
«Звездочка» Крайнего Севера: уникальный детский сад со скалодромом и сауной
Строительство любого детского сада невозможно без соблюдения сотен требований. Однако в Белоярском, небольшом поселке в Югре на 20 тысяч человек, получилось наоборот: для создания нового муниципального сада вносились изменения в сами СанПиНы. Сейчас в «Звездочке» воспитываются 220 детей, в том числе и совсем малыши до годика. Местные жители утверждают: ничего подобного больше нет нигде в России. Об уникальной дошкольной организации, открывшейся в этом году, — в нашем материале.
Проект детского сада разработала компания «Сити-Арх» в 2014 году, а вот строительство началось только спустя пять лет. Дело в том, что проект фактически опередил свое время.
Как рассказала замдиректора департамента образования и молодежной политики Югры Снежана Возняк, при его подготовке был изучен передовой опыт дошкольных учреждений западноевропейских стран.
«Проект был подготовлен совместно со Всемирным банком. Он стал синергией всего лучшего, что есть в Дании, Финляндии и Норвегии: экологичный, легко встраивается в общую архитектонику города, эргономичный. По дизайну — в сдержанных и спокойных тонах. В таком здании невозможно не взрастить положительные личные качества. И что тоже важно, что бы ни случилось, детсад будет работать. Он практически автономный», — говорит Возняк.
Общая игровая зона
По словам самих архитекторов, им хотелось уйти от классической коридорной системы и вместо этого создать общее игровое пространство внутри здания, куда смогут попасть воспитанники всех групп.
«Подобное пространство — необходимость в условиях Крайнего Севера, где среднегодовые температуры значительно ниже норм по стране и где дети вынуждены проводить в помещении большую часть времени. Сегодня доказано, что развитие детей получает колоссальный импульс именно в процессе разновозрастного общения», — отмечают в компании «Сити-Арх».
В общую игровую зону со второго этажа спускается горка, пользующаяся огромной популярностью. В здании также находятся бассейн, сауна и спортивный зал со скалодромом. Примечательно, что спортзал легко трансформируется: его стены можно убрать, тем самым увеличив площадь холла во время праздничных мероприятий.
«Наши дети занимаются краеведческо-туристической деятельностью. Кружок, который называется «Туристята», приходит вести профессиональный тренер. Помимо скалодрома на территории детсада есть также холм с креплениями для канатов», — рассказывает заместитель заведующего Светлана Фокина.
Что касается бассейна, то в нем настроена автоматическая подача хлора, а также контроль температуры. «Мы уверены в качестве своей воды, без опасений можем запускать туда детей. А после бассейна они отправляются в инфракрасную сауну, где очень приятно пахнет деревом. Она более безопасна для ребятишек и более полезна, так как при помощи специальной регулировки температура воздуха не нагревается. Нагревается кожа ребенка за счет особых темных элементов, — поясняет Фокина. — Пока дети внутри, инструктор включает песенку. Если она закончилась, дети понимают, что пора выходить».
Среди других возможностей детского сада — зона буккроссинга, куда могут прийти дети с родителями. «Правило общее для всех: одну книгу берем, другую отдаем. У нас есть и карантинные книги. Мы кладем новую книгу в мешок, и она там остается на 48 часов, то есть ее никто не трогает для безопасности детей в период пандемии», — говорит заместитель заведующего.
А еще можно играть в игры, которые отображаются прямо на полу при помощи проектора. Они содержат задачи по многим образовательным предметам, в том числе математике, развитию речи, памяти, ОБЖ и другим.
Снаружи здание детского сада не менее интерактивно, чем внутри. С западной стороны к нему примыкает амфитеатр для музыкальных и театрализованных представлений, он же служит пожарным выходом со второго этажа. В зимнее время амфитеатр превращается в горку.
Планировка групповых комнат
Практически все пространство групповых помещений детского сада можно использовать для игр. Трехъярусные выдвижные кровати расставлены вдоль стен.
«У нас объединены спальни и группы, раньше по СанПиНу это могли быть лишь отдельные помещения. За счет такой новации мы экономим пространство. Ведь спальня обычно занимает очень много площади, при этом дети там проводят три часа в сутки», — поясняет ведущий специалист комитета по образованию Людмила Саратина.
«Оптимизировав площади всего здания, мы получили до 14,7 кв. м общей площади здания на одного ребенка и значительно увеличили площадь игрового пространства — до 10,5 кв. м на воспитанника вместо нормативных 2–2,5», — отмечают архитекторы.
