Павел Бедняков/РИА Новости

Закупки у МСП-поставщиков совершили свыше 12 тысяч заказчиков в 2022 году

Более 12 тыс. заказчиков, в том числе 9 тыс. региональных, совершили закупки у поставщиков из числа малых и средних предприятий по итогам 2022 года. Объем закупок вырос в 1,6 раза и превысил 7 трлн рублей, что на 2,6 трлн больше, чем годом ранее. Такие данные были озвучены в ходе совещания вице-премьера РФ Андрея Белоусова с регионами по вопросу поддержки малого и среднего предпринимательства.

В прошлом году по решению правительства квота на закупки у компаний малого и среднего бизнеса увеличилась с 20 до 25%, а также был расширен перечень крупнейших федеральных и региональных заказчиков, входящих в периметр мониторинга Корпорации МСП. Вместе с методической помощью регионам и госкомпаниям это дало существенный прирост объема закупок у малых и средних предприятий.

«Сектор малого и среднего бизнеса был подвергнут довольно серьезным испытаниям, но он продолжил рост. Во многом это было достигнуто благодаря тому, что в 2020–2022 годах была реализована достаточно серьезная программа поддержки МСП по поручению президента России. Сегодня в значительной мере эта повестка реализована, поэтому необходимо формировать новую — на период 2025–2030 годов», — отметил Андрей Белоусов, курирующий национальный проект «Малое и среднее предпринимательство».

Вице-премьер указал, что Минэкономразвития сейчас занимается переформатированием национального проекта поддержки МСП, также планируется ряд институциональных мер.

«Необходимо стимулировать госкомпании и госкорпорации к совершению закупок у малого и среднего бизнеса, а также помогать им выходить на зарубежные рынки. Здесь у страны очень большой потенциал. Доля малых и средних предпринимателей на внешних рынках растет, но составляет единицы процентов. Большую роль в этом вопросе должны играть субъекты РФ, так как именно у них основной ключ к развитию этих процессов», — сказал он.

Генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич в ходе совещания отметил, что в конце прошлого года корпорация совместно с крупнейшими заказчиками запустила новый инструмент поддержки потенциальных поставщиков — программы «выращивания» и заключение офсетных договоров.

«Последняя мера поддержки предусматривает обязательства заказчика формировать долгосрочный спрос на продукцию малого и среднего бизнеса и обязательства субъекта МСП инвестировать в создание или модернизацию производства на территории России. При участии корпорации уже утверждены семь программ „выращивания“ поставщиков, у 27 компаний они находятся в разработке», — пояснил Исаевич.

Более чем вдвое, до 1,1 млн позиций, расширился перечень закупаемых товаров. Свыше 70% общего объема закупок у МСП — продукция производственного назначения, а более 9% — инновационная, высокотехнологичная. За прошлый год в десять раз выросли закупки в научной и технических областях. По итогам года наиболее частыми предметами закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в сегменте до 50 млн рублей стали лекарственные средства. При сумме договора до 200 млн на первом месте нефтепродукты, до 400 млн рублей — продукция горнодобывающих производств, до 1 млрд рублей — транспортные средства и оборудование.

Цель нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — поддержать бизнес на всех этапах его развития — от стартовой идеи до расширения и выхода на экспорт. Нацпроекты, инициированные президентом РФ Владимиром Путиным, стартовали в 2019 году.

Подпишитесь на новости национального проекта