Федерация компьютерного спорта России
Демография

Десять наивных вопросов о киберспорте

Зачем киберспортсменам нужно заниматься физкультурой, почему для них важен нацпроект «Демография» и как попасть в киберспортивную сборную? Ответы на эти вопросы портал национальныепроекты.рф узнал в Федерации компьютерного спорта России (ФКС).

1. Какими качествами надо обладать киберспортсмену?

Киберспорт является спортом без оговорок. Для достижения успеха в нем нужна долгая и упорная работа. Необходим план тренировок и отдыха, жесткое соблюдение режима дня, общефизические нагрузки, выстроенная система питания, работа с тренером и многие другие аспекты, которые присущи всем видам спорта. Спортсмены, которые достигают высоких результатов, отличаются высокой эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе и самоконтролем.

2. Есть ли ограничения по возрасту, полу, состоянию здоровья?

Участвовать в соревнованиях по компьютерному спорту разрешено с 14 лет. Ограничений по полу нет. Мы позиционируем наш вид спорта как инклюзивный: в наших соревнованиях зачастую принимают участие люди с особенностями по здоровью, и это не мешает им выступать на равных.

10 наивных вопросов о киберспорте
Михаил Терещенко/ТАСС

3. Сколько лет в среднем киберспортсменам?

В целом наш спорт — это спорт молодых, так как в большинстве дисциплин требуется отменная реакция. Однако есть и исключения, например российский спортсмен Антон Синьгов (выступает под никнеймом Cooller) — ему 34 года. А самые младшие — участники Всероссийской интеллектуально-киберспортивной школьной лиги, спортсменам от 14 лет.

4. Какие навыки необходимы для занятий киберспортом?

Зависит от конкретной дисциплины. Аналогично легкой атлетике, которая включает в себя и метание ядра, и бег, и гимнастику, в киберспорте есть «соревновательные головоломки», есть «технические симуляторы», есть «боевая арена», есть «файтинги» — все они требуют разных навыков. Есть механические навыки — управление движением объекта, прицеливание, контроль многих объектов, выполнение сложных комбинаций действий. Есть интеллектуальные: менеджмент ресурсов, тактика и расположение объектов, решение абстрактных задач, принятие решения в условиях нехватки времени или информации.

10 наивных вопросов о киберспорте
Федерация компьютерного спорта России

5. Проверяют ли киберспортсменов на допинг?

На компьютерный спорт распространяются те же самые требования по соблюдению антидопинговых правил, что и на остальные виды спорта. Проверка возможна как перед соревнованиями, так и во внесоревновательный период. Санкции в случае нарушения антидопингового законодательства также едины для всех видов спорта.

6. Какие соревнования федерального масштаба проводятся в России?

Чемпионат России по компьютерному спорту, Кубок России по компьютерному спорту, Всероссийская киберспортивная студенческая лига (почти 400 учебных заведений, более 7 тыс. участников в сезоне 2020–2021 гг.), Всероссийская интеллектуально-киберспортивная школьная лига. Кроме того, Российский футбольный союз (РФС) совместно с ФКС России проводит Кубок России и чемпионат РФС по интерактивному футболу.

ФКС России выстраивает карьерную лестницу для киберспортсменов: мы проводим массовые соревнования, и уже на этом этапе даем возможность не только показать результаты и быть замеченным скаутами спортивных клубов, но и выиграть деньги.

10 наивных вопросов о киберспорте
Федерация компьютерного спорта России

7. Как попасть в киберспортивную сборную?

Следует разделять понятия «сборная» и «команда». Например, если мы говорим про сборную России, то, согласно Закону о спорте (329-ФЗ) и действующим подзаконным актам, список кандидатов в сборную формируется по итогам крупных соревнований по соответствующему виду спорта. В компьютерном спорте это чемпионат России и Кубок России. Для попадания в список кандидатов нужно занять место в топ-3 или топ-4 (в зависимости от конкретного соревнования) и выполнить ряд дополнительных требований для оформления спортивного разряда.

