
Завершился Всероссийский фестиваль любительских творческих коллективов
Лауреаты III Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов собрались в Москве на гала-концерт, чтобы вместе отпраздновать завершение фестиваля. Вечером 13 декабря гостей театра «Русская песня» ждал настоящий калейдоскоп культур и традиций. Когда еще буквально за полчаса можно совершить путешествие из Мордовии в Пензу, из Пензы в Тыву, затем в Чечню, а оттуда в Чувашию и Татарстан!
Каждый из 20 финалистов конкурса представлял свой родной регион. Поздравить победителей конкурса и выступить с ними на одной сцене пришли такие коллективы, как Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, ансамбль «Колокола России», Московский народный хор, Оркестр волынщиков Москвы, группы «Баян Микс» и «Партизан FM».
А чтобы следить за концертом было интересно не только зрителям, но и участникам, коллективы подготовили совместные номера. Например, начался концерт с песни «Ой ты, степь широкая» в исполнении ведущей гала-концерта Марины Девятовой, молодежного фольклорного ансамбля «Цветень» из Кургана, народного фольклорного ансамбля «Мерема» из Саранска, Московского народного хора и группы «Партизан FM». Закончился вечер всеми любимыми «Валенками», под которые танцевали все 20 коллективов — лауреатов конкурса.
Лучшие из лучших
По правилам конкурса номинации для участников («Традиции» и «Культура — это мы!») чередуются между собой через год. Так что в 2021 году, как и в 2019-м, когда фестиваль только-только появился, собрались оркестры и ансамбли народных инструментов, народно-певческие и фольклорные коллективы, ансамбли народного танца. Все они по праву могут считаться лучшими из лучших в России в своих направлениях творчества.
«Каждый может принять участие. Но не просто каждый, а каждый, кто уже обладает званием либо «заслуженный коллектив народного творчества», либо «народный», либо «образцовый» коллектив. То есть мы выбираем лучших из лучших», — объясняет директор Государственного российского дома народного творчества имени В.Д. Поленова Тамара Пуртова.
Именно ГРДНТ им. В.Д. Поленова при поддержке национального проекта «Культура» уже третий сезон подряд организует масштабный фестиваль-конкурс, 20 лауреатов которого ежегодно получают не только почетные грамоты и благодарности, но и гранты по 2 млн рублей. По словам Тамары Пуртовой, 60% этих средств коллективы тратят на обновление своей материально-технической базы: покупку костюмов, обуви, инструментов, аппаратуры и улучшение условий для занятий.
Всего с 2019 года в фестивале-конкурсе поучаствовали почти 770 ансамблей, в которых занимаются более 10 тыс. человек. Но это просто капля в море по сравнению с количеством любительских творческих коллективов в России. По словам Тамары Пуртовой, даже если брать в расчет только коллективы, подведомственные Минкультуры, получится, что за три года в конкурсе приняли участие менее 0,1% ансамблей. Реальная же цифра еще меньше, ведь в фестивале-конкурсе участвуют и коллективы из системы образования, и АНО.

Волонтеры культуры
Как и в 2019 году, в число лауреатов в этом году вошли коллективы из Адыгеи, Марий Эл, Забайкалья и Московской области. Однако остальные 16 регионов-финалистов — новички. Ими стали Бурятия, Мордовия, Татарстан, Тыва, Чечня, Чувашия, Белгородская область, Волгоградская область, Воронежская область, Иркутская область, Курган, Ленинградская область, Омск, Орел, Пенза и Челябинская область. География фестиваля-конкурса продолжает расширяться.
«Это свидетельствует о той весомой большой работе, которую проводят органы управления культурой на местах. Министерствам, департаментам местным низкий поклон за то, что они внимательно относятся. Эта поддержка всегда сторицей воздается в таких моментах», — считает Тамара Пуртова.
Глава ГРДНТ считает поддержку народных любительских творческих коллективов делом государственной важности, ведь все они не просто сохраняют традиции своих регионов, но и, по сути, являются волонтерами в сфере культуры, которые популяризируют эти традиции по всей стране.
«Эти люди испытывают чувство радости, чувство социального оптимизма, чувство удовлетворенности жизнью и считают, что то, что они делают, — это благое дело для популяризации лучшего, что есть в культуре, лучшего, что есть у нашего народа. Я считаю их волонтерами на самом деле. Кто такие волонтеры? Это люди, которые свободное время отдают какому-то занятию на благо народа, на благо людей. Они тоже в свое свободное время ходят занимаются, чтобы потом показать это широкой аудитории, воспитать, привлечь, образовать в какой-то степени, заинтересовать. То есть это то же самое. Своей работой, своими занятиями, своими концертами они делают большое, важное государственное дело», — уверена Тамара Пуртова.
Глава ГРДНТ выразила надежду, что в обозримом будущем президент подпишет указ о проведении Года народного творчества. Это придаст еще больший импульс развитию жанров народного искусства и позволит дополнительно поддержать сети клубов и домов культуры, на территории которых базируются многие любительские творческие коллективы.

