
Знать счет деньгам: как финграмотность россиян повышают со школьной скамьи
С 4 марта на образовательной платформе «Учи.ру» стартовала Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для школьников 1–11-х классов. Они научатся планировать бюджет, смогут попробовать себя в роли предпринимателей и развить лидерские качества. Мероприятие проходит в соответствии с целями и задачами нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», главная цель которого — повысить знания россиян в области финансов и бизнеса.
В нашем материале расскажем о том, как стать участником олимпиады, зачем обучаться финансовой грамотности с самого детства, а также поделимся историями успеха юных бизнесменов.
В реальный мир финансов
Всероссийская школьная онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству проходит уже в пятый раз. И каждый раз число участников состязания растет.
«Сейчас часть подростков задумывается о запуске своего дела. Такие проекты, как олимпиада, помогают школьникам приобрести необходимые навыки, полезные как в повседневной жизни, так и в предпринимательстве. В прошлом году в ней приняли участие более 2,3 млн школьников», — отметила замминистра экономического развития России Татьяна Илюшникова.
Организаторы сделали задания олимпиады приближенными к реальности, чтобы ребята погрузились в мир финансов и могли применять полученные навыки в жизни.
«Финансовая грамотность и культура — то, что нужно формировать с самого детства. И такие просветительские мероприятия помогают нам поддерживать и развивать этот интерес в детях, помогать им формировать полезные привычки и навыки безопасной работы с продуктами и сервисами», — считает директор департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов России Светлана Гашкина.
В 2024 году во Всероссийской онлайн-олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству приняли участие более 2,3 млн школьников
Цель олимпиады — подготовить молодежь к самостоятельным и взвешенным решениям в будущем. Какую бы профессию они не выбрали, такие знания пригодятся каждому. Согласно данным аналитического центра «Национальное агентство финансовых исследований» (НАФИ), в 2024 году многие россияне сталкивались с трудностями в вопросах сбережений, инвестиций и личного финансового планирования.
«Чем раньше ребенок научится анализировать доходы и расходы, понимать принципы накопления и инвестирования, тем более уверенно он будет чувствовать себя в современной экономике», — подчеркнула руководитель регионального развития «Учи.ру» Илона Абаншина.
От планирования бюджета до запуска бизнеса
Принять участие в олимпиаде можно совершенно бесплатно в течение месяца — в любой день с 4 марта по 3 апреля. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте или войти с логином и паролем от Учи.ру.
В зависимости от результата участникам пришлют сертификат, грамоту или диплом, а учителям — благодарственные письма.
В этом году к соревнованию впервые присоединятся ученики 10–11-х классов. При этом задания будут адаптированы для всех возрастных групп: самые младшие познакомятся с базовыми понятиями и принципами финансовой грамотности, а старшеклассники смогут развить навыки стратегического управления и прогнозирования. А еще участники попробуют себя в роли предпринимателей –– будут анализировать, прогнозировать спрос на продукцию и управлять ресурсами в собственном виртуальном проекте, чтобы увеличить прибыль.
В итоге олимпиада поможет школьникам:
— освоить ключевые навыки управления финансами;
— научиться планировать бюджет;
— получить знания об инвестировании;
— развить критическое мышление;
— прокачать лидерские качества;
— выработать интерес к предпринимательству;
— научиться оценивать риски и принимать решения;
— узнать, как не попасться на уловки мошенников.
В разработке олимпиады участвовали методисты образовательной платформы «Учи.ру». Они поставили перед собой задачу — сделать соревнование не просто инструментом для проверки знаний, но и способом протестировать на практике финансовые навыки. Все предложенные подросткам ситуации могут встретиться в реальной жизни.
«Мы стремились сделать олимпиадные задания максимально практичными. Например, в одной из задач участникам предстоит спланировать расходы на организацию мероприятия с учетом различных сценариев. А участники из 10–11-х классов рассмотрят влияние способов доставки на итоговую стоимость товара, временные ограничения на покупку и более сложные модели финансового планирования», — рассказала нашему порталу руководитель департамента олимпиад образовательной платформы «Учи.ру» Дарья Островская.
В программе запланировано два открытых урока: первый посвящен теме финансовой грамотности, а второй — вопросам предпринимательства.

Традиционно олимпиаду открыл онлайн-урок директора департамента информационной безопасности Банка России Вадима Уварова «Дропперы: как не стать помощником кибермошенников». Запись трансляции доступна на сайте Учи.ру, а также в официальном сообществе ВКонтакте.
«Мошенники все чаще вовлекают подростков в свои схемы, в основном через интернет под предлогом, например, легкого заработка. Во время урока я рассказал о распространенных ловушках, в которые злоумышленники завлекают молодых людей. Поговорили о том, что такое дропперство и чем оно грозит. Урок будет полезен и для родителей: я дал несколько практических советов, как помочь ребенку не стать соучастником финансовых преступлений», — отметил Вадим Уваров.
От слов к делу
Помимо безопасности в Сети, для молодежи актуальны и другие темы. Например, по данным Минэкономразвития России, половина малых компаний страны закрывается в первые два года. Повышение финансовой грамотности и развитие предпринимательских навыков может снизить эти риски и повысить выживаемость компаний.