А если мы говорим про команду, например по Dota 2, то здесь уже все решает менеджмент. Принципиально это не отличается от любого другого вида спорта, скажем футбола. Есть сборные страны, а есть клубы или команды: «Спартак», «Зенит», ЦСКА и так далее. В киберспорте — Virtus Pro, Natus Vincere, Gambit Esports.

8. Можно ли назвать киберспорт не только интересным, но и полезным?

Да, именно через занятия киберспортом школьники и студенты получают навыки и компетенции, которые помогут им в жизни, в том числе и в учебе. Готовясь выступать на соревнованиях по дисциплинам «боевая арена» или «стратегия реального времени», они развивают стратегическое мышление и скорость реакции, в любых командных дисциплинах — командное взаимодействие и лидерские качества, в «соревновательных головоломках» — то же стратегическое мышление, умение просчитывать ситуацию.

10 наивных вопросов о киберспорте
Михаил Терещенко/ТАСС

Конечно, как в любом спорте, в киберспорте закаляется воля к победе, умение признавать и прорабатывать свои ошибки, с уважением относиться к соперникам и учиться у них. Формируется большая усидчивость, повышенная внимательность, школьный материал усваивается легче и быстрее.

9. Как киберспорт связан с национальными проектами?

Киберспорт находится на стыке многих национальных проектов. Например, как и нацпроект «Демография», мы пропагандируем необходимость регулярного занятия физической активностью среди киберспортивного сообщества. Многие профессиональные спортсмены неоднократно говорили о том, что добились высоких результатов в спорте в том числе благодаря занятиям физкультурой. И мы активно поддерживаем этот тезис, транслируя его на нашу аудиторию. Для нас важно донести эту мысль не только до профессионального сообщества, но и до общества в целом. Мы сами активно участвуем во многих проектах, связанных с физической активностью. Это, например, забеги, тренировки на свежем воздухе. Помимо этого в рамках проведения финала чемпионата России по компьютерному спорту мы интегрировали проект «Спорт — норма жизни» в общую повестку.

Мы содействуем развитию образовательных проектов в области киберспорта и создаем программы совместно с ведущими вузами России. Сейчас есть запрос на подготовку кадров для киберспортивной индустрии — тренеров, судей, комментаторов, менеджеров команд. Например, мы подписали соглашение о сотрудничестве с Поволжской государственной академией физической культуры, спорта и туризма, в начале апреля там закончилась образовательная программа «Карьера и бизнес в киберспорте», разработанная совместно с Финансовым университетом при правительстве РФ.

10 наивных вопросов о киберспорте
Федерация компьютерного спорта России

К тому же наш вид спорта — это не просто зрелищные состязания на экране компьютера или смартфона, а в первую очередь возможность коммуницировать с многомиллионной аудиторией, используя самые инновационные технологии. Киберспорт — это будущее цифровой отрасли. Учитывая, что сейчас в обществе и государстве назрел большой запрос на цифровизацию многих сфер жизни, киберспортивный сегмент может стать хорошим примером и подспорьем для реализации подобных инициатив.

В пандемию коронавируса в 2020 году ФКС, обладая глубокой экспертизой в цифровизации процессов, смогла не только оперативно перевести крупнейшие мероприятия, включая чемпионат России по компьютерному спорту, в дистанционный формат, но и консультировать федерации классических видов спорта по этому вопросу.

10. Как планируется развивать направление киберспорта в масштабах России?

Мы намерены расширять географическое присутствие (на данный момент действует 72 региональных отделения ФКС), утвердить федеральные стандарты спортивной подготовки по компьютерному спорту — это даст возможность массового открытия спортивных секций в масштабе страны.

Разумеется, мы продолжим активную коммуникацию с нашим сообществом — будем рассказывать, как правильно обустроить рабочее место с выполнением всех условий техники безопасности, на каком расстоянии должен быть монитор, какую «подушечку» положить под руку, как правильно делать зарядку для глаз, как сочетаются периоды релаксации и многое другое.

А еще в планах — проводить в России финалы крупных международных соревнований.

Подпишитесь на новости национального проекта