Антон Кузнецов/ТАСС
Образование

Всем «ТАУ»: как работает круглогодичный удмуртский «Мини-Сириус»

С приближением нового учебного года родители уже начинают планировать, чем еще можно занять детей в этот период, какие программы дополнительного образования выбрать, чтобы помочь ребенку выявить и развить таланты. Благодаря нацпроекту «Образование» решить эту задачу помогают многие специалисты. Например, в региональных центрах выявления и развития талантов детей «Мини-Сириус», созданных в формате федерального центра «Сириус» в миниатюре.

О том, как работает один из них — центр «ТАУ» в Ижевске — рассказываем ниже.

Каждый ребенок — одаренный

Сегодня благодаря федеральному проекту «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» региональные центры выявления и развития талантов детей «Мини-Сириус» открылись уже в 44 регионах России, а к 2024 году их станет почти вдвое больше — 85, по одному на каждый субъект нашей страны.

В Удмуртии такое учреждение работает уже несколько лет: это региональный образовательный центр одаренных детей «ТАУ». Как объяснила его директор Римма Бякова, название имеет целый ряд смыслов. Прежде всего, девиз центра — «Талант и активность рождают успех». Кроме того, «тау» переводится с удмуртского как «спасибо», а с татарского и башкирского — как «гора, вершина». Удмуртия — многонациональная республика, поэтому и использовали языки сразу нескольких проживающих в ней народов.

«В 2019 году мы отремонтировали лабораторный корпус, и с 2020-го он полностью задействован. Сейчас у нас пять разных площадок, 15 современных лабораторий, открытых для всех детей. Работаем в парадигме того, что каждый ребенок талантлив и одарен. Задача таких центров, как наш, — выявить таланты и раскрыть их. Мы создаем мотивирующую среду для интереса», — объяснила собеседница.

Чтобы ребенку попасть в центр, достаточно открыть региональный «Навигатор дополнительного образования» и выбрать понравившуюся программу. Причем сделать это можно в любое время года: благодаря нацпроекту здесь есть круглогодичные смены. Центр открывается 2 января и закрывается 30 декабря, за это время в него приезжает 2,5 тыс. ребят со всей республики, так как рассчитан он на детей всего региона. В общей сложности в программах задействовано более 4 тыс. школьников.

Всем «ТАУ»: как работает круглогодичный удмуртский «Мини-Сириус»
Антон Кузнецов/ТАСС

«Готовясь присоединиться к нацпроекту, мы все спланировали таким образом, чтобы техническая база центров дополнительного образования не повторялась, а у детей было как можно больше возможностей. Однако теперь расширяемся: с 1 ноября наш центр становится своеобразной головной организацией во всей системе выявления и поддержки одаренных детей республики, поэтому, в частности, местный «Кванториум» тоже становится нашей площадкой», — отметила эксперт.

Всего в мероприятиях центра совместно с партнерами каждый год участвуют больше 15 тыс. ребят.

По итогам этих активностей лучшие из них входят в реестр одаренных детей. Сегодня в нем уже около 3,5 тыс. человек по трем направлениям — наука, спорт, искусство. Включение в этот список дает ряд преимуществ, например, приоритетное зачисление в программы центра, в республиканский лицей искусства.

С прицелом на практику

Одно из важнейших направлений работы центра «ТАУ» — проектно-исследовательская деятельность. Она дает хорошие hard skills — ведь это дополнительные знания и практика в различных областях (например, физике и химии). Кроме того, конечно, развиваются soft skills. Однако здесь понимают, что проектный цикл длится не меньше года, поэтому работают с ребятами «в долгую».

Главная особенность — это практическая ориентированность всех проектных идей. Поэтому центр действует в связке с научными (например, региональными университетами) и индустриальными партнерами. Последние дают реальные практико-ориентированные кейсы, выступают в качестве наставников, оценивают проекты. И уже есть примеры, когда промышленные партнеры готовы разрабатывать прототипы из проектов школьников и брать их в работу.

Обычно родители приводят детей в подобные центры для развития творческого потенциала: чтобы они могли заняться, например, рисованием или музыкой. На втором месте идет спорт и лишь на третьем — технические программы.

«Однако Удмуртия — традиционно промышленная республика, 40-45% валового регионального продукта формируется именно на производстве — у нас 12 предприятий только оборонно-промышленного комплекса. Поэтому мы сохранили у себя физико-техническую направленность. Популяризируем инженерные специальности и через проектную деятельность показываем, что они очень нужны здесь, на малой родине», — говорит руководитель «ТАУ».

