
Вырастить ученого: как работают центры для одаренных детей на базе вузов
Ежегодно 1 июня отмечается Международный день защиты детей. Российские власти ведут комплексную работу по воспитанию и просвещению подрастающего поколения. Благодаря национальному проекту «Наука и университеты» в стране на базе ведущих университетов создается сеть специализированных учебно-научных центров (СУНЦ). Таким вузам выделяются субсидии, которые должны обеспечить расходы на питание и проживание школьников, ведь многие подобные заведения работают по интернатной системе.
Сегодня портал национальныепроекты.рф рассказывает о том, как развиваются центры подготовки будущих исследователей и почему обучение в них — залог успешного будущего.
Цели и задачи
Основная цель специализированных учебно-научных центров (СУНЦ) — отбирать самых талантливых детей из регионов и готовить их к поступлению в ведущие вузы страны.
«Выделение субсидии поможет сделать уникальную систему образования университетского лицея, интегрированную с вузом и нацеленную на эффективную профориентацию, доступнее для большего числа талантливых школьников. Для них разработаны специальные программы, доступны лучшие преподаватели, современная лабораторная база», — отметил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.
СУНЦ — это начальная ступень подготовки высококвалифицированных кадров для инновационного развития России, звено в цепочке непрерывного образования и платформа для будущих молодых исследователей, которых очень ждут в отечественной науке. В подобные центры могут попасть ученики, проявившие выдающиеся способности, добившиеся успехов в учебной, научной, творческой и физкультурно-спортивной деятельности.
Основная цель специализированных учебно-научных центров — отбирать самых талантливых детей из регионов и готовить их к поступлению в ведущие вузы страны

Путь в науку
Физико-математическая школа имени М. А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (ФМШ НГУ) — один из первых специализированных учебно-научных центров России, где учатся талантливые дети, проявляющие способности и интерес к естественным наукам и гуманитарным дисциплинам.
Так, пятьсот учеников этого СУНЦ из 60 регионов страны погружаются в необычную атмосферу и уникальную среду реальной науки.
Начать обучение в ФМШ НГУ можно после 8, 9 и 10 класса общеобразовательной школы. Каждый поступивший ученик зачисляется в класс, в котором обучаются примерно 20–25 ребят. Класс состоит из двух групп, что позволяет преподавателю индивидуально работать с каждым учеником во время семинарских занятий.
В СУНЦ НГУ существует три профиля: физико-математический, химико-биологический и инженерные классы. Обучение построено по вузовской системе, где ребята слушают лекции и практикуются на семинарах — это позволяет адаптироваться к предстоящему обучению в университете. Занятия проходят шесть дней в неделю, по три пары в первой половине дня. Во второй половине дня для учеников проводят спецкурсы по математике, физике, химии, биологии, информатике, истории, литературе, иностранным языкам и другим предметам. Каждому школьнику обязательно нужно посещать один гуманитарный и один естественно-научный спецкурс в семестр.
Такая система обучения помогает погрузиться в научный мир со школьной скамьи, и это, безусловно, приносит свои плоды. Ученики занимаются исследованиями на «взрослом» уровне, например, ученица ФМШ помогла ученым Института цитологии и генетики СО РАН получить новые данные о геноме кукурузы. Работа проходила в рамках спецкурса по биоинформатике, который уже несколько лет организует для физматшкольников Лаборатория инженерного конструирования СУНЦ НГУ.
В СУНЦ НГУ существует три профиля: физико-математический, химико-биологический и инженерные классы
Идея работы ученицы Александры Таксановой состояла в том, чтобы проверить на примере кукурузы метод, который ищет возможные связи между днРНК и микроРНК. Известно, что взаимодействие этих двух элементов генома у растений отвечает в том числе и за защитные реакции при стрессовом воздействии. В результате анализа обширных баз данных по геному кукурузы удалось обнаружить порядка 34 «пар». Полученные сведения можно будет использовать для выведения более устойчивых к засухе растений.
В дальнейшем физматшкольница хотела бы продолжить работу с этим проектом и более подробно изучить полученные днРНК.
«Биоинформатика позволяет сделать работу биологов в лабораториях более эффективной, а также изучить то, что трудно потрогать руками. Фактически это большие данные в биологии: в огромном количестве каких-то последовательностей находить те, что могут быть полезны и применимы в будущем. Меня это очень вдохновляет», — поделилась Александра.

