвижениях. При этом особенно целесообразно сосредоточиться на спортивных проектах для женщин. Это тренд, который быстро развивается во всем мире, однако в России эта ниша почти не заполнена.
Кроме того, важно помнить, что спорт у обычного человека в жизни появляется только тогда, когда у него уже закрыты базовые потребности. Если дорогой или непопулярный вид спорта продвигать в неподходящем регионе, то какой бы хорошей ни была идея, она не сработает.
Личный интерес и финансирование
Успешный бизнес должен строиться последовательно. Так, после поиска потенциально успешной идеи необходимо определиться с формой собственности — будет ли это ИП, общество с ограниченной ответственностью или некоммерческая организация. Далее следует решить вопросы, связанные с расходами на рекламу, маркетинг, юридические услуги.
Стоит помнить, что даже если ваш проект социальный, он все равно будет зависеть от привлечения средств.
Например, федеральных и региональных грантов, участия в различных конкурсах. Этому нужно уделять много внимания. Если же предприниматель инвестирует в спортивную инициативу лишь заработанные в том же месяце на других проектах средства, то это уже не бизнес, а всего лишь хобби. Такая модель построения собственного дела — краткосрочная, и стартап закроется, как только не окажется денег на его поддержку.

Важно выстраивать отношения и с другими компаниями. Спортивный рынок весьма насыщен, на нем есть конкуренция. Поэтому необходимо знать, кто и чем занимается в этой сфере.
Во многом именно личная эффективность предпринимателя влияет на успешность создаваемого им проекта. К сожалению, зачастую владельцы бизнеса при возникновении трудностей теряют интерес к своему делу. В итоге инициативой начинают заниматься люди, которых предприниматель набрал в штат, и некогда интересная и перспективная идея превращается в рутину.
А мы напоминаем, что привлечь к систематическим занятиям физкультурой и спортом как можно больше россиян — главная цель федерального проекта «Спорт — норма жизни». Поддержка спортивных инициатив, подобных проектам участников «Ты в игре», — лишь один из способов добиться этого. Той же цели служит развитие движения ГТО и строительство по всей стране спортивных площадок во дворах домов и в парках.
Подпишитесь на новости национального проекта