Вера Костамо/ТАСС

Заур и шоколадная фабрика: как «спасибо» повышает производительность

Летом 2020 года подмосковный завод «Зеленые линии» присоединился к нацпроекту «Производительность труда и поддержка занятости». С этого времени на предприятии начались перемены. С помощью экспертов Федерального центра компетенций (ФЦК) сотрудники предприятия научились методам бережливого производства. Пилотным на заводе стал цех по изготовлению кондитерской глазури.

Руководитель проектного офиса на производстве Заур Лагонда рассказал порталу национальныепроекты.рф о любви к шоколаду, важности простого „спасибо” и нематериальном поощрении сотрудников.

Нет ничего невозможного

«Это похоже на планы по захвату мира!» — кабинет, в котором разместился проектный офис предприятия, впечатляет. Вдоль стен схемы, алгоритмы, планы — все распечатано, наглядно и систематизировано. «Да, так и есть, — смеются сотрудники офиса, — собираемся тиражировать опыт по всем направлениям».

Вера Костамо/ТАСС

Вера Костамо/ТАСС

«При первом знакомстве с ФЦК заинтересованности среди сотрудников было мало: многие не верили, что бесплатное обучение может быть интересным и эффективным, — рассказывает Заур. — Но после успехов в цехе их мнение полностью изменилось. Мы поняли: все равно, где применять методы бережливого производства — на заводе, в офисе и даже на даче, — оно везде эффективно».

Путь шоколада

Перед входом в цех, где производится шоколадная глазурь, нужно переодеться. Шапочка, халат, бахилы, никаких ювелирных украшений. Заур тоже аккуратно застегивает одноразовую одежду: правила одинаковы для всех. „Если я не буду соблюдать, то что мне требовать от сотрудников?” — указывает он.

Все пространство заполняет аромат: теплый, праздничный и густой. На двух этажах цеха — на конвейерных лентах, в емкостях больших и не очень — десятки килограммов будущего шоколада. Цех производит полуфабрикат, который используется для изготовления драже, зефира, конфет, плиточного шоколада, суфле, тортов и других сладостей.

Вера Костамо/ТАСС

Вера Костамо/ТАСС

Все начинается с загрузки сухих компонентов в емкости. Жиры растапливаются, сахар измельчается в пудру, добавляется какао — и все поступает в смеситель. Там масса вымешивается и по транспортеру попадает в пятивалковую мельницу, предназначенную для тонкого измельчения. Оператор следит за процессом и качеством.

Потом масса идет в конш-машину, которая применяется для постоянного перемешивания шоколадных масс при определенной температуре. После этого мастер цеха берет пробу для анализа в лаборатории. Дальше масса перекачивается в сборник, охлаждается в темпермашине, дозируется и идет на линию фасовки. На весь процесс в среднем уходит 6–7 часов.

В цехе работают только мужчины — физически тяжело. С помощью инструментов „5С”, по мнению Заура, самых эффективных и показательных, этот труд удалось облегчить. „У нас сейчас 32 рациональных предложения от сотрудников. Начали с эргономики на участке упаковки и фасовки. Мы убрали стол и сварили специальное устройство. Стандартизировали рабочее место оператора, чтобы он не делал лишних и неудобных движений. Чтобы человек не все силы оставлял на производстве, приходил домой не уставший. Мы очень увлеклись этим процессом и придумали много нового”, — говорит Заур.

Вера Костамо/ТАСС

Вера Костамо/ТАСС

По его словам, ни одно предложение от сотрудников не было отклонено — все рассматривалось: «Нельзя игнорировать — важно слышать человека».

Объемные и тяжелые компоненты, например сахар, сейчас расположены ближе к участку загрузки. Не загромождены проходы: вместо 32 тонн сырья в цехе сейчас находится 20 тонн. Таких цифр удалось добиться благодаря визуализации, адресному хранению, расхламлению и завозу сырья по графику.

«Сотрудник по пожарной безопасности провел обучение, объяснил, зачем мы это делаем. Многие думали: убрали, стало чище, но здесь есть и глубинные ценности — наша безопасность. Обязательно нужно объяснять», — считает Заур.

Золотой билет

«Я люблю шоколад! Любой, но больше молочный! Тем более все, что мы делаем, натуральное», — признается Лагонда. Продукцию завода покупают не только отечественные предприятия, но и клиенты из-за рубежа. Заур показывает коробки, которые отправят в Китай. В планах завода увеличить объемы производства кондитерской глазури минимум на 30%.

В пандемию производство не останавливалось, но были проблемы с сырьем. Чтобы не подводить покупателей, компания закупала сырье на внутреннем рынке. Выходило дороже, но удалось не сорвать сроки отгрузок. «Гордость за производство, конечно, есть! Особенно приятно, когда ты участвуешь в каком-то процессе, и он приносит пользу», — признается руководитель.

Вера Костамо/ТАСС

Вера Костамо/ТАСС

Каждую пятницу по скайпу руководители подразделений обсуждают победы. Таковыми считается результат — например, разработка новой рецептуры, отгрузка рекордного количества заказов. В прошлом году лучших сотрудников награждали золотыми значками. И многие гордятся этим.

Заур рассказывает, что о сотрудниках завода и их детях заботятся. Поэтому нет и проблемы с текучкой кадров. Даже в цехе шоколадной глазури, где тяжелая работа, сотрудники работают давно. «Отношение ко всем адекватное, прозрачная зарплата, удобный график. Корпоративный транспорт из Москвы и по Красногорску. Подарки и поздравления на дни рождения независимо от должности. Столовая, кафетерии. Есть гостиница для сотрудников, которые приезжают из филиалов. Детский сад. Рационализаторы поощряются серьезно: они получают процент от экономической выгоды, — делится Заур. — Нематериальная мотивация работает лучше денег. Когда человека замечают и слышат — это важнее».

За время внедрения методов бережливого производства выработка на одного человека изменилась с 159,8 до 171,5 кг в час, время протекания процесса — с 360 часов до 203 часов. «Сотрудники из других цехов спрашивают: а когда к нам?» — говорит Заур.

Подпишитесь на новости национального проекта