Валерий Шарифулин/ТАСС

Выгодный маршрут: как промышленникам-экспортерам сэкономить на логистике

Российские промышленники, занятые несырьевым и неэнергетическим экспортом, имеют право на компенсацию значительной части своих транспортных расходов. Причем вернуть средства могут не только крупные компании, но и малые и средние предприниматели — по данным Российского экспортного центра (РЭЦ), сегодня на них приходится около 15% обращений за таким видом компенсаций.

Согласно статистике, в целом эта мера господдержки — самая востребованная у экспортеров. И число компаний, желающих ей воспользоваться, растет из года в год. Причем растет и объем бюджетных средств, выделяемых правительством на компенсации. Например, в 2022 году это 20,8 млрд рублей (хотя вполне возможно, что с учетом потребности компаний эта сумма еще увеличится). А в следующем году общий объем компенсаций транспортных затрат на экспорт для промышленности составит уже 27 млрд рублей.

Как работает этот механизм и какие изменения в нем произошли в нынешнем году, расскажем в нашей статье.

Размер выплат стал больше

С 2017 года и до недавнего времени правила получения компенсации логистических затрат экспортеров промышленной продукции регламентировало постановление правительства № 496. Кому государство в следующем году вернет 80% транспортных расходов при поставках, определяли результаты конкурсного отбора. Кроме того, была предусмотрена верхняя планка выплат: они не могли превышать 11% от стоимости перевозимой продукции.

«По постановлению № 496 цена перевозимой продукции должна была как минимум в 9 раз превышать стоимость самой перевозки, чтобы компания получила максимальную сумму поддержки», — объясняет вице-президент Российского экспортного центра Алексей Солодов.

В 2022 году экспортеры массово столкнулись с разрывом логистических цепочек. Это стало одной из главных проблем, которую пришлось решать компаниям в новых условиях. И государству было необходимо как можно оперативнее им помочь.

Так появилось новое постановление № 1347, принятое правительством 27 июля. Новый документ актуален до конца 2024 года и фактически заменяет старое постановление № 496, действие которого на это время приостановили. Долю транспортных расходов для компенсации государством оставили прежней — 80%. А вот верхнюю планку выплат, которая рассчитывается от стоимости перевозимого груза, подняли с 11 до 25%.

«Почему не 100%? Потому что государство должно помогать, а не полностью брать на себя расходы. А заодно стимулировать компании искать наиболее эффективные способы доставки продукции. В противном случае можно возить по любой цене — все ведь бюджет компенсирует. Это, наверное, не совсем правильно», — считает Алексей Солодов.

Выгодный маршрут: как промышленникам-экспортерам сэкономить на логистике
Виталий Невар/ТАСС

Разбираемся на примере

Как работает механизм компенсации и как при расчетах увязаны между собой стоимость перевозки и стоимость продукции, покажем на примере. Допустим, стоимость груза в двух железнодорожных вагонах, которые отправляет компания, составляет 100 млн рублей, при этом доставка из России до пункта назначения за рубежом равна 10% от этой суммы — 10 млн рублей.

По общему правилу, компания может компенсировать 80% затрат на логистику, то есть 8 млн рублей. Верхний порог выплаты (25% от стоимости перевозимого товара, в нашем примере это 25 млн рублей) сумма не превышает. Значит, компания вернет причитающиеся ей 8 млн рублей в полном объеме.

Если же цена доставки 100-миллионного груза равна, например, 50% от этой суммы, то есть 50 млн рублей, то предполагаемая полная сумма компенсации (80% от 50 млн рублей) составит уже 40 млн рублей. Но верхний порог для выплат равен 25% от стоимости груза — те же 25 млн. Полная предполагаемая сумма, которую мы рассчитали перед этим, больше этого значения. Значит, это отсечка в 25 млн рублей — максимум, который сможет компенсировать компания при таких условиях.

«В принципе, общий подход таков: если государство тратит средства на поддержку кого бы то ни было, в том числе экспортеров, то, чтобы эти меры стали эффективными, следует стимулировать рост экспорта и мотивировать экспортеров тоже предпринимать определенные шаги, а не просто пользоваться поддержкой», — уверен вице-президент РЭЦ.

Другие изменения

Помимо повышения верхней планки-отсечки выплат с 11 до 25% от стоимости перевозимого товара постановление правительства № 1347 вводит и другие приятные для экспортеров новшества.

«Пожалуй, можно считать этот документ антикризисным. Потому что он не только упрощает доступ к мерам поддержки, но и сокращает срок ее получения», — рассказывает эксперт.

Теперь, чтобы получить компенсацию расходов на транспорт, не нужно участвовать в конкурсном отборе

"Во-первых, по новым правилам компании просто подают заявки на компенсацию в Российский экспортный центр. Там документы в порядке поступления проходят верификацию, а затем отправляются в Минпромторг, который и выносит окончательное решение. При такой системе получить компенсацию может каждый. По крайней мере, до тех пор, пока Минпромторг не исчерпает весь объем средств, зарезервированный в бюджете на эти цели.