В центре изучают, например, альтернативную энергетику. Так, одна из продвинутых групп прямо сейчас разрабатывает и собирает модель электромобиля (масштаб 1:10), способного участвовать в специальных гонках. Главная особенность машины — два водородных топливных элемента.

Рука помощи

«У нас нет проектов только по одному предмету, по одной области знаний. Нет чисто химических, физических или биологических разработок — ребята работают на поле междисциплинарных исследований, потому что мы понимаем: будущее — за метапредметностью. Так, один из проектов — HelpingHand, мы ведем с нашим партнером — предприятием «ЦИТО» Минпромторга России, по его заказу. Там создают протезы для реабилитации людей, и они уже готовы взять разработку нашей команды в производство», — отметила Бякова.

Ребята рассказали, что разработали интерактивную перчатку со специальным программным обеспечением, которая помогает в реабилитации после инсульта. Всего над этим проектом работают четверо школьников и наставники центра — Дарья Капеева и Степан Мусатов.

Всем «ТАУ»: как работает круглогодичный удмуртский «Мини-Сириус»
Антон Кузнецов/ТАСС

«Мы выяснили, что оптимальный формат — самостоятельные занятия на одну руку, а потом на обе. При таком подходе в течение шести месяцев происходит довольно эффективное восстановление. Разработали систему, чтобы люди после инсульта могли играть и одновременно проходить реабилитацию», — рассказала Дарья.

В этом году команда проекта выиграла конкурс «Студенческий стартап». Он проводится Минобрнауки России и Фондом содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», разработанного по одноименной стратегической инициативе.

«Первая модель сделана на основе обычной хозяйственной перчатки, купленной в магазине. Но мы уже работаем над следующей версией, когда перчатку смогут использовать разные люди. Кроме того, делаем приложение для перчатки. Для ее использования не нужно никаких проводов: только она сама, смартфон и Bluetooth. Рассчитываем, что новшество будет использоваться как в центрах реабилитации, так и на дому», — отметила наставница.

Шишки, кирпичи и экология

В химической лаборатории ребята тоже не сидят на месте. Так, здесь уже научились делать кирпичи из... городских сточных вод! Автор проекта, десятиклассник Игорь Лагутин объяснил, что для этого нужно сжечь осадок и затем использовать золу. По своим характеристикам такой кирпич практически не отличается от обычного, изготовленного с применением кварцевого песка. Он выдерживает нагрузки, не радиоактивен, не вымывается и хорошо держит тепло.

Еще один проект — «Шишечный субстрат для гидропоники». Юная исследовательница Полина Поздеева рассказала, что здесь научились выращивать растения на шишках. Для этого нужно очистить шишку, прокрутить чешуйки через ручную мясорубку, а затем поместить в сушильный шкаф на два часа при температуре 150 градусов.

Директор центра «ТАУ» пояснила, что это — фактически импортозамещение. По сути, речь идет об аналоге кокосовой стружки, на которой также можно что-то выращивать.

«У нас лесная республика, а шишки всегда под ногами. Вот ребята и задумались, не могут ли они стать полезными для сельского хозяйства? Ведем проект уже третий год — первый его автор, Иван, сейчас благодаря презентации этой разработки на конкурсе «Большие вызовы» поступил в МСХА им. Тимирязева, учится на первом курсе. А Полина продолжает проект. Заказчика пока нет, но школьникам самим интересно, поэтому они им занимаются», — рассказала она.

Всем «ТАУ»: как работает круглогодичный удмуртский «Мини-Сириус»
Антон Кузнецов/ТАСС

Из 4,5 тыс. детей, ежегодно участвующих в программах центра, больше половины занимаются естественно-научным направлением. Это связано, в том числе, с возрастными рамками: если в проекты технической направленности берут ребят старше 14 лет, то здесь детей вовлекают еще с начальной школы. И постепенно они занимаются все более сложными вопросами, включая микробиологию и генную инженерию.

«В этом году мы стали не просто участниками, но и координаторами естественно-научного направления дополнительного образования в республике. Все также в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» мы разработали типовые программы и открываем три новых направления, связанных с экологией», — рассказала Бякова.

Подпишитесь на новости национального проекта