Мини-кухней внутри группы служит кухонная ниша, куда еду доставляют из пищеблока, расположенного в другом крыле здания. Сам пищеблок в детском саду имеет прозрачную стену, чтобы дети могли понаблюдать за работой поваров. К ребятам могут присоединиться и взрослые, ведь процесс приготовления еды может быть по-настоящему увлекательным. Тем более что во многих образовательных организациях это закрытое пространство, куда нет доступа у посторонних, поясняет Фокина. Кроме того, это служит своеобразной профориентацией.
Кстати, есть в саду и группы для совсем маленьких. «Ясли посещают десять детей, кому-то полгодика, есть ребенок десяти месяцев. Ходят по-разному: на два часа, до обеда. Их пока только приучают к новой атмосфере, новым людям, — отмечает Фокина. — Вначале мы боялись, что не будет интереса к ясельной группе, но сейчас группа полная. Многие мамы хотят выйти на работу пораньше».
Благодаря нацпроекту «Демография» к 2024 году планируется создать 256 тыс. мест для детей до трех лет в дошкольных организациях. А среднее время ожидания места в детском саду для ребенка от полутора до трех лет должно составлять менее четырех месяцев
Внутренняя инженерия
В 2013 году в Белоярском районе прошла Международная конференция по развитию дошкольного образования, в которой приняли участие представители Всемирного банка и европейские архитекторы. По оценке специалистов, югорские садики при всей своей красоте и ухоженности оказались неэффективными. Оказалось, что помещения в них используются только на 20%. Между тем в Европе площади эксплуатируются гораздо более активно, например обычная группа может трансформироваться в спортзал и музыкальный класс. Для работы с детьми европейские педагоги используют даже лестничные пролеты. Все это в конечном счете позволяет экономить на обогреве и освещении зданий. По итогам конференции губернатор Ханты-Мансийского автономного округа и поставила задачу Департаменту образования и молодежной политики Югры более пристально изучить опыт других стран, а впоследствии разработать пилотный проект.
«Еще один важный аспект, который необходимо было учесть, — возможность функционирования объекта в условиях Крайнего Севера, где температура воздуха зимой опускается ниже минус 50 градусов по Цельсию, а грунт промерзает почти на три метра вглубь. Здесь важна максимальная энергоэффективность при минимальных теплопотерях. Для минимизации энергопотерь была разработана уникальная оболочка, герметичная, формирующая замкнутый тепловой периметр», — отмечают в архитектурной компании, ставшей автором проекта «Звездочки».
Для поддержания оптимальных условий здание оборудовано механической системой вентиляции, подающей свежий воздух с контролируемыми параметрами тепла.

«Детский сад не имеет радиаторов, а еще у нас все полы с подогревом, как и подоконники — их высота не превышает везде 40 см, чтобы дети имели визуальную связь с внешней средой. Воздух также определенной температуры, за это отвечает автоматика, он забирается с улицы, подогревается и потом выпускается в помещение. В каждой группе предусмотрены датчики. Если в группе «Кроха», например, нужна температура 25 градусов, а в соседней — 24 градуса, автоматика это сделает. По существующим нормам каждые 1,5 часа надо обеспечить проветривание, вывести детей из группы, потом нагреть воздух и вернуть детей. Нам этого делать не надо», — рассказывает Саратина.
По словам замглавы департамента образования Югры Снежаны Возняк, сейчас регион ставит перед собой задачу повышать качество всей инфраструктуры, особенно детских садов и школ. Одно из возможных решений — государственно-частное партнерство.
«Нам очень хочется адаптировать «Звездочку» для дальнейшего тиражирования, — говорит Возняк. — Например, сейчас мы вместе с инвесторами строим объекты образования, и большая часть школ, которая будет вводиться, — это итог взаимодействия с партнерами в рамках концессионных отношений. В Ханты-Мансийске такая школа появится, еще две в Сургутском районе».
Сегодня Минпросвещения ведет активную работу по развитию государственно-частного партнерства в рамках инфраструктурных проектов нацпроекта «Образование». Концессионные соглашения помогут создать 647 тыс. новых мест в школах, а также стать мировым лидером по качеству школьного образования, отмечал ранее глава министерства Сергей Кравцов.
По словам Возняк, инвесторы получают возможность построить большой комплекс зданий, которые затем смогут эксплуатировать как минимум следующие пять лет, получая средства на их содержание. Поскольку это контракт полного цикла, он предполагает проектирование, строительство, эксплуатацию, а также получение дополнительных доходов за счет организации различных платных кружков: по иностранным языкам, плаванию.
«Сегодня такое сотрудничество вызывает большой интерес у частных компаний», — заключила замруководителя департамента.
Подпишитесь на новости национального проекта