
Виртуальные роботы в библиотеке — реальность: гендиректор РГБ Вадим Дуда
Ровно 30 лет назад Общероссийский день библиотек начали ежегодно праздновать 27 мая. Сами библиотеки за это время сильно изменились: часть книг перевели в виртуальное пространство, в читальных залах иногда уже можно громко разговаривать — они стали местом культурных встреч и общения. А еще там проводят образовательные лекции и мастер-классы. Преображаются библиотеки в том числе благодаря нацпроекту «Семья».
О том, как будут выглядеть книжные залы через 50 лет и почему Россия — самая читающая страна, нашему корреспонденту рассказал генеральный директор Российской государственной библиотеки (Ленинки) Вадим Дуда.
— Вадим Валерьевич, вас назначили генеральным директором Российской государственной библиотеки в 2018 году. Что изменилось в работе Ленинки за это время?
— Мы объединились с Российской книжной палатой и стали крупнейшей библиотекой в мире. Немножко больше, чем Библиотека Конгресса в США. Примерно 200 млн книг и документов сейчас хранятся в наших фондах. Но важнее всего то, что у нас появилось несколько новых функций, которые нужны стране. Несмотря на то что Ленинка — классическая национальная библиотека и такой останется, мы научились быть крупным проектным менеджером. Например, нам доверили координацию создания модельных библиотек. Их стали открывать с 2019 года по нацпроекту «Культура».
В фондах Ленинки хранятся около 200 млн книг и документов
— Кстати, незадолго до этого, в 2010-х годах, нередко закрывались библиотеки в селах и маленьких городах. Местные власти говорили, что причина в малом количестве читателей. Так, СМИ в 2018 году сообщали, что за 3 года прекратили работу 1,5 тыс. муниципальных библиотек. Изменилась ли ситуация сейчас?
— Да, с уверенностью могу сказать, их массового закрытия сегодня нет. За последние 6 лет в 87 регионах России появилось более 1,2 тыс. модельных библиотек. И дело даже не в цифре. Главное, что государство глубоко заинтересовано в развитии интеллектуального капитала наших граждан. Ренессанс библиотечного дела, конечно, сейчас очень заметен. Прежде всего, благодаря роли Министерства культуры России.
За последние 6 лет в 87 регионах России появилось более 1,2 тыс. модельных библиотек
— То есть читающих россиян с каждым годом становится все больше?
— Мы видим достаточно активный прирост читателей. Если говорить о Ленинке, к нам приходят около 1 млн человек в год. Это достаточно много. Можно с уверенностью сказать, что Россия — по-прежнему одна из самых читающих стран в мире.
— Читают ведь не только жители больших городов? Где, например, находится самая отдаленная модельная библиотека?
— Это Малокурильская библиотека-филиал № 1 на острове Шикотан Сахалинской области, в Тихом океане. Территориально она ближе даже к Японии, чем к России.
— Если даже на таких труднодоступных территориях создают модельные библиотеки, то наверняка среди них есть самобытные, со своим колоритом? Или все их делают «под копирку», одинаковыми?
— У нас были большие опасения, что библиотеки будут похожи друг на друга. Но, к счастью, этого не произошло. Дизайн-проекты были отданы на усмотрение местных руководителей и проект-менеджеров. И они учитывали локальную идентичность, культурное наследие, мнение читателей. То есть каждый раз проводятся социологические и демографические исследования, чтобы библиотека наилучшим образом была вписана в местный контекст. Мне кажется, это очень важно для сохранения всей нашей культуры.

— Поделитесь, пожалуйста, несколькими примерами.
— Например, модельная библиотека в ауле Уляп Республики Адыгеи. Это фактически мини-музей символов региона: предметы быта, одежды, музыкальных инструментов. Еще одна такая библиотека — «Гид времени» в городе Улан-Удэ в Бурятии. Она стала краеведческим центром, где есть архивные материалы, проводят виртуальные экскурсии.
— Ленинка сейчас участвует в развитии библиотек в новых регионах. Какая работа проводится, и можно ли выделить наиболее успешные проекты?
— Мы взяли шефство над несколькими библиотеками: помогаем с ремонтами, покупкой оборудования, мебели. И, конечно же, пополняем книжные фонды. Например, были открыты два виртуальных читальных зала Ленинки в Луганске и Донецке. Много представителей библиотек новых регионов приезжают к нам на курсы повышения квалификации, на наши конференции. Кстати, на днях в Ижевске пройдет Всероссийский библиотечный конгресс. Там будет достаточно много гостей из наших новых регионов.
— А есть ли сейчас дело до чтения жителям новых территорий? Насколько сегодня для них актуально развитие библиотек?
— Одна из библиотек, которая оставила важный след в наших душах, находится недалеко от города Волновахи — в селе под названием Свободное. Муниципальная библиотека там почти полностью преобразована с участием Ленинки. И я посетил ее открытие. Это очень серьезный знак возвращения к нормальной жизни. Хочу сказать, что, как бы ни было тяжело последние годы местным жителям, книги и появление библиотеки для них очень большая радость и необходимость.
— Получается, что у людей в новых регионах, где открылись виртуальные читальные залы РГБ, теперь есть доступ к Национальной электронной библиотеке (НЭБ). Как сейчас она развивается, насколько популярен ресурс у читателей?
