Алексей Майшев/РИА Новости
Экология

Вторая жизнь: куда сдавать старые шины и личные вещи

В большинстве регионов постепенно заканчивается сезон холодов, и россияне уже массово «переобувают» свои автомобили. Затем многие шины, уже непригодные для эксплуатации, отправляются на свалку, хотя могли бы стать полезным вторсырьем. К примеру, из них изготавливают напольное покрытие для спортивных площадок, строительные материалы и даже углеводородное топливо. 

Благодаря национальному проекту «Экология» в стране преобразуется система обращения с отходами, и сегодня многим предметам дают вторую жизнь. Это касается также бутылок, бумаги, и даже одежды. Подробнее о том, куда сдать ненужные вещи, шины и как их перерабатывают в дальнейшем — в нашем материале.

Экологические программы и проекты

Пришедшие в негодность шины нельзя утилизировать как обычный мусор из-за их токсичности. Покрышки разлагаются в земле более 100 лет, загрязняя почву и грунтовые воды. Несмотря на то, что они относятся к малоопасным отходам (IV класс), при размещении в кислой или щелочной почве металлический каркас выделяет в землю вредные вещества. При этом сжигание переводит класс опасности во II или даже в I, так как в атмосферу выделяются токсичные пиролизные (синтетические) масла. А вот в переработанном виде шины могут быть полезны.

Компания «Российский экологический оператор» определила семь регионов-лидеров в сфере торговли б/у шинами: Московская, Кемеровская, Липецкая, Пензенская, Орловская и Белгородская области, а также Красноярский край. Такой рейтинг основан на их активности на бирже вторичных материальных ресурсов, которая запущена для помощи частным предпринимателям в поиске покупателей вторсырья.

Все покрышки отправляют на перерабатывающие заводы и используют вторично

В Москве и Подмосковье уже давно работает экологическая программа «Шина». Точки для бесплатного приема можно найти на интерактивной карте на сайте программы, а при наличии большого объема возможен вывоз по запросу. Все покрышки отправляют на перерабатывающие заводы и используют вторично.

Программа «Шина» также призывает к участию волонтеров. Самые активные общественные организации, волонтеры и инспекторы могут побороться за звание «Эковолонтер года». Победителей определяет Минприроды Московской области и Фонд рационального природопользования в конце года.

Отметим, что благодаря этой программе точки бесплатного приема вещей также открылись в Йошкар-Оле, Саранске и Тамбове.

Другие регионы тоже работают над проблемой утилизации шин. Так, в Тульской области с прошлого года запущен экологический проект «Без покрышек 71». Благодаря ему в каждом муниципалитете удалось создать площадку сбора старых покрышек, наладить логистику, а также обеспечить их вывоз и переработку. За это время местные жители уже сдали свыше 2 тыс. тонн шин. По итогам 2022 года «Без покрышек 71» признали лучшим российским экологическим проектом XX юбилейной Национальной экологической премии имени Вернадского.

В России также работает экопроект «ЭкоШинСоюз». Он призван стимулировать систему сбора среди потребителей, перерабатывающих компаний и городских администраций. За пять лет проект помог утилизировать 380 тыс. тонн покрышек и открыть 900 пунктов сбора в 55 регионах.

Вторая жизнь: куда сдавать старые шины и личные вещи
Антон Денисов/РИА Новости

Переработка старых шин

Утилизировать такие отходы нужно правильно и безопасно. Самый распространенный способ — измельчение в крошку механическим путем. Сначала из шины извлекают металлический каркас и сердцевину, а далее ее разрезают гидравлическими ножницами и дробят в грануляторе (измельчителе). Так как покрышки многослойны и состоят не только из резины, металл удаляют магнитом, а текстиль — при помощи вибросита (специального просеивающего аппарата). В итоге специалисты получают чисто резиновую крошку.

Металл, который отделили от резины, направляют на продажу, а текстиль применяют как строительный утеплитель. Резиновую же крошку используют в качестве покрытий, стройматериалов, набивки спортивных груш и другого инвентаря. Более того, в России переработанные покрышки добавляют при производстве цемента и других смесей. Впрочем, иногда шинам дают вторую жизнь — с них удаляют старый протектор и накладывают новое покрытие.

Синтезированное нами топливо воспламеняется на 50% быстрее традиционного и при сгорании выделяет меньше угарного и углекислого газов, оксидов серы и азота, чем традиционное горючее

Еще один но менее популярный способ переработки покрышек — это сжигание их в пиролизных печах без доступа воздуха. Такой метод позволяет получить из резины жидкое углеводородное топливо. Это горючее можно использовать в холодном климате для котельных установок и арктических судов, так как его эксплуатационные свойства сохраняются при температурах до -50 °C. Эту идею переработки предложили в НИТУ МИСиС.

«Синтезированное нами топливо воспламеняется на 50% быстрее традиционного и при сгорании выделяет меньше угарного и углекислого газов, оксидов серы и азота, чем традиционное горючее», — отметил научный сотрудник лаборатории «Катализ и переработка углеводородов» университета Кирилл Ларионов.

Вторая жизнь личных вещей: куда можно сдать ненужное

В Саратовской области запустили новый проект «Ненасвалку64» по приему вторсырья и передаче его на переработку. Волонтеры принимают вещи от населения на площадке АНО «Экологизатор» в Экодоме Заводского района Саратова. Как отметила организатор проекта эковолонтер Полина Грунина, раньше текстильные отходы отправлялись на мусорные полигоны для захоронения. Однако важно помнить, что разлагаются они 200 лет.

«В какой-то момент мы тоже озадачились этим вопросом и решили организовать проект „Ненасвалку64“, чтобы горожане знали, куда можно сдать ненужные им одежду, книги, сумки, шляпы и другие предметы личного обихода», — рассказала она.

На первом этапе вещи проходят внешний осмотр. Далее волонтеры отбирают пригодные к дальнейшему использованию и передают их на благотворительность. А то, что уже нельзя носить или использовать, уходит на переработку.

«Нужно отметить эффективность эковолонтеров, поскольку, кроме приема вторсырья, они проводят колоссальную информационно-разъяснительную работу с населением» 

Как отмечает министр природных ресурсов и экологии Саратовской области Константин Доронин, сегодня сортировка является неотъемлемой частью современной системы обращения с отходами.

«Эта работа проводится в различных формах — от установки контейнеров для раздельного сбора до открытия пунктов приемов вторсырья коммерческими и некоммерческими общественными организациями. Нужно отметить эффективность эковолонтеров, поскольку, кроме приема вторсырья, они проводят колоссальную информационно-разъяснительную работу с населением», — отмечает он.

А в Мурманской области готовятся к открытию первого в регионе пункта приема вторичного сырья «Вторматик». Туда местные жители смогут сдавать бутылки, канистры, флаконы из-под масла и бытовой химии, а также бумагу и картон за денежное вознаграждение.

Кстати, чтобы найти пункт приема можно воспользоваться формой поиска в «Яндекс.Картах». Там также есть специальный фильтр из 21 позиции, который подскажет, куда можно отнести конкретные отходы, в том числе макулатуру, лампочки и пластиковые бутылки.

А мы напоминаем, что при поддержке национального проекта «Экология», инициированного президентом РФ Владимиром Путиным, в стране также возрождают лес, расчищают берега Волги от мусора, строят сооружения для очистки сточных вод на Байкале, ведут работу по улучшению экологического состояния рек и озер и восстанавливают численность редких животных. Подробнее о возможностях нацпроекта можно узнать по ссылке.

Подпишитесь на новости национального проекта