Елизавета Микулина/РИА Новости
Молодежь и дети

Учили тех, кто помогал фронту: какой вклад в Победу внесли учреждения СПО

В тяжелые годы Великой Отечественной войны еще совсем юные парни и девушки разбирали завалы, тушили пожары, строили оборонительные сооружения, лечили солдат. И при этом многие не прекращали учиться: в стране работали сотни училищ и школ фабрично-заводского обучения. За время войны подготовили 2,5 миллиона молодых рабочих.

В 2025-м Россия отмечает сразу две юбилейные даты: 80-летие Победы и 85-летие системы среднего профессионального образования (СПО), которая сейчас развивается по программе «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети». Рассказываем, как пережили военные годы старейшие училища страны.

Новые кадры для фабрик и шахт

Сохранять и развивать промышленность в годы войны было особенно трудно. Требовалось больше рабочих — тех, кто трудился бы на заводах и фабриках, в шахтах, на железных дорогах. Перед государством стояла задача обучить и трудоустроить как можно больше молодежи. 

2 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была утверждена система государственных трудовых резервов. Она включала в себя:

• ремесленные училища,

• железнодорожные училища,

• школы фабрично-заводского обучения.

По данным Союза директоров организаций СПО России, уже в первый год работы этой системы в стране открыли более 1,5 тыс. учреждений для 600 тыс. человек. В них готовили по 400 профессиям и специальностям. В ремесленные и железнодорожные училища принимали юношей 14-15 лет, а в школы фабрично-заводского обучения — в возрасте 16-17 лет.

Всего год спустя началась Великая Отечественная война. Часть училищ и школ вместе с преподавателями и студентами эвакуировали в восточные регионы страны, при этом они продолжали работать. В тылу подростки делали оружие, боеприпасы и обмундирование для солдат, трудились на стройках — все, чем можно было помочь стране.

Учили тех, кто помогал фронту: какой вклад в Победу внесли учреждения СПО
Борис Кудояров/РИА Новости

Помнить о прошлом

Многие училища, которые готовили рабочих в годы войны, существуют и теперь — просто превратились в современные колледжи и техникумы.

• Одно из старейших учебных заведений нашей страны — Колледж машиностроения и транспорта во Владивостоке (раньше — Железнодорожное училище № 1). Ему уже больше 100 лет: в 1923 году тут открылась железнодорожная школа фабрично-заводского ученичества. С первых же дней войны ученики трудились, помогая армии. За четыре года училище выпустило 80 тыс. мин, а также 5 тыс. деталей для вооружения и креплений понтонных мостов.

• В 1935 году в здании бывшей бакалейной лавки поселка Тальменка в Алтайском крае открылась школа комбайнеров и трактористов (сегодня — Тальменский технологический техникум). В начале войны здесь заработало ремесленное училище, где обучали вагранщиков, литейщиков, столяров и фрезеровщиков для оборонной промышленности. А еще здесь появилась школа механизации. С 1941 по 1948 год она выпустила более 1 тыс. шоферов и трактористов.

• В Волгограде в годы войны продолжал работать электрохимический техникум (сейчас — Волгоградский политехнический колледж имени Вернадского). Расположен он был в старом деревянном бараке. Его не эвакуировали даже во время Сталинградской битвы — крупнейшего сражения, изменившего ход всей Великой Отечественной. Студенты учились и работали, несмотря на голод, перебои с электричеством и обстрелы. 

Многие училища, которые готовили рабочих в годы войны, существуют и теперь — просто превратились в современные колледжи и техникумы

• В военные годы не прекращал работать и Березниковский политехнический техникум в Пермском крае, хотя на фронт ушли более 100 сотрудников и студентов. Оставшиеся работали по две-три смены на производствах. За годы войны учебное учреждение выпустило более 190 специалистов, в основном химиков-технологов, механиков.

• Первый выпуск в Омском автотранспортном колледже (ранее — Омский автомобильно-транспортный техникум) состоялся в июне 1941 года. Почти все выпускники сразу ушли на фронт. Как вспоминал один из них, Виталий Бахолдин, кавалер ордена Красной Звезды: «День 22 июня 41-го в Омске был очень теплым, солнечным, а небо — невероятно светлым, сияющим. В парке культуры и отдыха проводился массовый праздник „День колхозника“. Там и состоялся митинг, на котором прозвучало это страшное сообщение о нападении фашистской Германии на нашу страну. Нам было тогда по 18-20 лет. Из юношей этого возраста в Великой Отечественной уцелело только трое из ста».