Радует то, что число молодых бизнесменов, которые не боятся делать первые шаги, растет. Так, в 2024 году количество индивидуальных предпринимателей и самозанятых в возрасте до 25 лет достигло 2,7 миллиона человек. А согласно результатам исследования платформы «Деловая среда», в 2024 году число людей, открывших бизнес в возрасте до 35 лет, выросло на 14% по сравнению с 2023-м. Самой популярной нишей, выбранной для предпринимательства вчерашними школьниками в возрасте от 18 до 19 лет, оказалась онлайн-торговля.
Есть подростки, которые свои знания о финансах начинают применять в реальной жизни еще не окончив школу. Например, братья Амир и Арслан Курбановы из Уфы. Они пока ходят в школу, но уже занимаются бизнесом — изготавливают электронные системы автоматизации. Что-то похожее на «умный дом». Такие нельзя купить в магазине — интеллектуальных помощников ребята делают на заказ. Среди их разработок: система автополива комнатных растений, управления освещением в доме и даже контроллер для учета времени работы маляров на заводе мебели.
«Несколько лет назад мы увидели ролик в интернете: как блогер в домашних условиях собирает электронику. Амир заинтересовался этой темой, купил оборудование. Мне тоже стало интересно. Мы изучили язык программирования С++ и выложили объявление на площадку „Авито“. Очень сильно удивились, когда в день начали писать по 5 человек с их запросами», — рассказал нашему порталу Арслан.
Деловой импульс юные бизнесмены получили в клубе молодых предпринимателей «Действуй» Движения первых. Они участвовали во многих мероприятиях, конкурсах, обучениях. Например, выиграли грант на всероссийском форуме от Росмолодежи. Ребята считают, что образование, в том числе дополнительные курсы, играют ключевую роль для их развития.

«Даже когда общаешься с клиентами, твой уровень знаний и кругозор сразу понятен в разговоре. Поэтому, конечно же, нужно хорошо учиться, желательно проходить дополнительные образовательные курсы по интересующей тематике. Так мы научились планировать бюджет, распределять обязанности, ставить сроки выполнения работ и правильно подходить к решению задач», — поделились своим мнением школьники.
В этом году братья Курбановы планируют расширить свою команду до 10 человек, чтобы реализовать масштабные проекты. А всем начинающим предпринимателям ребята советуют обязательно сделать первый шаг, пусть даже самый маленький.
Еще один юный бизнесмен — школьник из Москвы Юрий Мельников. Он создал технологию переработки полиэтиленовых отходов с помощью личинок моли огневки (лат. Galleria mellonella). Насекомые перерабатывают полиэтилен в этиленгликоль (спирт), который используется в химической промышленности. Компания юноши «Ем полимер» — уже резидент фонда «Сколково».
Соучредителем и генеральным директором компании, а также наставником юного изобретателя стал руководитель по инкубационным программам стартапов в Сколковском институте науки и технологий Александр Чеканов. Он вспоминает, что не смог остаться в стороне, когда узнал о наработках Юрия Мельникова и его научного руководителя Антона Фрыкина.
«Прежде всего нужно проявлять любопытство, часто задавать вопросы „Зачем?“ и „Почему?“. А также фокусироваться на задачах, которые люди пытаются решить, но у них это пока не получается, — Александр Чеканов дал совет начинающим предпринимателям, беседуя с нашим корреспондентом. — Если вы решите какую-либо головную боль вашего потенциального пользователя, то предпринимательская часть (построение бизнеса вокруг вашей идеи) тоже непременно найдется».
Такую стратегию, по всей видимости, использовал еще один молодой бизнесмен — Вадим Колесников из Астраханской области. Он открыл собственную IT-компанию Way11 в 18 лет и теперь создает веб-платформы, корпоративные порталы и сайты. Перед тем как запустить бизнес, астраханец работал на фрилансе, а сейчас в его команде трудятся программисты, дизайнеры и project-менеджеры. Они на заказ разрабатывают программное обеспечение на русском, английском и испанском языках. Ключевые клиенты Вадима — компании из сферы недвижимости и промышленной отрасли.
Количество индивидуальных предпринимателей и самозанятых в возрасте до 25 лет в 2024 году достигло 2,7 миллиона человек
«Основная команда находится в Астрахани, а также есть партнеры, с которыми мы работаем. Наращиваем партнерские сети. Разрабатываем свои собственные стартап-решения. В сфере образования в том числе. Под этот кейс получали грант от Фонда содействия инновациям», — поделился Вадим.
Сегодня для амбициозной молодежи работают разные программы обучения и наставничества. В том числе: акселератор «Росмолодежь.Бизнес», федеральный конкурс «Создай наше» от Корпорации МСП, а также молодежный бизнес-конкурс «Я в деле». Желающие могут обучиться основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности. Реализуются многочисленные программы, цель которых — повышение квалификации предпринимателей, а также обучение бизнес-компетенциям школьников, молодых людей, в том числе студентов. В образовательные программы центров «Мой Бизнес» входят лекции и мастер-классы по генерации бизнес-идей, открытию своего дела, налаживанию торговых процессов.
Поддержка молодежного бизнеса — среди ключевых целей нового нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», который реализуется по решению Президента РФ Владимира Путина с 2025 года. А еще по этому национальному проекту расширяют доступ к мерам поддержки предпринимателей, внедряют бережливые технологии на производствах, продвигают малые технологические компании, повышают инвестиционную активность жителей страны, а также вовлекают бизнес в исследование и борьбу с причинами изменения климата.
Подпишитесь на новости национального проекта