Во-вторых, по новым правилам перевозчиком, с которым компания-экспортер заключает договор на транспортировку, может быть не только российское юридическое лицо, но и напрямую иностранное.

Выгодный маршрут: как промышленникам-экспортерам сэкономить на логистике
Егор Алеев/ТАСС

«Раньше первое звено цепочки могло быть лишь с российским перевозчиком. Дальше он мог как сам перевозить, так и быть неким организатором цепочки, заключая субдоговор с иностранцами. А теперь можно напрямую. Это важно из-за проблем с логистикой. Мы слышим компании, и не всегда они могут найти российского перевозчика, услугами которого можно воспользоваться для доставки своей продукции в ту или иную страну. К тому же не всегда можно найти оптимальное соотношение цены и качества при перевозке», — объясняет Алексей Солодов.

Теперь российские экспортеры не стоят перед выбором: перевезти быстро, но лишиться возможности получить господдержку из-за сотрудничества с иностранцами, или претендовать на компенсацию логистических затрат, зато столкнуться с трудностями при организации транспортировки из-за необходимости привлекать только российского перевозчика.

Третье важное изменение, предусмотренное постановлением № 1347 — исключение из перечня необходимых документов сертификата о том, что экспортируемый товар является российской продукцией. Порядок подтверждения «российскости» регламентирует постановление правительства № 719. Оно предусматривает проведение оценки продукта по всей цепочке производства.

«Казалось бы, произведено в России, значит российское. Но если конечный продукт собран как из российских комплектующих, так и частично из зарубежных, то как по факту — весь он российский или нет? Нельзя сказать, что он на 10% российский, надо указать в целом. Получение вот этой бумаги занимало у экспортеров немало времени. Многие просили убрать ее из перечня документов. И Минпромторг на это пошел, правительство приняло соответствующее решение», — рассказывает Алексей Солодов.

Кто и как может обратиться за компенсацией

Практически исчерпывающий перечень промышленной продукции, экспортируя которую можно получить компенсацию, содержится в приказе Минпромторга № 2095. В нем перечислены соответствующие коды ТН ВЭД — номенклатуры для экспортной торговли.

А то, как весь объем бюджетных средств, выделенных для компенсаций, распределяется между отдельными отраслями, прописано в постановлении № 1347. В частности, 40% от общей суммы предусмотрено для машиностроителей. Еще 30% отдадут обрабатывающим отраслям (лесопромышленному комплексу, металлургам и производителям сложных минеральных удобрений). Оставшиеся 30% — «прочим отраслям», в перечень которых попадают, в том числе, фармацевтическая, косметическая и другие отрасли химической промышленности. При выделении дополнительных средств первыми их получают представители машиностроения, затем — прочих отраслей, и только после них обрабатывающих.

Выгодный маршрут: как промышленникам-экспортерам сэкономить на логистике
Николай Тришин/ТАСС

Решение о начале приема заявок на получение компенсации принимает Минпромторг. Информация об этом сразу публикуется на официальных сайтах министерства и Российского экспортного центра. Кроме того, РЭЦ анонсирует старт кампании в СМИ, в Telegram-канале «Новости российского экспорта» и в своей группе в «ВКонтакте».

Предыдущая кампания (уже по новым правилам) проходила с 10 августа по 15 сентября. Как отмечает Алексей Солодов, фактически выделенные средства распределились между предприятиями, успевшими подать заявки в первые два дня. Тем не менее, РЭЦ не отказался принимать заявки в связи с исчерпанием бюджета, а сформировал подобие «листа ожидания». Теперь, зная недостающую сумму, РЭЦ и Минпромторг ищут средства, чтобы удовлетворить запросы тех, кто не успел оказаться в числе первых. Так господдержку сможет получить максимальное число экспортеров.

Исчерпывающий перечень документов, готовые формы и шаблоны, необходимые для подачи заявки, можно найти на сайте РЭЦ

Там же опубликованы пошаговые инструкции.

Сформированный пакет документов компания направляет в РЭЦ. В 2022 году в связи с изменениями в правилах предоставления компенсации заявочную кампанию проводили еще на бумаге. Чтобы подготовить электронный сервис одного окна на платформе «Мой экспорт», который развивается при поддержке нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», специалистам РЭЦ нужно время.

«Сервисы не могут в течение, допустим, двух недель или месяца перестроиться. Нужно гораздо больше времени. Но мы не останавливаем предоставление мер поддержки. Какое-то время это происходит на бумаге и руками. Зато мы, во-первых, сохраняем возможность получить поддержку, а во-вторых, нивелируем вероятные риски, связанные, в том числе, с DDoS-атаками. Утечка таких данных экспортеров могла бы нанести репутационный ущерб и нам, и коллегам. Поэтому мы комплексно оцениваем риски и принимаем оптимальное решение, способное удовлетворить все стороны», — объясняет Алексей Солодов.

Вернуться в онлайн-формат (как минимум на этапе приема заявок на компенсацию) в РЭЦ рассчитывают со следующего года. А пока экспортеры могут пользоваться десятками других электронных услуг, доступных на цифровой платформе.

Подпишитесь на новости национального проекта