Сергей Мальгавко/ТАСС

Войти в IT: цифровых специалистов начинают выращивать со школьной скамьи

Еще до пандемии в России достаточно остро ощущалась нехватка IT-специалистов. Согласно актуальному исследованию аналитиков ВШЭ, к 2019 году российские вузы ежегодно выпускали почти в девять раз меньше IT-специалистов, чем требовалось компаниям, при этом из 25 тыс. выпускников только 15% можно было назвать состоявшимися специалистами, которых не нужно доучивать. Вместе с тем с годами дефицит кадров в этой сфере в России только нарастает. По прогнозу Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, к 2024 году ежегодная потребность в высококвалифицированных IT-специалистах как у государства, так и у частных компаний вырастет до 1 млн человек.

При этом каждое крупное предприятие сегодня стремится сформировать собственную команду разработчиков. В марте 2022 года министерства и ведомства удвоили количество вакансий для IT-специалистов, особенно в направлениях системного администрирования, техподдержки и web-инжиниринга. Также растет спрос на специалистов по кибербезопасности.

Чтобы решить проблему дефицита кадров, ориентировать россиян на работу в сфере IT государство начинает с самого детства. В 2021 году в десяти пилотных регионах при поддержке нацпроекта «Цифровая экономика» стартовали бесплатные курсы программирования для школьников старше 14 лет. А в 115 вузах в этом году с сентября появятся «цифровые кафедры».

Рассказываем, какие возможности есть у школьников и студентов благодаря этим инициативам.

Войти в IT: цифровых специалистов начинают выращивать со школьной скамьи
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Программист в 14 лет

В 2021-2022 учебном году пилотный проект Минцифры и Университета 2035 по обучению школьников языкам программирования запустили в десяти регионах. Бесплатные курсы были доступны подросткам из Белгородской, Новгородской, Пензенской, Калужской, Тульской, Оренбургской, Нижегородской областей, Татарстана, Башкирии и Якутии.

Программы 24 курсов подготовили девять образовательных организаций: «Алгоритмика», Университет Иннополис, «1С-Образование», «Фоксфорд», «Кодемика», Инжинириум МГТУ им. Н. Э. Баумана, «Мобильное электронное образование», Университет «Синергия» и Центр современных образовательных технологий и систем. В рамках пилотного проекта ребята могли выбрать на сайте talent-it.ru один из курсов и изучать такие языки программирования, как Python, C#, Java, PHP, C++ и JavaScript. По замыслу авторов проекта, эти курсы стали дополнением к базовой школьной программе по математике и информатике.

При отборе курсов мы учитываем насыщенность школьной программы и возможность построить обучение так, чтобы ученики не были перегружены и сохраняли мотивацию на протяжении всей учебы.

Начать обучение просто: нужно пройти на портале проекта тестирование, которое позволит определить мотивацию школьника и его профориентацию, а затем вместе с родителем заполнить анкету участника и заключить договор. По итогам обучения участники получают цифровой сертификат.

Пилотный проект продлится до июня. Поэтому сейчас набор на курсы закрыт и на сайте можно оставить только предварительную заявку на обучение. К новому учебному году содержание программ скорректируют с учетом отзывов школьников, родителей и учителей, и с сентября проект расширят на все регионы. После этого ограничением для участия станет только возраст — школьнику должно исполниться 14 лет. Продолжительность курсов с сентября будет составлять два года.

Войти в IT: цифровых специалистов начинают выращивать со школьной скамьи
Руслан Шамуков/ТАСС

Цифровая специальность для студентов не только IT-направлений

«Цифровые кафедры», которые с нового учебного года появятся в первых 115 российских вузах — участниках программы Минобрнауки «Приоритет 2030», будут действовать по аналогии с военными кафедрами. «Цифровые кафедры» позволят получить дополнительное образование в сфере IT, в том числе тем, чья основная специальность не связана с этим направлением: медикам, химикам, транспортникам, будущим специалистам для нефтегазовой отрасли или рынка медиа.

«По окончании вуза они не обязательно будут заниматься программированием, но полученные компетенции помогут им лучше ориентироваться в информационных технологиях», — считает ректор Самарского университета им. С. П. Королева Владимир Богатырев.

Первый набор на «цифровые кафедры» уже стартовал. Он продлится до середины лета. Студенты могут выбрать программы профессиональной подготовки по таким направлениям, как разработчик цифровых продуктов или веб-приложений, администрирование отечественных операционных систем. Завершится обучение на «цифровой кафедре» публичной защитой проекта. После этого студенты получат диплом о профессиональной переподготовке.

