
Заоблачный сервис: как модернизируют российские аэропорты
Когда мы хотим отправиться далеко и при этом добраться максимально быстро, то, как правило, выбираем самолет. Поэтому знакомство с городом и регионом для путешественников часто начинается именно с аэропорта. Рассказываем, где оно точно окажется приятным. С 2019 года в нашей стране обновили 35 аэропортов. Эту работу продолжают по нацпроекту «Эффективная транспортная система»: к 2030 году обновят еще 75 авиагаваней.
На краю света
Отдых на Камчатке — это сплавы по рекам, рыбалка, купание в горячих источниках, прогулки по побережью Тихого океана. И, конечно, здесь грандиозные вулканы, около 30 из которых — действующие, а еще более 160 — потухшие. Можно подняться с гидом на вершину и заглянуть в кратер, прогуляться по застывшим лавовым полям или дюнам из пепла и шлаков.
Вулканы сразу же встречают гостей полуострова: аэропорт Петропавловска-Камчатского расположен в живописной долине, из которой открывается вид на десяток вершин. И одна из них рукотворная: новый терминал воздушной гавани, заработавший в Елизове в конце марта, внешне напоминает котловину старого вулкана — кальдеру.
«Для нашего региона аэропорт имеет совершенно особое значение — мы все только через аэропорт попадаем на полуостров и только через него летим на отдых, — подчеркнул губернатор Камчатского края Владимир Солодов. — Эта безальтернативность означает, что нам невероятно важны удобство, сервис и просто впечатление, которое он формирует. Новое здание аэропорта — это и возможности для расширения направлений вылета, ведь все прошлые годы авиакомпании запрашивали технические параметры старого здания и говорили: пожалуй, мы подождем новый терминал. Для нас старый аэропорт был сдерживающим фактором развития. А новый аэропорт — шаг вперед и большой задел, который позволит на десятилетия вперед обеспечить все потребности жителей полуострова».
Новый аэропорт — шаг вперед и большой задел, который позволит на десятилетия вперед обеспечить все потребности жителей полуострова
Зоны для обслуживания пассажиров по сравнению со старым терминалом стали больше в пять раз, а пропускная способность выросла почти вдвое — до 687 пассажиров в час. Число стоек регистрации увеличилось с 12 до 30: по 15 для внутренних и международных рейсов.
Одно из главных новшеств — пассажирам больше не нужно выходить на улицу во время посадки в самолет и высадки из него. Это особенно важно при суровом и изменчивом камчатском климате. Теперь из здания аэропорта на борт люди попадают по пяти крытым галереям.
Помимо нового терминала, построили основной пассажирский перрон на девять стояночных мест для самолетов и перрон малой авиации для еще трех воздушных судов. Также добавилась рулежная дорожка. Теперь в Елизове принимают лайнеры любого размера.
Отметим, что развитие аэропорта продолжается. После открытия зоны вылета и прилета международных рейсов пропускная способность вырастет до 1145 пассажиров в час. Кроме того, в аэровокзальный комплекс войдут пятизвездочный отель со спа-зоной и конгресс-пространство. Они откроются в новом терминале уже в этом году.

Летим в третью столицу России
Полюбоваться на Голубые озера или живописную мечеть Кул-Шариф, посетить современный наукоград Иннополис или древний остров-град Свияжск, основанный Иваном Грозным, и многое другое можно в Татарстане.
Теперь добираться в столицу республики Казань стало удобнее — в 2024 году инфраструктуру местного аэропорта модернизировали. Пассажирский перрон для стоянки самолетов значительно увеличили. Теперь он вмещает не 12, а целых 33 самолета. Также в воздушной гавани построили новую рулежную дорожку и установили дополнительное оборудование.
Все это заметно увеличило пропускную способность аэропорта. За 2024 год он обслужил рекордное количество пассажирова — свыше 5,3 млн человек. Это на 3,9% больше, чем годом раньше.
