
Здравствуй, школа: как меняется система общего образования благодаря нацпроекту
День знаний — время, когда все внимание приковано к сфере образования. Каждый год 1 сентября тысячи школьников впервые садятся за парту. К этому дню образовательные учреждения всех уровней тщательно готовятся все лето. С 2019 года для этой подготовки нередко используют и меры господдержки, которые предлагает нацпроект «Образование». Чтобы по достоинству оценить разнообразие возможностей, которые доступны ученикам, руководителям вузов, школ и учреждений дополнительного образования, достаточно последить за новостями, касающимися нацпроекта. Ежедневно вести о том, как улучшаются условия обучения детей и подростков, приходят из всех регионов страны: от Дальнего Востока до Крыма. Убедиться в этом можно и следя за новостями на портале национальныепроекты.рф. О том, как не только в преддверии нового учебного года, но и каждый день меняется к лучшему система образования, в нашем материале.
Ремонт школ и строительство новых корпусов
Федеральный проект «Современная школа» помогает детям получить качественное общее образование, где бы они ни учились. Именно в этом проекте заложено создание новых мест в школах, в том числе в селах и поселках, и обновление материально-технической базы. В 2021 году, согласно июльскому распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина, на строительство новых школ из федерального бюджета будет выделен 21 млрд рублей, а всего до конца 2024 года — 43,5 млрд рублей. За это время планируется построить не менее 1,3 тыс. школ.

В жизни лицея № 34 в столице Республики Адыгея Майкопе с 1 сентября этого года начнется новая страница. С 1997 года здесь могли учиться только старшеклассники. А теперь, с появлением нового современного корпуса на 1100 мест, в лицее зазвенят голоса и первоклассников. Причем здесь будет комфортно даже для ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, благодаря новому закону теперь малыши смогут присоединиться к старшим братьям и сестрам в школьных коридорах: с 2021 года при зачислении младшие родственники учеников официально получили приоритет, чтобы все члены семьи могли получать образование в одном месте.
А в сельском поселении Салым в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа благодаря строительству нового корпуса школы на 95 человек и реконструкции старого с этого года больше не будет второй смены. Во втором здании разместятся 23 учебных кабинета. Первый этаж отдадут в распоряжение начальной школы, на втором и третьем будут заниматься ученики среднего и старшего звена. Помимо этого, в новом корпусе имеются актовый зал, спортзал. Столовая и пищеблок тоже предусмотрены, так что и младшеклассники, которым по всей стране еще с 2020 года положено бесплатное горячее питание, и старшеклассники смогут учиться не на голодный желудок.
В Якутии федеральный проект «Современная школа» позволил включить в очередь на модернизацию Республиканскую специальную (коррекционную) школу-интернат для неслышащих. За лето там провели косметический ремонт. К тому же светлые обновленные учебные кабинеты получили современное оборудование, о котором учителя мечтали долгие годы. Например, в начальных классах появилась высокотехнологичная звукоусиливающая аппаратура, а в кабинете фотовидеостудии на базе школьного проекта «Глухой фильм»
обновилась материально-техническая база. Новые возможности получили и кабинеты ритмики и робототехники.

Цифровизация образования
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на цифровую трансформацию системы образования. Благодаря ему организации получают современное оборудование, развиваются цифровые сервисы для образовательной деятельности. Создатели образовательного контента получают поддержку.
В районном центре Рубцовск в Алтайском крае перед началом нового учебного года все общеобразовательные организации успешно прошли регистрацию на информационно-коммуникационной образовательной платформе «Сферум». Она предназначена для взаимодействия учителей, учеников и их родителей и дает возможность проводить видеоконференции с демонстрацией экрана, общаться в чатах, размещать образовательный контент. Это позволяет проводить как полноценные онлайн-занятия, так и гибридные уроки, когда часть учеников находится в аудитории вместе с преподавателем, а часть следит за занятием через трансляцию.
Пермский сетевой IT-университет готовится в новом учебном году соединиться с библиотекой электронной образовательной системы и в рамках «Библиотеки ЭПОС» будет формировать базу знаний. Сейчас в «Библиотеке ЭПОС» находятся пособия с первого по одиннадцатый классы по 27 основным предметам. В прошлом учебном году электронную библиотеку посетили более 118 тыс. человек. На сегодня туда загружено более 5 тыс. учебных материалов и 746 книг.
«Планируется, что пилотные видеолекции программ дополнительного профессионального образования, которые проходят в рамках Сетевого IT-университета, будут выложены в общий доступ. Так, все желающие могут познакомиться с предметом курса, прежде чем подавать заявку», — пояснила руководитель Сетевого IT-университета Ольга Димитрашко.
В Удмуртии 110 школ к 1 сентября получили более 6 тыс. единиц компьютерной техники. А с 3 сентября в городе Воткинск в республике откроется центр цифрового образования детей «IT-куб». 140 ноутбуков и пять многофункциональных устройств, которые повысят качество учебного процесса, получили и пять школ Тосненского района Ленинградской области.