Для комплексной независимой оценки цифровых компетенций студентов и их развития на базе Университета Иннополис создан ассессмент-центр. Во время обучения на «цифровой кафедре» слушателям курса предложат зарегистрироваться на специальной онлайн-платформе и пройти три этапа исследования. Справившись с тестами и задачами по теме своего направления профпереподготовки, студенты получат доступ к своему индивидуальному профилю компетенций. Основываясь на результатах таких исследований, университеты, в свою очередь, смогут своевременно адаптировать программы курсов под нужды студентов.

В 2022-2023 учебном году пройти обучение по 300 образовательным программам, подготовленным совместно с индустриальными партнерами вузов и отраслевыми экспертами, и получить востребованные цифровые компетенции смогут более 80 тыс. студентов.

В будущем количество «цифровых кафедр» будет увеличиваться. В первую очередь они будут открываться в университетах, которые присоединятся к программе «Приоритет 2030». До конца 2025 года «цифровые кафедры» окончат свыше 385 тыс. студентов, а к 2030 году число выпускников, как ожидается, вырастет до 1,135 млн человек.

Войти в IT: цифровых специалистов начинают выращивать со школьной скамьи
Антон Новодережкин/ТАСС

Коллаборация вузов и бизнеса — это тренд

Разработка государственных образовательных инициатив в сфере IT совместно с представителями индустрии — важный шаг к решению проблемы нехватки высококвалифицированных кадров. Ведь эксперты связывают дефицит не только с недостаточным количеством выпускников нужных специальностей, но и с нехваткой у них практического опыта. Из-за этого распространено мнение, что для работы в IT лучше не получать диплом вуза, а пройти различные курсы.

Согласно результатам опроса, который в 2020 году провел Ozon, на тот момент только 30% российских разработчиков имели профильное образование, а большинство пришли в профессию самостоятельно. Рынок такое положение дел в целом устраивало: лишь 20% вакансий, опубликованных через HeadHunter, требовали высшего или среднего профессионального образования. Гораздо важнее для работодателей были компетенции и квалификация соискателей.

Чтобы компенсировать это, еще до появления инициативы, связанной с «цифровыми кафедрами», вузы старались по возможности активно взаимодействовать с IT-компаниями. Например, группа IBS работает совместно с МФТИ и МИСИС, Mail.Ru Group — с МГТУ им. Баумана, а Яндекс — с НИУ ВШЭ, МФТИ, МГУ, СПбГУ. Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам: самые успешные студенты старших курсов и выпускники могут попасть на стажировку в компанию, а бизнес фактически заранее выращивает кадры «под себя».

В Финансовом университете при правительстве РФ действует базовая кафедра фирмы «1С», которая позволяет бакалаврам-информатикам изучить прикладные информационные системы в экономике и финансах. «Газпромбанк» и ведущий российский разработчик банковского программного обеспечения «ЦФТ» проводят в Финансовом университете карьерный акселератор, связанный с банковской автоматизацией и информационными технологиями. Он доступен как для студентов IT-направлений, так и для экономистов.

«Эта программа готовит для банковского бизнеса специалистов, способных совершить цифровую трансформацию бизнеса, знакомых с современным технологическим ландшафтом и способных осваивать и внедрять самые передовые технологии. Каждое занятие в карьерном акселераторе проводят ведущие в соответствующей области эксперты Газпромбанка и ЦФТ. Они помогают студентам разобраться в трендах диджитализации банков и трансформации банковских услуг, в жизненном цикле данных в банке, в современных технологиях хранения, анализа и обработки данных», — рассказал порталу национальныепроекты.рф декан факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета Владимир Соловьев.

В рамках акселератора эксперты также помогают студентам построить свою уникальную образовательную траекторию, подобрав в дополнение к университетской учебной программе более узкие тематические курсы дополнительного образования на различных онлайн-платформах.

В результате выпускники карьерного акселератора способны к очень быстрому карьерному старту, причем примерно половина из них реализует себя в области банковских информационных технологий, а другая половина активно занимается трансформацией других быстро развивающихся областей: питания, доставки, логистики, транспорта.

Тем, кто уже давно покинул и школьную, и университетскую скамью, нацпроект «Цифровая экономика» тоже дает возможность бесплатно получить IT-специальность. Например, благодаря программе «Цифровые профессии» в 2021 году более 72 тыс. человек от 16 лет до пенсионного возраста начали проходить онлайн-курсы по более чем 20 направлениям. К проекту присоединились 46 образовательных организаций. Среди них не только вузы, но и такие образовательные платформы, как «Яндекс. Практикум», «Нетология» и GeekBrains. При этом государство компенсирует участникам программы до 50% стоимости обучения, а у выпускников есть возможность трудоустроиться в крупные российские компании.

Подпишитесь на новости национального проекта