
Восполняя потребность: как нацпроект помогает развитию судостроения
Отечественные предприятия активно укрепляют технологический суверенитет страны, создавая высокотехнологичную продукцию благодаря национальному проекту «Производительность труда». Вместе с этим улучшаются и условия труда рабочих, путем внедрения инструментов бережливого производства.
Подробнее об успехах некоторых судостроительных организаций расскажем в нашем материале.
Наращивая суверенитет
В 2022 году Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) утвердила программу повышения производительности труда. Сегодня в стране строится 97 судов для отечественного рыбохозяйственного комплекса, 42 из которых — на верфях ОСК, что составляет 43%. Многие компании внедряют инструменты бережливого производства, и эта работа уже сегодня показала положительные изменения.
Так, стали снижаться объемы перепроизводства и сроки монтажа судовых систем на 30-50%. Помимо этого, есть большой потенциал для повышения эффективности работы на предприятии и сокращения сроков строительства.
Например, укрепляется промышленный суверенитет благодаря строительству гражданских судов на дальневосточном комплексе «Звезда». Среди его приоритетных направлений — строительство двух крупнотоннажных танкеров для транспортировки нефти и спуск на воду танкера-газовоза для перевозки сжиженного природного газа.
Благодаря бережливым технологиям объемы перепроизводства и сроки монтажа судовых систем стали снижаться на 30-50%
Уже сегодня на Судостроительном комплексе (ССК) «Звезда» начались ходовые испытания танкера «Академик Губкин», который был построен по заказу АО «Роснефтефлот». Это четвертое судно серии танкеров типа «Афрамакс» в портфеле заказов судоверфи, спущенное на воду. Торжественная церемония состоялась в рамках VII Восточного экономического форума на ССК «Звезда».
Специалисты наладили бортовые системы и оборудование, запустили главный двигатель и проверили готовность к выходу в море. Все испытания были успешно пройдены. После этого танкер отшвартовали от достроечной набережной и вывели из акватории верфи. Далее судно своим ходом вышло в район испытаний, где специалисты проверят его скоростные характеристики и управляемость на всех режимах.
Во время ходовых испытаний проверят работу главного и вспомогательного двигателей, а также систем жизнеобеспечения и навигационного комплекса танкера. После этого эксперты проведут контрольную оценку механизмов.

Это судно предназначено для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов в неограниченном районе плавания. Его длина составляет 250 метров, ширина — 44 метра, а скорость — 14,6 узлов. Оно может перевозить до 130 тыс. кубометров сырья.
«Афрамаксы» стали первыми танкерами такого класса, построенными в нашей стране. Они спроектированы с соблюдением высоких стандартов экологической безопасности. Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе.
Отметим, чтобы Россия занимала лидирующие позиции в производстве и экспорте СПГ, отечественные компании развивают новые технологии. Помогает в этом и стратегическая инициатива правительства России «Прорыв на рынки СПГ». Среди ее целей — обеспечить проекты по средне- и крупнотоннажному производству СПГ конкурентоспособным отечественным оборудованием. В планах — нарастить производство сжиженного природного газа с 20 до 120 млн тонн к 2035 году.
Всего в портфеле заказов ССК «Звезда» серия из 12 танкеров подобного класса, три из которых уже сегодня выполняют регулярные рейсы по перевозке сырой нефти.
Отечественные буксиры
«Окская судоверфь» с 2021 года также является участником национального проекта — предприятие первым в Нижегородской области получило годовую поддержку его экспертов. С помощью специалистов Федерального центра компетенций (ФЦК) компания в том числе увеличила возможности по производству сухогрузов на 20%.
В мае этого года «Окская судоверфь» спустила на воду второе судно из серии пяти морских противопожарных буксиров-спасателей проекта NЕ025 для Морской спасательной службы. Буксир получил название «Тепсей». Судостроители должны передать все буксиры Морспасслужбе в 2023 году.
«Буксир „Тепсей“ является многофункциональным аварийно-спасательным судном. Он выполняет широкий спектр задач, в том числе патрулирует территории, ликвидирует разливы нефтепродуктов и участвует в тушении пожаров. Помимо этого, эти суда нужны и для обслуживания речных путей, которые сегодня активно возрождаются.
Различные модификации этого буксира могут восполнить существующую потребность в судах данного класса. Их преимущества — относительно низкая стоимость за счет оптимальных конструкторских решений. Важно также, что в проекте используется более 50% отечественного оборудования. Эксплуатировать буксиры-спасатели планируют в Арктическом регионе на трассах Северного морского пути.
А мы напоминаем, что национальный проект «Производительность труда», который был инициирован президентом РФ Владимиром Путиным, помогает компаниям по всей России свести к минимуму издержки, увеличить прибыль и сделать работу более комфортной и эффективной. Он нацелен на создание условий для ежегодного прироста производительности труда в стране на 5%. О том, какие возможности для предприятий открывает нацпроект, можно прочитать по ссылке.
Подпишитесь на новости национального проекта