Артем Геодакян/ТАСС
Образование

За знаниями — в онлайн: ответы на основные вопросы о цифровой образовательной среде

Чтобы хорошо подготовить детей к будущей профессии, образовательный процесс должен идти в ногу со временем. Цифровые технологии, столь плотно вошедшие в нашу жизнь, дают учебе безусловные плюсы, один из которых — возможность получать знания без географической привязки к месту проживания. О развитии цифровой образовательной среды (ЦОС), которая создается в России при поддержке нацпроекта «Образование», читайте в материале портала национальныепроекты.рф.

Что такое цифровая образовательная среда?

Цифровая образовательная среда включает в себя три основных элемента. Во-первых, это оснащение всех школ страны высокоскоростным интернетом, без которого невозможно проводить онлайн-занятия, а также ноутбуками, камерами, серверами и другими техническими средствами. Во-вторых, это образовательный контент, который соответствует госстандарту и дополняет учебники. А в-третьих, это целая платформа сервисов для проведения занятий и взаимодействия между учителями, школьниками и родителями.

За знаниями — в онлайн: ответы на основные вопросы о цифровой образовательной среде
Виталий Невар/ТАСС

В чем основные плюсы цифровой образовательной среды?

Благодаря цифровой образовательной среде каждый учащийся, даже из глубинки, сможет бесплатно учиться у лучших специалистов в соответствии с личными целями. В то же время учителя смогут расширить свои образовательные методики за счет использования цифровых средств. А родители получат возможность удаленно мониторить результаты своих детей.

Таким образом, цифровая образовательная среда поможет повысить эффективность учебного процесса и упростит работу администраций школ и учителей.

Когда цифровая образовательная среда будет запущена?

Нацпроект «Образование» предполагает, что цифровая образовательная среда будет поэтапно внедряться к 2024 году.

Какие сервисы будут работать на платформе цифровой образовательной среды?

Сейчас идет разработка базовой версии платформы и пилотирование первых ее возможностей в ряде российских регионов.

Ключевой информационной системой, разрабатываемой в рамках платформы, является государственная информационная система «Моя школа».

За знаниями — в онлайн: ответы на основные вопросы о цифровой образовательной среде
PA Wire/PA Images/ТАСС

Этот сервис состоит из набора личных кабинетов пользователей для взаимодействия учителей и школьников. Также он предусматривает создание виртуального класса для одновременного обучения как в очном, так и в дистанционном форматах.

Кроме того, проходит апробацию бесплатная информационно-коммуникационная платформа «Сферум» для организации мгновенных уведомлений, сообщений, звонков, в том числе групповых (до 100 участников), для проведения уроков и собраний. Каждый из собеседников может включить демонстрацию экрана или виртуально поднять руку. Таким образом, если ученик не может присутствовать на обычном уроке из-за болезни или по другой причине, он ничего не пропустит, подключившись к нему онлайн, а потом прислав домашнее задание.

С помощью платформы родители смогут присутствовать онлайн на родительских собраниях или школьных концертах.

На сегодняшний день «Сферум» уже используется в 15 регионах, к ней подключены более 8 тыс. образовательных организаций, 225 тыс. школьников и 41 тыс. учителей.

В будущем планируется, что авторизация на платформе будет осуществляться через портал «Госуслуги», что позволит надежно идентифицировать учеников и учителей.

Сервис цифрового портфолио будет отражать, в каких мероприятиях участвует ребенок и какие результаты он показывает. Наличие портфолио поможет и при формировании профильных классов, и при поступлении в вуз.

За знаниями — в онлайн: ответы на основные вопросы о цифровой образовательной среде
URA.RU/ТАСС

Означает ли внедрение цифровой образовательной среды полный переход на дистанционное обучение?

Нет, цифровая образовательная среда создается не для замены учителя и реального взаимодействия с ним учеников. Она должна улучшить существующий учебный процесс, сделать его более интерактивным и простым для общения всех сторон. То есть развитие ЦОС вовсе не является шагом к полному переходу на дистанционное обучение.

Как ожидается, цифровая образовательная среда разгрузит учителя от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий — и даст больше времени и сил на общение с детьми и проектную работу.

В то же время цифровые методы обучения помогут повысить интерес школьников к знаниям.

«Цифровой учитель года — 2020», преподаватель русского языка и литературы Женской гуманитарной гимназии города Череповец Вологодской области Диана Минец о ЦОС:

«Я считаю, что цифрового образования не надо бояться. Цифровая образовательная среда — это не замена традиционного образования, это такое подспорье, форма подачи.

Для выстраивания цифровой образовательной среды необходимо не только улучшать техническое оснащение образовательных учреждений, но и по-новому организовывать обучение педагогов, в том числе в педвузах, перестраивать школы на цифровые рельсы, так как у педагогов должны быть соответствующие компетенции по выстраиванию интересных онлайн-уроков. Кроме того, очень важно работать с родительским сообществом, которое порой очень негативно относится к цифровому образованию, хотя мы все уже давно живем в цифровой среде».

Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России» 2011 года, учитель биологии в средней образовательной школе села Баловнево Липецкой области Алексей Овчинников:

«Если рассматривать цифровую образовательную среду как некий банк образовательных ресурсов, размещенных в общем доступе, то это будет неплохое дополнение к традиционным учебным материалам, которые уже существуют.

Кроме того, я, например, работаю в небольшой школе, и у нас порой бывает нехватка учителей по каким-то предметам, и в подобной ситуации цифровая образовательная среда может стать на некоторое время заменой традиционному учебному процессу. В периоды карантина или в других подобных ситуациях, когда учебный процесс невозможен, использование ЦОС может помочь ребенку не выпадать из образовательного процесса, а осваивать программу в индивидуальном режиме.

Она также может работать как инструмент индивидуализации для более способных детей, которые быстро осваивают стандартную школьную программу. Цифровая образовательная среда может использоваться в качестве дополнения и расширения их знаний по тому или иному предмету.

В то же время цифровая образовательная среда должна быть именно дополнением традиционного учебного процесса, так как современные дети и так живут в цифровом мире, и мне, как родителю, хочется, чтобы они учились жить и в реальном мире тоже».

Подпишитесь на новости национального проекта