
В руках каждого: как повлиять на качество дорог в стране
Прошедшее под занавес 2020 года совместное заседание Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам еще раз подчеркнуло, что главная цель национальных проектов — улучшение качества жизни граждан нашей страны. Один из основных способов достичь нужного результата — ориентация на реальные потребности населения, среди которых и качество конкретных дорог. Помочь наладить обратную связь в сфере дорожного хозяйства должны новые цифровые инструменты гражданского участия.
Цифровой двойник дорог
В 2019 году, по данным ВЦИОМ, лишь 38% россиян были удовлетворены качеством дорог и только 23% знали, что в области дорожной инфраструктуры проводятся прорывные технологические изменения. В то же время за последний год 54% увидели, что государство стало уделять больше внимания дорожной сфере. Так, в 2020 году по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» было построено и отремонтировано более 16,5 тыс. км дорог, а в нормативное состояние приведено 145 млн кв. м дорожного покрытия. Но еще совсем недавно возможность вовлекать граждан в эти масштабные мероприятия и контролировать качество работ отсутствовала.
Сегодня в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» такая среда создается на базе системы контроля формирования и использования средств дорожных фондов (СКДФ), разработанной Российским дорожным
Антон Кузнецов/ТАСС
На региональном и федеральном уровнях был разрозненный бумажный учет, а на поиски ответственного за
С самого начала работы над СКДФ стало очевидно, что система может объединить различные слои информации и фактически стать цифровым двойником дорог. Она может быть не просто источником информации о выделенном на тот или иной участок финансировании, а цифровой копией всего жизненного цикла дороги — от проектирования и стройки до содержания. А там, где налажен учет, будут и контроль, и обратная связь.
Стать партнером властей
Сейчас в рамках работы над СКДФ созданы открытый портал для граждан и четыре мобильных приложения, позволяющих прямо или опосредованно влиять на преобразования в дорожной сфере. В частности, в РосдорНИИ запланировали, что каждый определенный тип пользователя получит необходимый ему функционал для работы с системой. Это владельцы дороги, которые непосредственно работают со всеми данными. Это органы власти, для которых в большей степени интересны анализ рисков и аналитика. Это исполнители дорожных работ, которым важно контролировать ход и качество работы. Это перевозчики, которым нужно планировать маршруты, получать разрешения. И конечно, это общественные организации и граждане, без учета мнения которых дорожное строительство сегодня уже невозможно.
Антон Кузнецов/ТАСС
Следующим шагом по вовлечению граждан в управление состоянием дорог в стране должна стать интеграция СКДФ с разработками Агентства стратегических инициатив (АСИ). РосдорНИИ и АСИ сейчас совместно работают над едиными стандартами вовлеченности граждан в задачи повышения качества
Платформа позволит гражданам получать всю первичную информацию о дороге и ее содержании. Кроме того, она будет агрегировать жалобы и обращения, формируя единый индекс удовлетворенности жителей дорогами. А также будет содержать обучающий и полезный контент, к примеру интересные туристические маршруты.
Подпишитесь на новости национального проекта