Антон Кузнецов/ТАСС

В руках каждого: как повлиять на качество дорог в стране

Прошедшее под занавес 2020 года совместное заседание Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам еще раз подчеркнуло, что главная цель национальных проектов — улучшение качества жизни граждан нашей страны. Один из основных способов достичь нужного результата — ориентация на реальные потребности населения, среди которых и качество конкретных дорог. Помочь наладить обратную связь в сфере дорожного хозяйства должны новые цифровые инструменты гражданского участия.

Цифровой двойник дорог

В 2019 году, по данным ВЦИОМ, лишь 38% россиян были удовлетворены качеством дорог и только 23% знали, что в области дорожной инфраструктуры проводятся прорывные технологические изменения. В то же время за последний год 54% увидели, что государство стало уделять больше внимания дорожной сфере. Так, в 2020 году по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» было построено и отремонтировано более 16,5 тыс. км дорог, а в нормативное состояние приведено 145 млн кв. м дорожного покрытия. Но еще совсем недавно возможность вовлекать граждан в эти масштабные мероприятия и контролировать качество работ отсутствовала.

Сегодня в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» такая среда создается на базе системы контроля формирования и использования средств дорожных фондов (СКДФ), разработанной Российским дорожным научно-исследовательским институтом (РосдорНИИ). Изначально система задумывалась как финансово-контрольный механизм, позволяющий понять, что каким образом и кем делалось на том или ином участке дороги. При этом, как напоминают в Минтрансе РФ, даже единой базы всех автодорог страны, а их более 1,5 млн км, до недавнего времени не было.

Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС

На региональном и федеральном уровнях был разрозненный бумажный учет, а на поиски ответственного за какой-нибудь отдаленный участок дороги могли уйти месяцы. Благодаря нацпроекту с начала 2019 года началось наполнение базы СКДФ первичной информацией об автомобильных дорогах и их состоянии. До конца 2020 года шли сверка и подтверждение сведений в регионах. На начало декабря в системе были данные о 100% федеральных дорог, о 92% региональных и 55% дорог местного значения.

С самого начала работы над СКДФ стало очевидно, что система может объединить различные слои информации и фактически стать цифровым двойником дорог. Она может быть не просто источником информации о выделенном на тот или иной участок финансировании, а цифровой копией всего жизненного цикла дороги — от проектирования и стройки до содержания. А там, где налажен учет, будут и контроль, и обратная связь.

Стать партнером властей

Сейчас в рамках работы над СКДФ созданы открытый портал для граждан и четыре мобильных приложения, позволяющих прямо или опосредованно влиять на преобразования в дорожной сфере. В частности, в РосдорНИИ запланировали, что каждый определенный тип пользователя получит необходимый ему функционал для работы с системой. Это владельцы дороги, которые непосредственно работают со всеми данными. Это органы власти, для которых в большей степени интересны анализ рисков и аналитика. Это исполнители дорожных работ, которым важно контролировать ход и качество работы. Это перевозчики, которым нужно планировать маршруты, получать разрешения. И конечно, это общественные организации и граждане, без учета мнения которых дорожное строительство сегодня уже невозможно.

Антон Кузнецов/ТАСС
Антон Кузнецов/ТАСС

Следующим шагом по вовлечению граждан в управление состоянием дорог в стране должна стать интеграция СКДФ с разработками Агентства стратегических инициатив (АСИ). РосдорНИИ и АСИ сейчас совместно работают над едиными стандартами вовлеченности граждан в задачи повышения качества дорожно-транспортной инфраструктуры и единым индексом удовлетворенности жителей инфраструктурой российских городов. Речь идет о том, чтобы не просто наделить гражданина функцией контролера, а дать ему возможность стать партнером властей при проектировании и городских улиц и маршрутов, и трасс для дальних поездок. Реализовать идеи планируется на мультимедийной платформе «Моя дорога», которую власти намерены запустить в 2021 году в нескольких пилотных городах.

Платформа позволит гражданам получать всю первичную информацию о дороге и ее содержании. Кроме того, она будет агрегировать жалобы и обращения, формируя единый индекс удовлетворенности жителей дорогами. А также будет содержать обучающий и полезный контент, к примеру интересные туристические маршруты.

Подпишитесь на новости национального проекта