Фото из личного архива Натальи Карасёвой
Молодежь и дети

Важные уроки: как поддерживают учителей, уехавших работать в глубинку

В этом году исполняется пять лет программе «Земский учитель». Она позволяет не только решить кадровую проблему в поселках и небольших городах, но и сделать так, чтобы каждый ребенок мог получить качественное образование. За время реализации программы ее участниками стали уже порядка 6,3 тыс. учителей. С этого года она включена в национальный проект «Молодежь и дети».

Программа действует с 2020 года и позволяет педагогическим работникам, переехавшим в глубинку, получить 1 млн рублей в качестве подъемных средств. Тем, кто прибыл на Дальний Восток или в новые регионы, полагается финансовая помощь в размере 2 млн рублей. 

Рассказываем, в каких условиях работают земские учителя и как они объясняют свое решение переехать в небольшой населенный пункт.

Путевка в жизнь

Сегодня в школах малых городов и сельских территорий работают 375 тыс. учителей, это 35% от их общего количества в стране. При этом 6,3 тыс. человек пополнили коллективы учебных заведений в отдаленных уголках страны как участники программы «Земский учитель». 

«Мы прилагаем все усилия для сохранения и развития школ в сельской местности. В том числе занимаемся улучшением системы оплаты труда учителей, их подготовкой и повышением квалификации, создаем современные условия для обучения. Очень важно, чтобы увлеченные своим делом высококвалифицированные учителя работали и в небольших школах в удаленных деревнях и поселках. За четыре с лишним года мы видим хорошие результаты и востребованность программы как со стороны регионов, так и со стороны учителей», — отметил министр просвещения России Сергей Кравцов.

Чтобы попасть в программу «Земский учитель», нужно отправить заявку и дождаться решения комиссии. После этого преподаватель получит приглашение на работу. 

Вступить в программу могут учителя в возрасте от 18 до 55 лет, имеющие специальное высшее или среднее профессиональное образование и желающие переехать в населенные пункты с численностью до 50 тыс. человек. Они получают единовременную компенсацию в размере 1 млн рублей. Тем, кто решил стать земским учителем в Дальневосточном федеральном округе или новых регионах, государство выделяет 2 млн рублей. Эти средства учитель может потратить на любые цели. При этом необходимо проработать на этом месте не менее пяти лет. Подробнее с условиями конкурса можно ознакомиться здесь

За четыре с лишним года мы видим хорошие результаты и востребованность программы как со стороны регионов, так и со стороны учителей

Кроме того, во всех регионах страны для сельских учителей предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки и помощи, которые финансируются из региональных бюджетов. К ним относятся единовременные выплаты, предоставление жилья и компенсация расходов на ЖКУ.

«В прошлом году по решению главы государства программу „Земский учитель“ продлили до 2030 года. В 2025–2027 годах планируется закрыть более 3 тыс. вакансий. На реализацию программы в ближайшие три года будет выделено свыше 3 млрд 229 млн рублей. <…> Более 2,4 тыс. школ в малых городах и сельской местности по всей стране ждут новых педагогов. Речь идет о работе в регионах с различными природными, климатическими и культурными особенностями. Это позволяет учителям выбрать не только интересное профессиональное направление, но и комфортное место для жизни», — уточнил Сергей Кравцов.

На сайте программы размещено около 4,3 тыс. рабочих предложений: от учителей начальных классов до преподавателей физики, математики, иностранных языков и других дисциплин.

Прием заявок от кандидатов уже открыт и продлится до 15 апреля. Победителей определят после 15 мая.

«У меня самая лучшая работа»

Три года назад учитель истории и обществознания Наталья Карасева перебралась из Алтайского края в рабочий поселок Маслянино Новосибирской области. Ее желание преподавать в школе небольшого поселка поддержала и семья: муж и двое сыновей. Старший Павел отслужил по контракту в зоне СВО, а младший, Егор, учится в 11-м классе.

