Антон Кузнецов/ТАСС

Все дороги ведут везде: что означает создание опорной сети магистралей

До конца текущего года российские власти планируют утвердить новые паспорта национальных проектов. В рамках поручений президента о новых национальных целях развития до 2030 года в нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» может быть включено два новых федеральных проекта. Один из них — «Развитие федеральной магистральной сети» — фактически означает первый этап формирования опорной сети автодорог России. Как планируется формировать единую дорожную сеть, выяснял портал нацпроектов.

Успешная модель

Сама идея построения так называемой опорной сети транспортной инфраструктуры не нова. Наиболее яркий ее пример — заложенные в 1956 году президентом США Дуайтом Эйзенхауэром сети американских скоростных дорог между штатами — Interstate. Строили их более 35 лет, да и сейчас продолжают ремонт и реконструкцию.
Сеть стала настолько известна, что стала элементом культурного наследия страны, получившего отражение в кино, музыке и литературе. А кроме этого, система магистралей стала излюбленным примером экономистов о положительном влиянии дорожного строительства на рост экономики.

В Советском Союзе дороги редко становились одним из основных приоритетов пятилеток, но в 1960–1970-е годы в стране также развернулось массовое дорожное строительство.

Однако сама система дорог изначально была заложена как радиально-кольцевая — повторяющая основные почтовые и торговые тракты. И сейчас сеть основных трасс, включенных в состав федеральных дорог, носит буквенный код «М», который обозначает трассы, соединяющие столицу — Москву — со центрами соседних государств или регионов.

Антон Кузнецов/ТАСС

Антон Кузнецов/ТАСС

Новая сеть

Уйти от такой центричности, создав опорную сеть автотрасс, российские дорожники предлагают уже давно. Но реализация идеи упиралась в вопросы финансирования, а потому более приоритетным был проект попроще — обеспечить сквозной проезд по полностью асфальтовой дороге с запада на восток страны.

К 2010 году эта задача была решена — с появлением трассы Москва-Владивосток, к слову, самой длинной в мире. И уже тогда как президент РФ Владимир Путин, так и правительство указывали на необходимость не только связывать между собой региональные центры, но и развивать транзитные маршруты. Кроме того, власти отмечали важность интеграции дорог страны в международные сети — например, торговые коридоры «Север-Юг» и «Запад-Восток».

Летом уже этого года Путин на посвященном дорожному строительству заседании Госсовета отмечал, что к 2018 году темп строительства и ремонта федеральных трасс стал неплохим, а в последние два года усилия также были сосредоточены на приведении в порядок региональных дорог.

И, хотя такая работа будет продолжена, успехи отрасли позволяют вернуться к идее магистральной опорной сети — современной и отвечающей целям долгосрочного развития страны. В Российском дорожном научно-исследовательском институте (РосдорНИИ) это называют одним из главных вызовов, стоящих перед национальной экономикой в целом.

Антон Кузнецов/ТАСС

Антон Кузнецов/ТАСС

Первые этапы нового проекта

При создании опорной сети дорог необходимо связать направления, необходимые для развития национальных территорий, считают в Минтрансе РФ. Это и Сибирь, и Забайкалье, и Дальний Восток. А развитие транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг» позволит укрепить экономические связи между регионами РФ. Построенные и реконструированные федеральные трассы — а с них и начнется формирование опорной сети автодорог — примут на себя основную часть автомобильных перевозок грузов и пассажиров.
Главные исполнители нового федерального проекта — «Росавтодор» и госкомпания «Автодор».

«Росавтодору» предстоит к 2024 году построить и реконструировать порядка 1,4 тыс. километров федеральных дорог, а к 2030 году удвоить этот показатель. На первом этапе в основном речь идет об автообходах крупнейших городов, через которые проходят трассы федерального значения, например Рязани, Нижнекамска и Набережных Челнов. Предполагается строительство развязок и реконструкция участков трасс М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-29 «Кавказ».

В свою очередь «Автодору» предстоит построить около 659 км платных трасс к 2024 году и почти 1,9 тыс. км к 2030 году. Это дороги в основном южного кластера на черноморском побережье Краснодарского края и части новой хорды, которая свяжет центр России с югом в обход Москвы.

Антон Кузнецов/ТАСС

Антон Кузнецов/ТАСС

Дальнейшее развитие

Впрочем, Минтрансу, Минэкономразвития и Минфину совместно с регионами уже поручено сформировать предложения по опорной сети автомобильных дорог на перспективу до 2035 года. Предложения необходимо сформулировать к апрелю 2021 года, и пока ведомства не раскрывают конкретный список дорог, который она может охватить.

Один из основных принципов, которые будут положены в обслуживание и содержание трасс, — маршрутный. Если на каком-либо участке трассы начались дорожные работы, они должны быть закончены до ближайшего населенного пункта. При этом ремонтируемый участок не должен «упираться» в сегмент, где ремонт только запланирован. Это призвано обеспечить беспрепятственное и комфортное движение по основной сети.

Как поясняют в РосдорНИИ, опорная сеть будет формироваться из существующих автомобильных дорог федерального значения и наиболее востребованных автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (в том числе с переводом дорог из муниципальной собственности в региональную). Комплекс критериев включения дорог в состав опорной сети сейчас разрабатывается НИУ ВШЭ в сотрудничестве с дорожным институтом.

Антон Кузнецов/ТАСС

Антон Кузнецов/ТАСС

Заложенная цифровизация

Создание единого цифрового пространства для более комфортного обслуживания и использования новой сети заложено в проект с самого начала. Например, в 2020 году в тестовом режиме заработала создаваемая РосдорНИИ общедоступная система контроля дорожных фондов. Она представляет собой постоянно обновляемую базу дорожных объектов, которая включает актуальную информацию об автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе об их эксплуатационных параметрах, текущем состоянии, истории дорожных работ, результатах обследования, а также о формирования и расходовании средств дорожных фондов и о показателях дорожной деятельности.
В дальнейшем именно она станет основным источником информации о дорогах России и их состоянии, а также одним из основных инструментов управления их состояниям, с возможностями анализа и прогнозирования.

Подпишитесь на новости национального проекта