
ВЦИОМ: информированность россиян о мерах национальных проектов выросла
Июньский опрос ВЦИОМ показал, что среди россиян нет людей, которые не знают хотя бы об одном из национальных проектов. О том, какие меры нацпроектов находят наибольший отклик у населения, читайте в материале портала.
Здоровье и семейное благополучие
Наиболее используемой мерой нацпроектов стала диспансеризация людей старшего возраста — ей воспользовались семьи 29% опрошенных, показали данные ВЦИОМ. На втором месте оказался материнский капитал — его получили семьи 28% респондентов. По сравнению с декабрем 2020 года эти показатели выросли на 6 и на 3 процентных пункта (п.п.) соответственно.

Если говорить о каждом нацпроекте отдельно, то исследование показало общий рост знания россиян об их конкретных мерах.
Так, за последние полгода на 12 п.п. выросла информированность о сервисе «Мое здоровье» на портале госуслуг и на 9 п.п. — об организации центров амбулаторной онкологической помощи и строительстве онкодиспансеров по нацпроекту «Здравоохранение». Лучше всего осведомлены о существовании сервиса «Мое здоровье» жители Москвы и Санкт-Петербурга (90%), а также женщины (89%). Программа организации центров амбулаторной онкологической помощи и строительство онкодиспансеров чаще знакома гражданам 60 лет и старше (79%), а также жителям Сибирского федерального округа (76%). Граждане также стали больше знать о родовых сертификатах (рост на 8 п.п.) и обучении медицинских кадров (рост на 7 п.п.). О программе родовых сертификатов чаще всего знают 35-44-летние (74%), а также жители Приволжского и Уральского федеральных округов (72-74%) и жители сел (73%).
На 5 п.п. выросла информированность россиян о доступности качественного образования независимо от места проживания и на 3 п.п. — о возможности учителей непрерывно повышать квалификацию по нацпроекту «Образование».
Значительнее всего повысила свою известность у граждан такая мера нацпроекта «Демография», как бесплатное ЭКО по полису ОМС (плюс 12 п.п.). Кроме того, рост показали материнский капитал (плюс 6 п.п.) и льготная ипотека для семей с детьми (плюс 6 п.п.).

Россияне больше узнали о развитии экотуризма по нацпроекту «Экология» (рост на 16 п.п.), сохранении Байкала (рост на 5 п.п.) и раздельном сборе и переработке мусора (рост на 3 п.п.). О программе развития экотуризма чаще других осведомлены граждане старше 60 лет (88%) и жители городов с население от 100 до 500 тыс. человек (86%).
В нацпроекте «Жилье и городская среда» одинаково повысилась информированность о мере по расселению аварийного жилья, привлечению жителей к решениям по благоустройству городской среды и увеличению объема жилищного строительства — на 3 п.п.
Что касается нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», то там более знакомыми бизнесменам стали льготные кредиты (плюс 9 п.п.). Чаще всего информированы об этой программе граждане 60 лет и старше (82%), жители Уральского федерального округа (81%) и женщины (78%).
Участники опроса больше стали знать о строительстве и реновации объектов культуры (плюс 5 п.п.) и внедрении цифровых технологий в деятельность культурных учреждений (плюс 4 п.п.) по нацпроекту «Культура».

В нацпроекте «Производительность труда» на 9 п.п. повысилась известность такой меры, как введение метода «бережливое производство» на предприятиях, а на 6 п.п. — сбора и распространения лучших практик высокой производительности труда. О программе «бережливое производство» чаще всего знают жители Уральского федерального округа (49%), жители городов с населением от 50 до 100 тыс. человек (48%) и граждане с хорошим материальным положением (47%), а также 35-44-летние и 45-59-летние (38-39%) и мужчины (38%).
Больше россияне узнали и о строительстве по нацпроекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» высокоскоростной магистрали Москва — Казань — на 12 п.п. Чаще других об этом осведомлены граждане 45-59 и 60 лет и старше (75-77%), а также жители Центрального федерального округа (69%), Приволжского федерального округа и мужчины (по 65%).
На 2 п.п. увеличилась информированность о грантах молодым ученым по нацпроекту «Наука и университеты», и также на 2 п.п. — о ремонте, реконструкции и строительстве дорог по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».
В нацпроекте «Цифровая экономика» почти на треть (31 п.п.) повысилась известность онлайн-суперсервисов — единых окон получения госуслуг. Причем чаще других об этой мере информированы люди 45-59 лет, граждане с хорошим материальным положением и жители городов-миллионников (по 79%). Кроме того, выросла узнаваемость следующих мер: обучение цифровой грамотности (+5 п.п.), увеличение количества мест в вузах на ИТ-специальности до 120 тыс. человек в год (+4 п.п.), подключение к интернету школ, организаций здравоохранения, органов власти (+3 п.п.) и выдача электронных паспортов (+3 п.п.).

Поддержка делом
62% от общего количества опрошенных отметили, что в течение последнего года полностью отказались от алкоголя или стали меньше его употреблять, а 61% заявили, что не курят, перестали или стали меньше курить. В декабре 2020 года оба этих показателя находились на отметке 48%.
При этом 40% респондентов сообщили, что следят за своим весом, и 34% отметили, что правильно питаются. В то же время 25% опрошенных поделились, что регулярно занимаются спортом. В декабре 2020 года так отвечали 39%, 33% и 25% участников опроса соответственно.
53% отметили, что разделяют дома мусор, 18% участвовали в экологических акциях, а 13% — в мероприятиях по благоустройству. В декабре о своей вовлеченности в подобные активности заявляли 47%, 15% и 8% респондентов.
Опросы об отношении населения к реализации нацпроектов ВЦИОМ проводил в сентябре, декабре 2020 года и июне 2021 года. Выборка составляла 1,6 тыс., 1,6 тыс. и 2 тыс. респондентов соответственно. Погрешность не превышает 2,5%.
Подпишитесь на новости национального проекта