Важные уроки: как поддерживают учителей, уехавших работать в глубинку
Фото из личного архива Натальи Карасёвой

«Когда позвали на работу в школу № 3 в Маслянинский район, мы изучили информацию в интернете и решили, что это то, что нужно. К тому же недалеко от места проживания родителей. Переезд мы назвали перезагрузкой, которая не только улучшила качество жизни нашей семьи, но и дала возможность профессионально расти дальше, — рассказала Наталья нашему корреспонденту. — Маслянино — это сочетание городского комфорта, современной инфраструктуры, домашнего сельского уюта и потрясающей природы. Живем в служебной двухкомнатной квартире, при этом получаем полную компенсацию оплаты ЖКУ. Муж нашел работу в сфере АПК, сыновья учатся. Подъемные средства вложили в покупку автомобиля, так что можем теперь путешествовать всей семьей».

В школе учатся 370 ребят. Недавно в учебном заведении провели капитальный ремонт. Теперь там светлые классы, просторный актовый зал, уютная столовая и новая мебель. Работает центр «Точка роста», где дети могут заниматься по нескольким направлениям: робототехнике, туризму и другим. Также функционируют спортивный клуб и интерактивный театр. Словом, для Натальи, которая, помимо своей основной работы, взяла на себя еще и классное руководство, эта школа стала вторым домом.

«Мой 7а класс — это 15 девочек и 11 мальчиков. С первых дней знакомства у нас появились свои традиции. В начале учебного года проводим „Веселые старты“ с участием детей и родителей, а в конце — „Большие гонки“. На полке в учебном кабинете хранятся два фотокубика, собрали их из фотографий, сделанных за год, так мы подвели итоги 5-го и 6-го классов», — рассказала Наталья Карасева о школьных буднях.

Кроме того, в 7а часто проходят творческие, спортивные, туристические и патриотические акции. Одной из самых ярких стало общение со сверстниками из Макеевки, что в Донецкой Народной Республике.

«С их преподавателем я познакомилась на форуме классных руководителей в соцсети ВКонтакте. Потом наши ученики общались по видеосвязи. Мы с ребятами сделали своими руками подарки, отправили в Донбасс посылку. Из Макеевки в ответ пришли письма. Школьники написали, что учатся дистанционно из-за обстрелов, поделились переживаниями, поведали о тех, кого, к сожалению, потеряли во время военных действий. Рассказали они и о своих увлечениях. Дети подружились и надеются в будущем встретиться вживую», — сообщила учительница.

«Каждый день в школе — как новая глава в книге»

27-летняя Надежда Горбунова шесть лет работала в Иркутске учителем начальных классов. Воспитывала с мужем сына, получала второе высшее образование. Однажды от коллег девушка услышала о программе «Земский учитель». Изучила подробности, обсудила все детали с мужем, и вот уже полтора года они живут в небольшом городе Дальнегорске Приморского края.

«Возникло желание что-то поменять в жизни. И программа „Земский учитель“ предоставила такую возможность. Мы с мужем — люди решительные, легко выходим из зоны комфорта. После вступления в программу „Земский учитель“ меня пригласили в Тверскую, Иркутскую области и в Приморский край. Взвесив все за и против, выбрали последний вариант и не жалеем. Муж здесь тоже нашел работу — устроился сварщиком. А в отпуск мы ездим в Иркутск», — рассказывает Надежда.

В Дальнегорске семье выдали служебную квартиру, из окон которой открывается живописный вид на природу Приморского края. Школа Надежде тоже понравилась: на трех этажах расположены учебные кабинеты с современным оборудованием, центр «Точка роста», библиотека, столовая. Рядом с уютным зеленым двориком — просторная спортплощадка. Молодому педагогу сразу доверили классное руководство, и теперь она отвечает за 24 первоклассников.

«Каждый день в школе — как новая глава в книге. Все мои ученики — почемучки. Говорим обо всем: о космосе, истории, увлечениях, мечтах. Вдобавок дети обращаются с вопросами на личные темы, просят совета. Было очень приятно, когда один из учеников подошел и сказал: „Мы рады, что вы наш учитель“. Я чуть не расплакалась», — призналась учительница.