По итогам 2024 года воздушная гавань Казани стала «Аэропортом года» по версии Национальной авиационной премии «Крылья России» имени Евгения Чибирева. Ее выбрали лучшей среди российских аэровокзалов с потоком пассажиров от 3 до 14 млн человек в год.
Воздушная гавань Казани по итогам 2024 года стала «Аэропортом года» по версии Национальной авиационной премии «Крылья России»
«Аэропорт „Казань“ уделяет огромное внимание комфорту и безопасности пассажиров, стремится сделать пребывание в залах максимально удобным. Мы рады, что труд коллектива получил высокую оценку. Это значит, мы на правильном пути в развитии гостеприимства, качественного сервиса, безопасности полетов, а также в укреплении положительной репутации воздушной гавани. Но нет предела совершенству, поэтому сейчас согласуем концепцию третьего терминала», — поделился глава республиканского минтранса Фарит Ханифов.
Сейчас идет проектирование дополнительного терминала. Ожидается, что после завершения строительства его пропускная способность составит три тысячи пассажиров в час.
Планируем будущие поездки
Отпуск в Республике Алтай понравится тем, кто хочет отдохнуть от городской суеты на природе: полюбоваться горными вершинами, чистыми озерами и бурлящими реками, исследовать густые леса.
Тем, кто не готов к поездке на Алтай в ближайшем будущем, стоит задуматься о том, чтобы запланировать путешествие на 2028 год. К тому времени в столице региона, Горно-Алтайске, рассчитывают завершить модернизацию аэропорта.
Работы проведут по нацпроекту «Эффективная транспортная система». В планах — реконструкция и удлинение взлетно-посадочной полосы, расширение перрона и увеличение числа стояночных мест для самолетов с 10 до 21, строительство рулежной дорожки. Кроме того, на территории комплекса появятся новые очистные сооружения и аварийно-спасательная станция.
Для пассажиров одним из главных изменений станет, конечно же, новое здание аэровокзала. По сравнению с действующим терминалом его площадь будет больше в 15 раз.
Ожидается, что количество рейсов через Горно-Алтайск значительно увеличится, а их география расширится. Ежегодно аэропортом будут пользоваться около полутора миллионов людей. В зоне внутренних вылетов и прилетов планируют обслуживать до 800 человек в час. Стойки регистрации и залы для международных направлений смогут принять до 200 человек в час.

Летать выгодно
Перелетов через обновленные воздушные гавани становится все больше. По итогам 2024 года российские авиакомпании перевезли 111,7 млн пассажиров. Это почти на 6% больше, чем годом ранее. Число внутренних рейсов выросло на 2%.
С 2025 по 2030 год по нацпроекту «Эффективная транспортая система» модернизируют еще 75 аэропортов. Среднее число полетов на каждого жителя России вырастет в 1,5 раза по сравнению с уровенем 2023 года. Этому способствует и расширение программ субсидирования билетов. Уже сейчас на целый ряд рейсов — примерно 400 — продают билеты по сниженным ценам — остаток перевозчику компенсирует государство.
Такие программы действуют для перелетов на Дальний Восток и внутренних полетов в ДФО, на межрегиональных маршрутах без использования московского авиаузла, а еще при перелетах в Калининград. В зависимости от направления скидка доступна для всех пассажиров либо только для определенных категорий: местных жителей и студентов вузов в соответствующем регионе, молодых людей младше 23 лет, многодетных родителей.
Важно отметить, что детские льготы на авиабилеты не связаны с тем, субсидируется рейс или нет. Абсолютно на всех внутренних маршрутах малыши младше двух лет летят бесплатно, если им не нужно отдельное место. С 2 до 12 лет ребенок с 2025 года путешествует за полцены. Со скидкой 50% нельзя купить только билеты в бизнес-класс.
Также по новым правилам перевозок ребенка и родителя в салоне обязательно — и без доплаты — сажают на соседних креслах. Регистрироваться на рейс заранее для этого не нужно.
Подпишитесь на новости национального проекта