Кибертрадиции
По сравнению с 2019 годом в нынешнем сезоне фестиваль-конкурс претерпел заметные изменения. Из-за санитарных ограничений в 2021 году не удалось вновь организовать площадки в «пяти столицах народного творчества» (в 2019 году ими были Саратов, Тверь, Ростов-на-Дону, Томск и Хабаровск), куда участники фестиваля приезжали на живые просмотры. Работа жюри в этом году была полностью удаленной.
«Правда, мы уже натренированные. Мы массу других конкурсов просмотрели дистанционно», — уверяет член жюри, заведующий отделом народно-певческого искусства ГРДНТ и заслуженный артист России Петр Сорокин.
Зато фестиваль начал активно развиваться онлайн, что позволило увеличить число зрителей в десятки раз.
«Это послужило популяризации народного искусства и знакомству широкой аудитории с образцами наследия, которые они, может, никогда бы не увидели», — констатирует Тамара Пуртова.
Вот и финальному гала-концерту фестиваля-конкурса предшествовал двухдневный онлайн-марафон «Поддержи традиции!» на YouTube-канале ГРДНТ и на портале Культура.рф. В нем приняли участие не только лауреаты этого года, но и победители фестиваля прошлых лет. В прямом эфире состоялись телемосты с регионами России, в передвижной видеостудии выступят эксперты в сфере народного искусства. А вечером 13 декабря прямой эфир завершился трансляцией самого гала-концерта.
Ведущая гала-концерта, исполнительница народных песен, финалистка телепроекта «Народный артист — 3» Марина Девятова уверена, что современную и традиционную культуру можно и нужно сочетать.
«Жанр народной песни развивается. Самое главное, что не меняется, и я считаю, что это святое и это трогать нельзя, — это текст и музыка. Это конфетка, батончик, которую знают и наши родители, и наши дети. Но фантик — аранжировка, прочтение — поменялся. Интерпретация у каждого своя», — считает певица.
Пожалуй, самым ярким подтверждением справедливости ее слов во время финального концерта стало выступление фольклорного ансамбля «Цветень» из Кургана. Песню «В нас на улице Матюшка» коллектив исполняет под современный бит, который ожидаешь услышать скорее на дискотеке в клубе, чем на концерте с участием народных ансамблей. Кстати, на YouTube-канале коллектива можно даже найти клип на эту композицию.
А уж каким эмоциональным получился частушечный баттл, который устроили участники концерта. Его затеял этнограф, собиратель и исполнитель русского фольклора Сергей Старостин, и с радостью подхватили участники и участницы из фольклорно-этнографического ансамбля «Покров» из Волгограда, ансамбля «Цветень» и народной фольклорной группы «Берегиня» из Забайкальского края. Мелодика, да и тексты у частушек совсем не те, что в рэпе, однако это не менее колкий и, главное, импровизационный жанр.

Пандемия не помеха
Несмотря на то что от очных отборочных этапов фестиваля-конкурса в этом году было решено отказаться, это не помешало финалистам, получившим грант, отправиться в тур по России. В рамках проекта «Малые гастроли» коллективы-лауреаты провели более 50 концертов и творческих встреч в разных уголках страны. Важной составляющей этого этапа фестиваля-конкурса стали мастер-классы и практикумы, которые проводили участники.
«Некоторые ансамбли не поленились, потратили силы и средства и сделали эти уроки мастерства не только на своей базе, но и выехали в другие регионы», — рассказывает Петр Сорокин.
Например, казачий «Покров», который отправился из Волгограда в Урюпинск. Участники коллектива гордятся не только своими песнями, танцами и костюмами, но и мастерством фланкировки (владения шашкой), которому они обучают молодежь.
«Мало того, что он один из лучших фланкировщиков в России, он еще ведет мастер-классы, семинарские занятия, а самое главное — передает свои знания и умения детям, казачатам, — рассказывает об Андрее Сандалове руководитель коллектива Виктория Путиловская. — В его клуб «Стигунок» ходят все ребятишки из казачьих фольклорных ансамблей города. Чем ценна его фланкировка в контексте нашего творчества? Это боевые движения. Иной раз смотришь, как на веслах плывут или на скакалочке прыгают. А у него все-таки реально страшно. Ну, я думаю, что это в нем еще оттого, что он атаман девичьего войска, потому что 16 бриллиантов в его коллективе надо как-то охранять. Поэтому не суйтесь! Только со сватовством и на полном серьезе!»

Сохраняя традиции
А в село Тарбагатай к народному этнографическому ансамблю «Судьбинушка» на мастер-класс, напротив, съехалась вся Бурятия. По словам Петра Сорокина, специалисты из самой республики и соседних регионов «приезжали целыми автобусами».
«Это был не просто один урок, а целый семинар в течение всего дня, посвященный разным сторонам деятельности», — рассказывает член жюри.
Дело в том, что участники коллектива сохраняют распевы старообрядцев. В XVIII веке их предки пришли в Забайкалье вместе с семьями, поэтому местных жителей до сих пор зовут «семейскими». Несмотря на прошедшие века, они по-прежнему сохранили свой говор и костюмы.
«Фольклор старообрядцев — это очень сложно. Один из самых сложных распевов в России. Он изучается всеми музыкальными институтами. Мы песни поем на восемь, на девять голосов», — объясняет руководитель «Судьбинушки» Галина Чебунина.
То же можно рассказать о коллегах «Судьбинушки» из Забайкальского края — народной фольклорной группе «Берегиня». Многие участницы коллектива уже достигли пожилого возраста. Гастроли из родного села Красный Чикой, расположенного в 560 км от Читы, конечно же, требуют выносливости, но любовь к родным песням придает сил и становится для них настоящим эликсиром молодости.
«Мы все, семейские, хотим, чтобы нас видели, чтобы традиция продолжалась, поэтому у всех настроение ездить и показывать нашу культуру», — объясняет одна из участниц «Берегини».
Выступают певицы из «Берегини» в головных уборах, которые достались им по наследству от бабушек и прабабушек. Некоторые из них передаются из поколения в поколение столетиями.
Кстати, национальными костюмами зрители гала-концерта Всероссийского фестиваля-конкурса могли полюбоваться не только во время выступления лауреатов. И костюмы, и изделия народных ремесел до и после концерта можно было вблизи рассмотреть на выставке в фойе театра.
Подпишитесь на новости национального проекта