Важные уроки: как поддерживают учителей, уехавших работать в глубинку
Фото из личного архива Надежды Горбуновой

«Испытание на прочность»

В одной школе с Надеждой Горбуновой работает 25-летняя Анжелика Бесчетнова — учитель русского языка и литературы. Два года назад она также решила кардинально изменить свою жизнь и вместе с мужем переехала в Дальнегорск из Кемеровской области. Получив диплом, Анжелика могла бы работать в местном лицее, но она отказалась, выбрав школу в небольшом городке.

«Мое решение переехать в другой регион поддержали муж и вся семья. Не буду лукавить: было страшновато ехать в незнакомые края, словно в Тридесятое Приморское царство-государство. Здесь все иначе: климат, люди, работа. Но мы довольно быстро адаптировались. Нас приветливо встретили, выделили жилье. Нам здесь нравится. Разве что скучаем по близким», — поделилась Анжелика Бесчетнова.

Поначалу Анжелике было особенно трудно каждый день готовить конспекты к урокам и проверять тетради. Это занимало много времени. Но к такой нагрузке она привыкла довольно быстро. И когда ей предложили взять на себя классное руководство в новом учебном году, сразу согласилась.

«Кабинет у нас просторный, вдоль стен — стенды с книгами. Атмосфера буквально пропитана литературой. Мой 5в — 15 девочек и 9 мальчиков, все дети разные. Первое время они ко мне присматривались и относились немного настороженно, но потом мы подружились. Люблю их словно родных детей», — улыбается учительница.

Кстати, со следующего года муж девушки будет работать в этой же школе учителем физкультуры. А пока он тренирует юных баскетболистов.

«Собираемся основать свою педагогическую династию, — заявили супруги. — Искренне благодарим программу „Земский учитель“ за прекрасную возможность проверить свои силы и поверить в себя, тем более, что при этом государство оказывает поддержку, выделяет подъемные средства, помогает с жильем. Даже если мы впоследствии уедем отсюда, с нами навсегда останутся светлые воспоминания о бесценном опыте, полученном в Дальнегорске».

«Быть человеком, влюбленным в жизнь»

Диана Хальметова — самая молодая героиня нашего материала. Ей всего 23 года, и она работает учителем начальных классов в поселке Новоспасское Ульяновской области. Прошлым летом Диана переехала сюда из Самарской области. 

«У меня перед глазами всегда был живой пример — бабушка, которая всю жизнь трудилась учителем истории. Глядя на нее, я с детства мечтала стать педагогом. Конечно, программа „Земский учитель“ стала серьезной проверкой. Выбрала Новоспасское, потому что раньше бывала здесь со своим молодым человеком, и мне тут всегда нравилось. Теперь мы с ним приехали сюда вместе. Я преподаю в школе, а он работает на нефтеперерабатывающем заводе неподалеку от нашего поселка», — рассказала девушка.

Важные уроки: как поддерживают учителей, уехавших работать в глубинку
Фото из личного архива Дианы Хальметовой

По мнению девушки, у Новоспасского есть хорошие перспективы развития. В поселке постоянно обновляется инфраструктура, созданы комфортные условия для отдыха и занятий спортом. Коллеги по школе старались поддержать молодую учительницу во всем: помогли оформить новый кабинет, освоить современное оборудование, разобраться в методических материалах. 

«У меня 4а класс, или 21 маленькое солнышко — так я называю своих учеников. Добрые, открытые, каждый со своей точкой зрения по любому вопросу. Мы с детьми сразу подружились, вместе ходим на каток, в библиотеку, проводим много внеклассных мероприятий. Например, устраиваем праздники в честь мам, пап, бабушек и дедушек. Посещаем центр „Точка роста“, который в нашей школе никогда не пустует. Мы много общаемся с учениками, рассуждаем о будущем, о выборе профессии», — делится подробностями классный руководитель.

А мы напоминаем, что среди ключевых целей национального проекта «Молодежь и дети» — поддержка системы образования и оказание помощи педагогам, работающим в школах и других образовательных учреждениях, а также создание возможностей для развития талантов и самореализации подрастающего поколения.

Подпишитесь на новости национального проекта