
Вернуть царь-рыбу в Волгу: как нацпроект поможет восстановить фауну великой русской реки
Строительство на Волге каскада гидроэлектростанций привело к значительному сокращению численности ее обитателей. С прилавков после этого постепенно стали исчезать осетрина и стерлядь, а черная икра превратилась в деликатес. Национальный проект "Экология" предлагает по-новому взглянуть на Волгу — обводнить 450 км речной долины между этой рекой и Ахтубой. Поможет ли это восполнить животное богатство великой русской реки, читайте в нашем материале.
Речные дельфины
Испокон веков осетра на Руси называли царь-рыбой, и с этим сложно поспорить — один его величественный внешний вид говорит о том, что равных ему в Волге не было и нет.
Сейчас осетровых разводят на специальных рыбоводных заводах, а молодь выпускают в воду. В Волгоградской области работает единственное такое предприятие. Добраться до садков с маточным стадом осетров можно либо через здание Волжской ГЭС, либо на моторной лодке.
"В былые годы, рассказывают, осетры в шесть рядов друг на друге стояли под плотиной ГЭС и водолазы по ним пешком ходили, а сейчас единицы доходят, — сетует ведущий моторку Сергей. — Да и хищников развелось, они нашему мальку первая угроза".
Игорь Каленич/ТАСС
Действительно, над водой вьются чайки и бакланы, которые, как сообщила директор рыбозавода Наталья Савичева, раньше в этих местах не водились, однако сильно расплодились в последние десять лет. "Любую другую рыбу не так жалко, как нашу молодь осетра, которую мы выпускаем в Волгу весом по 2–3 г, это примерно от 7 до 12 см, но мы же их родителей, а потом эту икру холим и лелеем, душу в них вкладываем", — рассказывает она.
Савичева заправски руководит идущей на предприятии бонитировкой — учетом и инвентаризацией будущих родителей осетрят. Рабочие аккуратно вытаскивают примерно 20-килограммовых рыбин, затем кладут их в специальные ясли. В этот момент директор завода специальным сканером считывает чип, а дальше осетр взвешивается на специальных весах.
"Ежегодно по госзаданию 2 млн в год молоди осетров и стерлядей мы выпускаем в Волгу. Но выживаемость всей этой молоди до половозрелого состояния составляет 1%, что в сотни раз выше, чем в природных условиях. Более неприхотлива стерлядь: она не скатывается в Каспий, а образует такие свои микрогруппы в Волге. А вот с осетром сложнее: икра осетров созревает раз в три-четыре года, — директор рыбозавода не может сдержать улыбку, видя изумление на лице корреспондента портала. — Так же, как и женщинам после родов, самкам делают инъекции, антибиотики, в тяжелых случаях делается кесарево сечение".
Валерий Матыцин/ТАСС
Для успешного созревания и самцам, и самкам делают инъекции гормонов гипофиза. Икру искусственно оплодотворяют молоками. "Эта процедура делается руками, считается, предпочтительно, чтобы это делали женщины, все это должно быть без резких движений. Затем оплодотворенная икра закладывается в специальные аппараты, своеобразные инкубаторы, там мы ее выхаживаем, оттуда уже выклевываются личиночки", — рассказывает Савичева.
По мере роста мальков их пересаживают в пруды. "Из них вырастут те, кто уйдет в Волгу. Желательно, чтобы они не знали человека и были готовы к жизни в дикой природе", — с нежностью рассказывает директор рыбозавода.
Оказывается, осетры привыкают к людям, особенно к тем, кто их кормит. "Вырастают вот и подплывают в бассейне к краю, переворачиваются и будто просят почесать им брюшко. Ну как дельфинчики, только речные. Мне говорят: "Слушай, вот экскурсии приходят, тебе осталось только мячики им на носик поставить, и можно с ними как в дельфинарии выступать", — улыбается Савичева.
О том, что усилия работников рыбозавода не напрасны, свидетельствует представившийся Володей рыбак, удящий на берегу. Хотя, по его словам, "рыбы в самой Волге почти не осталось", а из той, что есть, "в основном караси, сазанчики, редко сомы, щуки", временами попадается и нечто более интересное. "Вот однажды даже стерлядку поймал, причем на удочку. Отпустил, конечно", — говорит Володя.
Владимир Смирнов/ТАСС
Новое старое нерестилище
"Раньше в Волго-Каспийском бассейне добывалось до 20 тыс. тонн осетровых. Вся жизнь этого бассейна была связана с проходными осетровыми видами рыб, которые нагуливались в Каспийском море и поднимались вверх по реке, нерестясь на каменистых перекатах Волги, Камы и других притоков", — рассказывает главный ихтиолог Нижневолжского филиала Главного бассейнового управления по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов Сергей Яковлев.
Однако семь волжских плотин ГЭС и три камские перекрыли пути миграции рыб. Свободным остался лишь 450-километровый участок от Волгограда до дельты Волги. Здесь от большой реки отделяется ее рукав Ахтуба, куда раньше также заходили осетры.
"С увеличением водности они могут вернуться в Ахтубу, где остались нерестилища, так что я думаю, что этот проект тоже поможет воспроизводству осетровых", — полагает Яковлев.
О том, как идут работы по оздоровлению Волго-Ахтубинской поймы, в августе прошлого года президента РФ Владимира Путина проинформировал губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Проект этот отнюдь не локальный: он относится ко всей Нижней Волге, включая Астрахань и выход в Каспий. Его реализация позволит как насытить пойму водой, так и решить проблему окружающих Волгу засушливых территорий. Вкупе это улучшит жизнь полумиллиона человек, проживающих вокруг.
Дмитрий Рогулин/ТАСС
"Отдельным пунктом в федеральный проект "Оздоровление Волги" входят мероприятия по строительству комплекса гидротехнических сооружений, предназначенных для дополнительного обводнения поймы. В рамках проекта планируется строительство водосбросов, плотин, водоприемника, подводящего канала, гидроэлектростанции и насосных станций, предназначенных для подачи воды из рукава — Ахтубы — в наиболее крупные ерики (водные протоки. — Прим. ред.) Волго-Ахтубинской поймы", — уточняет глава областного комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Виталий Сазонов.
Как и ранее отмечал генеральный проектировщик институт "Гидропроект", работы учитывают особый статус Волго-Ахтубинской поймы, признанной ЮНЕСКО биосферным резерватом. От состояния многолетних дубрав напрямую зависит воздух в расположенном поблизости Волжском и даже в Волгограде.
Что пойму нужно спасать, хорошо понимают и сами волгоградцы — еще сильна память о засухе 2015 года. Тогда оголившееся дно многих озер и ериков растрескалось, пересохли колодцы. В итоге дефицит воды испытали 77 тыс. местных жителей, а ущерб рыбным запасам составил более 100 млн рублей. Предотвратить абсолютную экологическую катастрофу удалось, лишь организовав подкачку воды на пострадавшие территории. Местные власти тогда потратили на это 80 млн рублей.
На предотвращение таких инцидентов и возведение всего комплекса сооружений для обводнения поймы потребуется 10 млрд рублей. Получены они будут по федеральному проекту "Оздоровление Волги" в рамках нацпроекта "Экология". Уже к концу 2020 года будет окончательно готова проектная документация, а завершатся работы в 2023 году.
Подпишитесь на новости национального проекта