
В добрый путь: как дорожники помогают передвигаться по стране с комфортом
Ежегодно в России в третье воскресенье октября отмечают День работников дорожного хозяйства. Их профессионализм и опыт помогают всем жителям с комфортом добираться до мест назначения. Работы по обновлению дорожной сети ведутся по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». А за всем этим стоит колоссальный труд, в том числе инженеров, мостовиков, строителей. Это более десяти тысяч организаций, в которых трудятся 750 тысяч человек.
Рассказываем о династиях дорожников, которые передают мастерство и знания из поколения в поколение.
Новые дороги и улучшение качества жизни
Сегодня в дорожном хозяйстве страны происходят заметные улучшения, свидетелями которых становится каждый житель. Развивается транспортное сообщение, появляются новые трассы в обход крупных городов, строятся мосты, соединяющие берега небольших сел и деревень. Все это сокращает время в пути, повышает безопасность движения, снижает уровень шума в населенных пунктах.
Всего за шесть лет в 84 регионах России отремонтировали и построили более 100 тысяч километров различных дорожных объектов
«Большой командой сейчас мы успешно заканчиваем нынешний нацпроект, продолжением которого в будущем станет новый — „Инфраструктура для жизни“. Работы у нас предстоит еще много, но благодаря уже отлично слаженной команде, я уверен, что все показатели будут выполнены, а некоторые из них превзойдут плановые значения», — добавил Марат Хуснуллин.
По данным Минтранса, с момента запуска нацпроекта доля улично-дорожной сети в городах в нормативном состоянии выросла с 44% до 82% по итогам прошлого года. Аналогичный показатель по региональным дорогам за пять лет увеличился с 43% до 53%.
Глава Минтранса Роман Старовойт сообщил, что достижение таких результатов стало возможным за счет слаженной совместной работы, он отметил важную роль приведения в порядок дорог к социально значимым объектам: «В нормативное состояние приведено свыше пяти тысяч объектов к образовательным и детским досуговым учреждениям, более трех тысяч объектов к медицинским учреждениям и свыше двух тысяч объектов к местам туристического осмотра».

Личный вклад в развитие отрасли
В Ярославской области качество работ на каждом этапе контролирует ведущий инженер отдела строительства и ремонта автодорог Михаил Смыслов. В отрасли он работает с 2015 года. Один из его крупных объектов — самая протяженная и востребованная региональная трасса Сергиев Посад — Калязин — Рыбинск — Череповец, участки которой обновляют по национальному проекту.
Дорога протяженностью более 380 км соединяет четыре области: Вологодскую, Ярославскую, Тверскую и Московскую. В процессе ремонта также устанавливают автоматические пункты весогабаритного контроля. Такие системы круглосуточно контролируют трафик и фиксируют перегруженные машины. В этом году первый пункт построили в районе города Пошехонье.
«Каждый день не похож на другой. Сегодня я еду проверять строительство автоматического пункта весогабаритного контроля, завтра — отбираю материалы, а послезавтра — принимаю очередной километр дороги. Мне нравится эта динамичность в работе, разнообразие и возможность внести свой вклад в развитие. Так как объектов много, работа дает возможность путешествовать по разным уголкам нашего региона, знакомиться с новыми местами и людьми. Пожалуй, самая большая награда для меня — слова благодарности от простых жителей, которые ежедневно пользуются обновленными дорогами», — говорит Михаил Смыслов.
Возведению мостовых сооружений посвятил 45 лет Николай Бусел из Вологодской области. Свою карьеру он начал в 1978 году с должности мастера по строительству. Через 25 лет практической работы поступил на государственную гражданскую службу в департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. В 2018 году он вышел на пенсию, но не смог оставить профессию. Уже на новой должности главного специалиста отдела искусственных сооружений под его руководством отремонтировали все подобные объекты в регионе.
«Я с детства любил строительство, мосты в особенности. Люблю это чувство, когда приезжаешь к водоему, а там лес и ничего нет, а потом там появляется красивое сооружение. Это работа большой команды, моя в том числе, это огромная гордость», — рассказывает Николай Бусел.