— Мы видим, что спрос на НЭБ постоянно растет. Только за последние 6 лет создана серьезная коллекция — оцифровано 48 тысяч книжных памятников в очень хорошем разрешении, доступном для исследователей. А в общей сложности фонд НЭБ сейчас составляет примерно 5,8 млн изданий. Это одна из крупнейших электронных библиотек в мире.
— Сколько же времени понадобится, чтобы оцифровать все книги Ленинки?
— Для этого нам нужно около 2 тысяч лет. Но не очень понятно, зачем цифровать все. Здесь нужна взвешенная и очень эффективная политика отбора. В первую очередь в цифровку попадают редкие, очень ценные книги, которые требуют высокой сохранности.
— Как продвигается эта работа в регионах? В 2022 году РГБ запустила проект по созданию региональных центров консервации и реставрации библиотечных фондов. Тогда говорилось, что почти 12,5 млн редких документов сосредоточено в фондах центральных библиотек в разных частях нашей страны, и 25% из них нуждаются в срочной реставрации.
— Сегодня такие центры открыты в 10 городах России. Это Нижний Новгород, Рязань, Ижевск, Красноярск, Воронеж, Киров, Якутск, Волгоград, Саранск, Новосибирск. А в этом году планируем открыть центры в Иркутске, Екатеринбурге и в Курске. Растет число редких и ценных документов, которые проходят классическую реставрацию, переплетные работы и мероприятия по консервации. За эти 3 года их уже десятки тысяч. Интерес региональных библиотек к проекту высок — и пока что число заявок от них больше, чем мы можем себе позволить.
— Как на себе ощущают перемены читатели? Они могут прийти, взять и почитать отреставрированную книгу?
— Конечно. Проект позволяет предложить посетителям библиотек ценные и редкие документы, которые до этого были популярны. Мы возвращаем их новому поколению читателей. Это уникальная возможность прикоснуться к нашей истории.

— А какие книги наиболее популярны у читателей Ленинки? Есть ли лидер, например, прошлого года?
— Мы сейчас видим активно растущий интерес прежде всего к истории страны и славян. Очень многие хотят разобраться сами в этом непростом вопросе. Но если говорить абсолютно формально, то номер один в 2024 году была книга, которая называется «Инклюзивный капитализм & Инклюзивный социализм. Ответ Клаусу Швабу» Александра Лапшина.
— В аннотации указано, что книга — краткий анализ того, что происходит в мире. А как, кстати, сама Ленинка представлена сейчас в мировом библиотечном сообществе? Ведет ли сотрудничество с другими странами и в каком формате?
— В целом у нас очень спокойные, ровные отношения с мировым библиотечным сообществом. Но некоторые государства ограничили контакты с нами за последние годы. Мы получаем гневные послания о том, что не должны помогать библиотекам наших новых регионов. Но это просто не обсуждается. Мы считаем, что это очень важно. Будем продолжать, несмотря на позицию некоторых стран.
— А как обстоят дела с дружественными странами?
— Мы активно сотрудничаем прежде всего с библиотеками стран БРИКС. В декабре 2024 года Ленинка провела саммит Альянса национальных библиотек БРИКС в расширенном формате. Было очень интересно обменяться мнениями, обсудить наши общие задачи и проблемы. Кроме того, развиваются российско-индийский и российско-китайский библиотечные диалоги. Буквально на днях в Ижевске мы проведем еще один саммит. Нас посетят около 20 гостей из Индии, а также приедет очень большая делегация стран СНГ.
— В любой стране книги притягивают креативных людей. В 2021 году запустили проект «Гений места», по которому в библиотеках почти всех регионов России создали уже более 500 точек концентрации талантов. Поделитесь историями успеха посетителей этих творческих лабораторий — какие идеи уже реализованы?
— С удовольствием! Например, Павел Гречнев из Республики Коми — сотрудник городской детской и юношеской библиотеки — предложил проект «Новые медиа. Сосногорск». В итоге был создан подкаст об истории города и района, о том, что делает их по-настоящему колоритными и уникальными.
А Валерия Кулешова из Тамбовской области прошла обучение по направлениям «Менеджмент проектов», «Креативный туризм» и запустила аудиогид по муралам Тамбова. Теперь все желающие смогут узнать больше о местных достопримечательностях во время прогулок. В городе находится 10 муралов, на которых изображены яркие деятели российской истории: политики, ученые, спортсмены и артисты.
— Какие самые свежие технологии планируют применять или уже используют в библиотечном деле? Как они влияют на доступность информации для обычных людей?
— Искусственный интеллект и нейросети во многом будут менять библиотечные процессы: обработку, поиск и навигацию по нашим фондам. Конечно, Ленинка активно участвует в освоении этих технологий. Например, виртуальные роботы теперь занимаются каталогизацией наших фондов. То есть это уже реальность. Людям будет удобнее искать информацию, получать справки, заниматься научными исследованиями и работой.
— А давайте чуть-чуть помечтаем. Какой вы представляете библиотеку будущего и ее читателя через 30 или даже 50 лет?
— Для того чтобы мы смогли понять, какой станет библиотека будущего, мы должны подумать о том, каким будет общество через десятки лет. Я представляю так: люди в России — настоящие патриоты, глубоко разделяют наши традиционные ценности, ценят свою историю. Они любят читать, работать с документами и обладают глубоко развитым критическим мышлением — поэтому их нельзя легко заманить в какую-то недружественную сторону. И библиотеки, конечно, продолжат выполнять функции источника достоверных знаний и офлайн-точек, где читатели смогут общаться, делиться опытом и своей историей.
Подпишитесь на новости национального проекта