Новое оборудование
Федеральный проект «Молодые профессионалы», направленный на внедрение программ профессионального обучения по наиболее перспективным профессиям, помог Техникуму строительства и городского хозяйства Бурятии в Улан-Удэ оборудовать к 1 сентября новые мастерские «Управление экскаватором», «Управление фронтальным погрузчиком», «Управление автогрейдером» и «Обслуживание грузовой техники», соответствующие международным стандартам WorldSkills.
А в региональном центре выявления и поддержки одаренных детей Ленинградской области «Интеллект» федеральный проект «Успех каждого ребенка», направленный на поддержку и развитие способностей талантов детей и молодежи, позволил открыть с нового учебного года сразу шесть новых лабораторий. После обновления научной инфраструктуры в новый комплекс войдут
«Лаборатория инженерных решений», «Лаборатория IT-решений», «Лаборатория интерактивной анатомии», «Лаборатория биологических исследований», «Лаборатория молекулярного дизайна», «Лаборатория физических открытий». Кроме того, в центре появятся три новые студии: ШахМат-студия, Арт-студия и студия «ЮниорПрофи».
«Мы не только создаем для наших воспитанников современную инфраструктуру, но и привлекаем для их обучения лучших мировых специалистов. Например, в этом году консультантом программы по когнитивным исследованиям стала нейролингвист с мировым именем Татьяна Черниговская», — рассказывает директор центра «Интеллект» Денис Рочев.
Мы не только создаем для наших воспитанников современную инфраструктуру, но и привлекаем для их обучения лучших мировых специалистов. Например, в этом году консультантом программы по когнитивным исследованиям стала нейролингвист с мировым именем Татьяна Черниговская

Точки роста
Одной из важных задач нацпроекта «Образование» является создание так называемых «Точек роста». Это федеральная сеть центров образования с цифровым, естественно-научным, техническим и гуманитарным профилем. «Точки роста» создаются на базе сельских школ и общеобразовательных учреждений малых городов, в которых живут менее 60 тыс. человек. По нацпроекту для центра приходит современное цифровое оборудование, аппаратура и техника.
«Открытие «Точек роста» позволяет создать условия для получения качественного образования детям, живущим в селах, труднодоступных местах и рабочих поселках. Новые образовательные центры должны стать местом притяжения социокультурной жизни, цифрового, естественно-научного и гуманитарного образования, проводником новых технологий», — считают в администрации Мостоского района Краснодарского района, где появятся три новых «Точки роста».
Развивается эта сеть действительно стремительно. Только за 30 августа новость о начале работы подобного центра с 1 сентября пришла из 21 населенного пункта в восьми регионах. При этом известно, что всего, например, в одной только Удмуртии появятся почти 40 новых «Точек роста».
«Любой руководитель школы только рад таким нацпроектам, как «Образование», — считает Алексей Егоров, директор школы № 1 имени 21-й армии Вооруженных сил СССР поселка Стройкерамика Волжского района Самарской области. — Уверен, после обучения в новейших лабораториях многие школьники захотят продолжить учебу в вузах и колледжах, найдут свое призвание, займутся научными изысканиями!»

Учеба для учителей
Современная инфраструктура требует современных учителей. И поэтому в нацпроекте «Образование» особое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей.
Например, в Новосибирской области в новом учебном году обучение в Центре непрерывного повышения профмастерства (ЦНППМ) пройдут более 2 тыс. педагогов. Центр создан еще в 2020 году как структурное подразделение Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
«В отличие от традиционного повышения квалификации, центр будет реализовывать эксклюзивные дополнительные профессиональные программы, направленные на удовлетворение образовательных потребностей и запросов работников системы образования. ЦНППМ станет также площадкой для обмена инновациями, реализации программ горизонтального обучения, наставничества и менторства», — пояснила заместитель министра образования Новосибирской области Мария Жафярова.
К новому учебному году помещения центра в Новосибирске отремонтировали и переоснастили. Окончательно все работы здесь завершатся к концу сентября.
Зато на другом конце страны, в Архангельске, все успели доделать к 1 сентября. Новый ЦНППМ здесь откроется на базе Архангельского областного института открытого образования.
Подпишитесь на новости национального проекта