Среди всех проектов он особенно отмечает реконструкцию моста через реку Сухону, который соединяет два округа. В процессе ремонта использовались сложные технические решения, например, по замене опорных частей. Строители заменили ограждение пешеходных зон и проезжей части, уложили асфальтовое основание и повысили прочность его несущих конструкций. На заключительном этапе покрасят пролетные строения и укрепят левобережную дамбу.

Трудовые династии дорожников
Еще больше общий стаж работы в дорожной отрасли — свыше 100 лет — у семьи Бланкиных из Алтайского края. Знания, мастерство и традиции передают из поколения в поколение.
Глава семейства Иван Бланкин начинал с должности машиниста автогрейдера в Новоалтайске в 1976 году. Более 30 лет он посвятил работе в Северо-Восточном дорожно-строительном управлении, получил звание «Почетный дорожник» и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», множество почетных грамот и благодарностей. Его дело решили продолжить трое сыновей.
Сергей, Александр и Дмитрий Бланкины проводили много времени с отцом, помогали ему чинить технику и изучали секреты мастерства. Выбор будущей профессии для братьев был очевиден — они стали машинистами автогрейдера. Сергей и Александр пришли на предприятие летом 1994 года, в 2003 году к ним присоединился Дмитрий. Увлечение техникой и любовь к своему ремеслу неоднократно помогали братьям занимать призовые места на различных конкурсах.
«Наша профессия не из легких, но очень интересная», — считает Александр Бланкин.
Чтобы стать мастером своего дела, надо любить его, подходить с ответственностью и творчеством
«Ведь если результат будет нравиться самому, то и другие жители его обязательно оценят», — заключил Александр Бланкин.
Сам он за годы работы участвовал в ремонте сотен дорог, в том числе объектов национального проекта. Само название «Безопасные качественные дороги», как отмечает машинист, отражает главную суть его профессии — сделать путешествие каждого водителя комфортным.
Вот уже три поколения продолжается и дорожная династия Тюничевых-Базаровых из Великого Новгорода. Ее родоначальник — Анна Тюничева. С середины прошлого века она работала на Октябрьской железной дороге путевым рабочим, а после — стрелочницей. Там она и познакомилась с будущим мужем Михаилом.
Дочери Анны — Светлана и Людмила — всю жизнь проработали в производственной лаборатории на асфальтобетонном заводе. Обе получили высокое звание ветерана труда. В 2003 году Светлане также присвоили медаль Почетного дорожника страны.
К семейной традиции присоединился и супруг Людмилы Анатолий Базаров со своим братом-близнецом Николаем. После службы на Черноморском флоте Анатолий стал экскаваторщиком и посвятил дорожному хозяйству больше 40 лет. Он получил звание заслуженного работника отрасли в Новгородской области. Его брат также трудился на экскаваторе, погрузчике и буровой установке.
Профессиональный путь родителей продолжили дети Людмилы и Анатолия Базаровых. Младший сын Дмитрий занимается ремонтом и содержанием дорог. Старшая дочь Юлия вот уже 23 года работает в дорожном хозяйстве. Сейчас она руководит производственной лабораторией, которая контролирует качество уложенного покрытия.
«Работа у нас сложная, очень ответственная, но крайне интересная. Самое главное, что можно увидеть результат своего труда! Как дорога, которая была с дефектами, деформациями и разрушениями, преображается и становится безопасной для движения», — рассказывает Юлия.
Ее муж Николай работает начальником дорожно-строительного участка. Под его руководством строят значимые для региона объекты, а подчиненные Юлии контролируют качество применяемых материалов. Богатая история трудовой династии помогает им всегда находить ответы на сложные вопросы, поддержку и практические советы от родственников, отмечает Юлия.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» помогает повышать качество жизни людей по всей стране. Любой желающий может помочь дорожникам в роли общественного контролера. Для этого следует обратиться в региональное профильное ведомство, в областное отделение ОНФ. Также у каждого есть возможность проследить за ремонтом дорог в своем регионе при помощи специальной интерактивной карты. Для отправки отзывов создана форма на странице нацпроекта.
Подпишитесь на новости национального проекта