Артем Геодакян/ТАСС
Образование

Устранить пробелы: почему важно поддерживать не только одаренных школьников

В России традиционно сильна поддержка одаренных детей. Тем не менее в учебном процессе важно помогать всем ребятам, в том числе испытывающим трудности в школе. О том, как может быть решена эта проблема, сегодня на Гайдаровском форуме рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Форум проходит 13–14 января в Москве на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).

Внимание всем

Еще с советских времен в нашей стране действуют сильные физико-математические и лингвистические школы, а сейчас запускаются современные образовательные учреждения для одаренных детей. Кроме того, в России, в отличие от других стран мира, сегодня хорошо развита система бесплатного дополнительного образования.

«Это наше большое достижение, которое, несомненно, нужно укреплять и развивать», — отметил, выступая на форуме, Кравцов.

Школьники, в частности, имеют возможность обогащать свои знания и развивать полезные навыки в «Кванториумах» и «Точках роста», создаваемых по нацпроекту «Образование». Тем не менее в учебном процессе важно поддерживать всех детей, в том числе испытывающих трудности в школе, уверен министр.

Устранить пробелы: почему важно поддерживать не только одаренных школьников
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов
Антон Кузнецов/ТАСС

«Важно заботиться не только о тех школьниках, которые хотят учиться и проявляют определенные способности, но и о тех школьниках, которые испытывают трудности в обучении, потому что и они потом могут быть успешными в жизни, быть руководителями компаний и развивать экономику», — сказал он.

Кравцов подчеркнул, что перед министерством просвещения стоит очень сложная задача: оказать методическую помощь каждому ребенку, чтобы у него не опускались руки в процессе обучения.

По его мнению, школьники часто испытывают трудности в обучении, потому что вовремя не усвоили какую-то тему, и на следующих уроках им уже неинтересно, теряется мотивация. «Мы говорим о диагностике, об определении тех или иных пробелов в знаниях, каких-то эмоциональных вопросов, которые могут возникать у ребенка. Мы говорим о том, чтобы вовремя помочь ребенку», —- пояснил Кравцов.

Глава министерства просвещения считает, что такая работа со всеми учениками школ уже ведется по разным направлениям. Например, если раньше большое внимание уделялось городским школам, то теперь в рамках нацпроекта «Образование» акцент сделан и на сельских образовательных учреждениях — все они (27 тыс.) до 2024 года будут оснащены необходимым оборудованием.

Также по нацпроекту идет повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников, чтобы они были готовы работать с разными детьми.

Устранить пробелы: почему важно поддерживать не только одаренных школьников
Антон Кузнецов/ТАСС

Все лучше и лучше

Кравцов подчеркнул, что качество образования в России растет. Об этом говорят результаты исследования министерства.

«Мы сами провели анализ, взяли разные страны, которые участвуют в исследованиях Pisa, PIRLS и TIMSS, и посмотрели динамику с 2016 по 2020 год. Допустим, Гонконг достаточно активно развивается. Как ни странно, качество образования там падает. В 2016 году Гонконг по показателю занимал четвертое место, сейчас — седьмое. <...> В Финляндии есть определенная образовательная трагедия — качество образования падает: они были на 8,5 месте, сейчас на 10. А у России качество образования растет. Мы были на 14,5 месте, сейчас на 13,5», — рассказал Кравцов.

Министр уверен, что основной причиной снижения этого показателя в некоторых странах является отказ от базовых предметных знаний.

«Гонконг — мы посмотрели, почему понижается качество образования. Потому что очень много делается по развитию учителя, директора школы, продуманная система профессионального роста учителя. Но уходят от предметных знаний, от базы — и качество падает. Финляндия тоже — снижение контроля качества, упор на развитие функциональной грамотности, уход от предметных знаний. Соответственно, только практикоориентированность понижает качество образования», — пояснил он.

Подпишитесь на новости национального проекта