
В ногу со временем: как преподаватели школ учатся работать в цифровой среде
В нашей стране активно выстраивается цифровая образовательная среда, которая должна дополнить привычный всем процесс обучения и сделать его более удобным и интересным. Например, по нацпроекту «Образование» в российских школах ряда регионов тестируется платформа «Сферум», которая позволяет вести онлайн-уроки и другие учебные мероприятия. Мы выяснили, как преподавателям помогают освоить этот инструмент.
Настроить работу
Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» начала работу 31 марта 2021 года. Сейчас к ней подключены все школы в 15 регионах РФ, а всего порядка 50 регионов страны проявили к ней интерес. Общее число пользователей платформы к концу мая 2022 года достигло 3,5 млн.
Как рассказала порталу директор образовательных программ ООО «Цифровое образование» (компания-разработчик «Сферума») Вера Вартанян, в первое время работы платформы команда проводила по 40-50 как онлайн, так и очных консультаций по работе нового инструмента. Администрацию школ и учителей обучали, как зарегистрироваться на платформе, создавать классы и чаты, проводить видео-уроки и трансляции. Это было особенно актуально, так как в пандемию школы были вынуждены полностью перейти на удаленный формат работы.
«К нам приходили с очень разными запросами, некоторым преподавателям необходимо было пошагово объяснять, что означает каждая кнопка или вкладка, а другие, наоборот, узнавали, есть ли у нашей платформы те или иные самые современные возможности для работы с учениками онлайн», — отметила она.
Осваивать платформу учителям помогают как представители «Сферума», так и наставники из регионов. Специалистов компании помогли отобрать образовательные ведомства на местах, они прошли обучение, чтобы в дальнейшем работать с работниками школ, проводить для них дополнительные консультации.
«К сожалению, не все учителя могут воспринимать информацию в дистанционном формате, нужна «живая» практика», — делится учитель истории и обществознания Останкинской средней общеобразовательной школы Дмитровского городского округа Московской области Ирина Назимкина. И для этого как раз и нужны тьюторы, которые подробно демонстрируют возможности системы на экране компьютера или смартфона каждого конкретного учителя.
Всего с сентября 2021-го по март 2022 года тьюторы из 13 регионов обучили порядка 23,4 тыс. человек, а на онлайн-семинарах за этот период со «Сферумом» познакомились 14 тыс. учителей и администраторов.

Конкретные задачи
Сейчас обучение работе на платформе «Сферум» чаще организуется по точечным запросам от регионов, отметила Вера Вартанян. Например, по конкретным темам: «Как провести гибридный урок» или «Как провести родительское собрание онлайн».
«Недавно мы провели вебинар по организации родительских собраний в гибридном или полностью удаленном формате. Мы рассказывали, как пригласить родителей, как обеспечить им участие в подобных встречах и т. д. Причем это касалось и общешкольных собраний с большим количеством участников, и собраний для одной параллели или класса», — рассказала Вера Вартанян. Администрацию школы и классных руководителей обучали, как с помощью платформы организовать собрание онлайн, как разместить дополнительные материалы к нему в специальной вкладке, чтобы все участники могли с ними ознакомиться.
Аналогичные вебинары организуются и для того, чтобы обучить учителей и школьную администрацию проводить педсоветы. Иметь возможность подключаться к таким совещаниям удаленно, необходимо, в частности, учителям, которые работают по совместительству и не всегда могут присутствовать в учебном учреждении очно.
Еще одно направление — организация сетевого взаимодействия, которое помогает решить проблему нехватки кадров в школах. Например, как отметила Вартанян, в Алтайском крае учитель — специалист по робототехнике в своей школе в Барнауле проводит занятия, к которым подключает с помощью платформы «Сферум» еще учеников из двух-трех школ из сельских районов, где нет таких педагогов. Во время этого занятия со школьниками также очно находится еще один педагог, который обеспечивает безопасное проведение урока.
В свою очередь, для учителей школ одного муниципалитета, которые значительно удалены друг от друга, подобным образом могут быть организованы и различные профессиональные семинары и совещания. Таким образом, педагогам не приходится тратить время на длительные переезды, а при этом они могут делиться опытом и лучшими образовательными практиками.
Взять на вооружение
Как рассказала заместитель директора средней образовательной школы №3 Южно-Сахалинска Екатерина Маренкова, о платформе «Сферум» администрация учебного заведения узнала из информирующего письма департамента образования города.
«Так как это был все еще период пандемии, а у нас как раз были выведены некоторые классы на карантин, решили в долгий ящик не откладывать и начать работать на платформе», — поделилась она.
Маренкова сначала сама прошла дистанционный курс обучения для администраторов школы, разобралась, как зарегистрировать школу и начать работать на платформе.

«Самая востребованная у нас в школе функция платформы — это звонки и трансляции, — отметила она. — После снятия ограничительных мер освоили формат трансляций. Кроме того, на одном из вебинаров команда «Сферума» рассказала, как можно использовать вкладку «Документы», и администрация школы начала применять и этот инструмент».
В свою очередь, учитель математики основной общеобразовательной школы № 4 деревни Новое Рахино Новгородской области Наталья Богданова сообщила, что большую помощь в изучении платформы их учреждению оказала тьютор региона.
«Был проведен практический семинар именно для учителей нашей школы. Учителя научились создавать звонки, организовывать общение в чатах, работать со ссылками. К тьютору обращаемся и тогда, когда возникают вопросы по работе в системе», — отметила она.
Коллектив Южно-Уральского технического колледжа начал знакомиться со «Сферумом» самостоятельно, рассказывает заместитель директора образовательного учреждения Татьяна Крашакова. В первую очередь была освоена функция звонка. Затем было принято решение интегрировать систему в работу более основательно. В результате руководство колледжа обратилось к команде разработчиков с просьбой провести обучающее мероприятие и рассказать про весь функционал.
«Для нас был организован очный семинар с тьютором по Челябинской области, на котором одномоментно прошел обучение практически весь преподавательский состав», — поделилась Крашакова. Теперь работники колледжа активно используют чат «Сотрудники», в котором администрация размещает необходимую информацию для всех членов коллектива.
«Сферум» помог организовать и несколько совещаний в гибридном формате: удалось присоединиться тем специалистам, которые в силу разных причин не смогли участвовать очно. Использование «Сферума» позволило всем быть в одном информационном поле и избежать ситуации, когда уже после события надо всех «обойти» и рассказать, что было важного на совещании», — добавила она.
Нацпроект «Образование» предусматривает возможность социального лифта, в том числе для учителей школ. Для этого проводятся профессиональные конкурсы, которые способствуют карьерному росту.
Подпишитесь на новости национального проекта