
Все по-взрослому: детские кружки учатся сотрудничать с промпредприятиями
«Кванториумы», «IT-кубы» и другие детские и подростковые кружки получили возможность устанавливать тесные контакты с предприятиями реального сектора экономики, а также учреждениями культуры, вузами и ссузами. Это поможет кружкам не только вести актуальные учебные программы, но и получить дополнительные ресурсы для их реализации. А дети на практике почувствуют, насколько приближены к жизни обучающие занятия.
Напомним, с 2022 года дошколята старше пяти лет и младшеклассники могут обучаться в детских технопарках «Кванториум», открытых по нацпроекту «Образование». Как считают специалисты, сегодня на первый план выходят именно вопросы качества программ допобразования, а также мероприятий для школьников. Важно при этом привлекать внешних партнеров и устанавливать тесные связи с реальным сектором.
Мозговой штурм
В 2021 году федеральный оператор сети детских технопарков «Кванториум» провел мониторинг 11 350 организаций, реализующих программы дополнительного образования технической направленности. В их числе были те самые кружки робототехники, курсы программирования, школы юного автомобилиста, которыми уже не удивишь и в сельской местности. Это примерно половина от общего количества.
Один из вопросов мониторинга касался количества программ, реализуемых с привлечением партнеров.
По результатам опроса выяснилось, что с реальным сектором экономики так или иначе связаны лишь 373 программы (менее 1%).
Тогда эксперты задались вопросом: чем объясняется такая статистика? Ведь сейчас даже в небольших городах открываются IТ-компании, небольшие технологические производства, филиалы федеральных предприятий, с которыми не так уж сложно наладить общение дистанционно.
По словам представителей Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Минпросвещения РФ, нередко от кураторов программы из регионов они слышали о том, что у них в городе якобы «нет нормальных партнеров». Простейший анализ показал, что очень часто под словом «партнерство» коллеги понимают выделение им денег, призов на мероприятия или дорогостоящего оборудования, то есть так называемую шефскую помощь, как это было прежде.

Между тем, на практике оказалось, что для эффективного сотрудничества не всегда нужны именно финансовые вложения со стороны компаний. Зачастую необходимы, в первую очередь, интеллектуальные ресурсы, эксперты, помогающие поставить интересные востребованные задачи перед детьми.
Оценив результаты такого исследования, специалисты вышеупомянутого центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Министерства просвещения РФ решили: в первую очередь нужно составить перечень контактов потенциальных партнеров учебных заведений. В него могут войти предприятия и учреждения как федерального, так и регионального уровней.
Результатом этого станет платформа детивнауке.рф, на которой будут собраны партнерские кейсы и мероприятия, включая систему стажировок. Она должна заработать в конце этого года.
От 3D-очков до скамеек
В качестве примера успешного взаимодействия с реальным сектором экономики можно привести опыт «IT-куба» из города Липецка, который был открыт в 2019 году благодаря нацпроекту «Образование».
Этот «IT-куб» известен тем, что смог наладить контакт со специалистами местного градообразующего предприятия. Юные айтишники, обучающиеся по направлению «Разработка VR/AR приложений», сделали два интересных 3D-проекта для Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). Один из них — виртуальная экскурсия по комбинату, второй — симулятор работы сталевара.
«Примерив очки виртуальной реальности, опытные сотрудники НЛМК с интересом перенеслись в компьютерный мир, созданный руками детей, и были изумлены. За эти разработки они вручили каждому юному участнику команды благодарственные письма и персональные ноутбуки. А некоторые ребята получили приглашения в будущем прийти на комбинат работать», — рассказала порталу национальныепроекты.рф директор Центра дополнительного образования Липецкой области Ирина Малько.
Помимо разработки VR/AR приложений, в липецком «IT-кубе» действуют «Лицей академии Яндекса», «IT-школа Samsung» и еще целый ряд кружков по интересам, в которых занимаются 580 детей.
Не менее интересное общение со «взрослым миром» завязалось у школьников из самарского технопарка «Кванториум». Они разработали для музейно-выставочного комплекса «Самара Космическая» мобильное приложение, через которое посетитель музея может познакомиться с экспозицией.

Кстати, и в других регионах страны музеи и заповедники стали часто обращаться к юным слушателям «Кванториумов» и «IT-кубов» с просьбой создать приложения с дополненной реальностью, виртуальные квесты и презентации в панорамном формате. При этом дети не только отрабатывают навыки 3D-моделирования, программирования, аэрофотосъемки, но и развивают коммуникативные навыки при взаимодействии с реальным заказчиком.
Так, плодотворным оказалось сотрудничество ребят из красноярского «Кванториума» с местным интернет-провайдером, открывающим зоны бесплатного wi-fi в городах края. Для этого проекта дети придумали яркие и удобные скамейки для городских улиц. А на Сахалине школьники спроектировали современные велопарковки.
«Мы призываем партнеров не ограничивать свою социальную ответственность подарками в виде фирменных футболок для детских образовательных учреждений. Очень важно подключаться к содержанию их работы — давать ребятам задания на хакатоны, кейсы для реализации школьных проектов, проводить их экспертизу… Вариантов множество — было бы желание!» — уверены специалисты Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Минпросвещения.
А мы напоминаем, что благодаря национальному проекту «Образование» детские кружки и другие учреждения дополнительного образования получили новый импульс развития, в том числе финансовую поддержку от государства. Открыты детские технопарки «Кванториум», в том числе мобильные, в малых городах и селах. Сегодня более ста «Кванториумов» работает в 84 регионах России, к 2024 году их число достигнет 359, в том числе и на базе школ. По перспективным направлениям IТ-отрасли дети могут бесплатно учиться в Центрах цифрового развития «IT-куб», сейчас их больше 70, а в 2024 году станет 340. Подробнее о возможностях нацпроекта можно узнать по ссылке.
Подпишитесь на новости национального проекта