Дрон на водородном топливе
Университетский лицей Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (СУНЦ СВФУ) предлагает углубленную двухгодичную подготовку школьников. Образовательный процесс проходит неотрывно от федерального университета, что обеспечивает высокое качество обучения. Свидетельство тому — достижения школьников СУНЦ на олимпиадах и конференциях, в том числе и международного уровня. Занятия проводят преподаватели СВФУ, а все обучение происходит в стенах университета. Подготовка школьников ведется по пяти профилям: физико-техническому, математике и ИТ, химико-технологическому, биолого-экологическому и лингвистическому. Грант поддерживает и выезд учеников СУНЦ на участие в олимпиадах, конференциях и иных интеллектуальных конкурсах всероссийского и международного уровней.
Учащийся 11-го класса Арсиэн Алексеев стал одним из победителей соревнования исследовательских проектов «Формируем будущее» в рамках технологического конкурса «Кибердром-2021». Он и его коллеги по команде сконструировали прототип дрона, способного переносить грузы на дальние расстояния. Для них это был первый опыт, собирать аппарат начали еще с лета 2021 года.
«Нет дронов, которые бы доставляли грузы, например, из Санкт-Петербурга до Камчатки. И поэтому мы решили взять данную тему. Мы догадывались, что все остальные будут делать в основном автономные дроны», — пояснил Арсиэн.
В качестве топлива в аппарате применяется водород — аналогичные аппараты еще находятся в разработке, поэтому широко не используются. В дальнейшем юноша собирается продолжать свои разработки в области исследования альтернативных источников топлива для беспилотных летательных аппаратов.
Юные ученые
В СУНЦ Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (СУНЦ ННГУ) ученики углубленно изучают естественно-научные и точные дисциплины по программам повышенного уровня сложности, формируют исследовательские компетенции, получают знания от ведущих ученых и исследователей ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
В программе обучения — предметы общего цикла, а также углубленное изучение физики, математики и информатики. Ученики готовятся к олимпиадам по профильным предметам, а также выполняют исследовательские работы под руководством профессорско-преподавательского состава университета.
Недавно подопечные СУНЦ ННГУ приняли участие в двух масштабных научных конференциях университета: 75-й Всероссийской с международным участием школе-конференции молодых ученых «Биосистемы: организация, поведение, управление» и XXV Всероссийской конференции молодых ученых-химиков. Ребята из 10-го класса химико-биологического профиля в секциях для школьников представили свои исследования, проводимые под руководством научных руководителей — сотрудников университета.

Анна Макарова и Валерия Сельцова выступили с докладом «Исследование скорости накопления препарата для фотодинамической терапии — фотосенс». Как рассказала Анна, над темой, связанной с лечением опухолей, они работали вместе с Валерией с конца 2021 года под руководством научных руководителей из Института биологии и биомедицины ННГУ.
«Мне понравилась тема, потому что она связана с медициной, а я планирую поступать в медицинский университет. Все, что связано со здоровьем человека, продлением его жизни, — это интересно», — отметила Анна.
Ее коллега Валерия добавила, что ей также очень близка медицина и в дальнейшем она хотела бы работать в этой области. Член жюри конференции молодых ученых «Биосистемы» в школьной секции Сергей Сороко подчеркнул важность участия ребят в научных мероприятиях такого уровня.
«Конференция — это основной тип общения среди ученых. Соответственно, если мы хотим воспитать молодое поколение, которое действительно интересуется наукой, будет делать открытия уже в студенчестве, нужно как можно раньше учить ребят выступать на конференциях. Очень важно, чтобы школьники чувствовали эту атмосферу, понимали, что здесь происходит, учились самостоятельно представлять материал. Да, исследование проводится совместно с научным руководителем, но учащиеся СУНЦ очень самостоятельны в своей работе и представляют ее результаты перед серьезными учеными, докторами наук. И могу сказать, что этот первый опыт очень удачный, ребята выступили достойно и показали высокий уровень подготовки».
Мы напоминаем, что исследователи из разных регионов нашей страны могут присоединиться к командам мировых светил науки. Для этого при поддержке нацпроекта «Наука и университеты» созданы программы мегагрантов, по которым ученые могут получить до 90 млн рублей на свои разработки. О всех возможностях, которые предоставляет нацпроект, вы узнаете здесь.
Подпишитесь на новости национального проекта