Антон Кузнецов/ТАСС
Демография

Волшебное зеркало: чем специалистам старшего возраста полезны программы профпереподготовки

Преподавателей художественной школы можно сравнить с произведениями великих мастеров: чем старше они становятся, тем ценнее общение с такими педагогами. На каждом уроке, каждом пленэре наставник учит своих подопечных не только и не столько техническим приемам, сколько видеть и понимать красоту окружающего мира, замечать чудесное в обыкновенном и повседневном. Тот, кто не обладает собственным жизненным опытом, вряд ли может по-настоящему хорошо справиться с этой задачей.

Но современный рынок труда бывает безжалостен. Нередко профессионалы старше 50 лет вне зависимости от специальности начинают чувствовать себя ненужными. Сменить работу при необходимости становится с каждом годом сложнее, а в спину дышат молодые коллеги, которые с легкостью осваивают новые компетенции и, на первый взгляд, более приспособлены к современному стремительно меняющемуся миру. Но так ли это?

Как нацпроект «Демография» и Московская школа управления «Сколково» развенчивают миф

Кураторы нацпроекта «Демография» уверены: на самом деле достижение предпенсионного или пенсионного возраста совсем не означает, что профессиональная жизнь человека подошла к концу. Благодаря одному из направлений нацпроекта люди старшего возраста наравне с молодыми могут освоить новые навыки, получить востребованную специальность или иначе взглянуть на свою нынешнюю профессию.

Одной из подобных программ стала «Перезагрузка 55+. Новые смыслы и возможности» в бизнес-школе «Сколково» при поддержке нацпроекта

Эксперты разработали насыщенную групповую онлайн-программу повышения квалификации. Она учитывает методики обучения людей в зрелом возрасте и призвана научить их эффективно использовать годами накопленный профессиональный опыт и трансформировать свои сильные компетенции под современные реалии.

В течение шести недель участники под присмотром кураторов проходят через три модуля. За это время они выделяют свои сильные и слабые стороны, учатся рассказывать о себе и взаимодействовать с представителями других поколений, закладывают фундамент для развития личного бренда. Домашние задания участники выполняют в виде презентаций или видео. В результате к концу обучения у участников формируется полноценный индивидуальный план дальнейшего развития, и они получают все необходимые инструменты, чтобы достигнуть поставленных целей.

Волшебное зеркало: чем специалистам старшего возраста полезны программы профпереподготовки
Художник-педагог Елена Рассолова
Антон Кузнецов/ТАСС

«Очень интересно было узнать результаты тестов на выявление сильных и слабых сторон личности, своих творческих способностей, проанализировать свое поведение во время конфликтов и многое другое! Обучение для меня было очень увлекательным», — делится впечатлениями Елена Рассолова, которая прошла программу этим летом.

Портрет участника

Елене 59 лет. Она художник-педагог. В молодости она с красным дипломом окончила художественное училище в Ташкенте и получила специальность театрального художника по костюмам. Затем какое-то время работала художником-модельером на шелковом комбинате. А в 2009 году Елена окончила художественно-графический факультет МГГУ им М. А. Шолохова в Москве.

Долгое время художница жила и работала на юге Смоленской области в Десногорске. Там она организовала художественную студию для детей, работала преподавателем в доме творчества, с 2004 по 2011 год возглавляла местную детскую художественную школу, а затем еще два года была председателем городского комитета по культуре. Напоминание о том периоде жизни Елены в Десногорске до сих пор можно увидеть каждую зиму: уже более 20 лет местный храм святого Стефана епископа Великопермского на Рождество украшает вертеп, который художница сделала вместе с коллегами-преподавателями. А с 2014 года Елена преподает живопись, историю искусства и композицию прикладного искусства в подмосковной детской художественной школе в Красногорске и руководит там структурным подразделением.

Имея за плечами большой опыт административной работы, Елена, как никто другой, хорошо знает, насколько российские школы искусств нуждаются в обновлении.

«Большинство из них были построены в 60–70-е годы прошлого века и нуждаются в капитальном ремонте и техническом обновлении в соответствии с современными нормами и требованиями к условиям обучения детей», — объясняет Елена, добавляя, что одобряет и поддерживает программы нацпроекта «Культура», которые позволяют это сделать за счет государства.

Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС

Одни из любимых жанров Елены в живописи — пейзаж и натюрморт (их художница совсем не считает устаревшими жанрами). Свои работы Елена показывает не только на выставках, но и на личной странице в Instagram, а на YouTube можно найти ее видеоуроки по живописи. Теплые, по-домашнему уютные работы Елены ценители живописи охотно приобретают для частных и музейных коллекций и в России, и за рубежом. Ученики художницы тоже успешно участвуют в выставках и становятся призерами региональных конкурсов.

Перезагрузка 55+: взгляд изнутри

В 2021 году в начале лета Елена решила поучаствовать в грантовом конкурсе, который проводили эксперты Школы управления «Сколково» совместно с АНО «Национальные приоритеты». Как победитель она получила право бесплатно пройти в бизнес-школе «Сколково» программу «Перезагрузка 55+». Без гранта обучение по ней стоит не менее 73 тыс. рублей.

Но, по словам Елены, эта программа в любом случае стоит того, чтобы ее пройти

«Я считаю, что тем моим сверстникам, которые серьезно задумались о сохранении активной жизненной позиции, программа будет очень полезна. Она стоит того, чтобы пройти обучение! Это действительно перезагрузка, выход из зоны комфорта, уход от шаблонов по отношению к себе, к работе, к досугу и многому другому. Она во многом построена на личных примерах преподавателей, которые убеждают и вдохновляют на пересмотр застоявшихся позиций», — рассказывает Елена.

Каждое задание привносило для участницы что-то новое: навыки и знания в презентации собственного опыта, подходы в решении возрастных конфликтов, обновленное восприятие собственного возраста, потенциала и возможностей, которые можно с успехом применить в ближайшее пять–семь лет.

«Прежде всего я обрела уверенность, определила для себя цель развития и реализации своих знаний и опыта. Обозначила план действий на основе имеющихся ресурсов. После прохождения программы направление моей деятельности существенно не поменяется, а вот подход к работе и ее методы благодаря знаниям, полученным в ходе программы, я думаю, изменятся», — говорит Елена.

Своим сверстникам она желает тоже верить в себя и свои силы и каждый день делать что-то на пути достижения поставленной цели.

Подпишитесь на новости национального проекта