• В ремесленном училище № 13 в городе Губахе Пермского края (ныне Уральский химико-технологический колледж) ребят готовили по ускоренной программе, чтобы заменить взрослых, ушедших на фронт. Студентка Зоя Кашина училась на электромонтера. Бойцам Красной Армии она послала первомайский подарок — полотенце. На нем вышила: «Привет дорогим бойцам от Кашиной Зои, ученицы ремесленного училища г. Губахи. Находясь в тылу, я овладею квалификацией электромонтера. Изучая военное дело, я сдала нормы на значок ПВХО и ГТО (готов к противовоздушной и противохимической обороне, готов к труду и обороне. — Прим. ред.), чтобы в любую минуту встать на защиту любимой Родины».

• В годы войны студентам и преподавателям пришлось срочно покинуть Екатеринбургский торгово-экономический техникум (раньше — Техникум советской торговли). «Постановляю выехать из здания в течение 24 часов, освободить его под нужды эвакогоспиталя», — таким был приказ директора от 22 июня 1941 года. Имущество вывозили в одно из общежитий и на склады различных организаций, что-то просто выбрасывали из окна. Иначе не было возможно успеть выполнить приказ. Учеников и сотрудников разместили в соседних школах, училище, институте. Они продолжали учиться и работать в суровых условиях на протяжении всех военных лет, ведь госпиталь функционировал до декабря 1945 года.

Учили тех, кто помогал фронту: какой вклад в Победу внесли учреждения СПО
Анатолий Гаранин/РИА Новости

Хранить свою историю

Сейчас для России система СПО — ключевой инструмент подготовки рабочих и специалистов. Конечно, меняются условия и направления обучения, появляются новые профессии. В колледжах и техникумах обучают не только слесарей, машинистов, электромонтеров и фельдшеров, но и операторов беспилотных летательных аппаратов, разработчиков 3D-моделей, программистов и дизайнеров.

«Современные учреждения СПО, опираясь на 85-летний исторический опыт, могут эффективно адаптировать проверенные временем подходы к новым реалиям, — рассказал нашему порталу директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин. — Особое значение приобретает интеграция историко-патриотического компонента в образовательный процесс. Подготовка к 80-летию Победы в колледжах и техникумах становится поводом для глубокого профессионального осмысления трудового подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны».

Сейчас для России система СПО — ключевой инструмент подготовки рабочих и специалистов

Так как старт системы СПО пришелся на военные годы, в дни празднования Победы в российских колледжах проходят тематические события. Вот некоторые из них:

• Акция «СПО — гордость страны!», в ходе которой выпускники, педагоги, студенты и работодатели рассказывают об истории образовательных учреждений, вспоминают героическое прошлое.

• Всероссийский конкурс образовательных практик «Победе посвящаю!», объединивший преподавателей из 79 регионов России.

• Онлайн-акция «Профессиональная династия — память поколений». Ее участники рассказывают в социальной сети «ВКонтакте» о трудовых достижениях своих близких в военные годы.

• Праздничный онлайн-марафон участников Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству.

«Исторический опыт не просто сохраняется, а становится источником вдохновения для новых свершений как для ребят, так и для педагогов системы СПО», — добавил Виктор Неумывакин.

СПО сегодня

По данным Минпросвещения России, сегодня среднее профессиональное образование получают 3,85 млн студентов, с ними работают 200 тыс. педагогов. 

Развитию системы СПО способствует федеральный проект «Профессионалитет», который объединяет учебные заведения с ведущими предприятиями для совместной работы над образовательными программами, современного оснащения учебных площадок, интеграции востребованных навыков в процесс обучения студентов, а также гарантированного трудоустройства выпускников. Для этого в России создано 493 учебно-производственных кластера по 24 ключевым отраслям экономики — от фармацевтики и сельского хозяйства до атомной индустрии и металлургии. К 2030 году их число должно вырасти до 940. 

В 2024 году состоялся первый выпуск обучающихся в колледжах-участниках федерального проекта «Профессионалитет»: обучение завершили 137,9 тыс. студентов. В 2025 году уже 350 тыс. выпускников «Профессионалитета» начнут свой трудовой путь.

«В основе подготовки кадров в рамках этого федерального проекта — традиция тесной связи с производством, берущая начало в военные годы, когда учебные программы буквально за недели перестраивались под нужды оборонных предприятий. Сегодня работает система отраслевого партнерства, когда работодатели участвуют в разработке образовательных программ, проводят для ребят практику на производствах», — рассказал нашему порталу директор Департамента государственной политики в СПО и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.

«Профессионалитет» входит в программу национального проекта «Молодежь и дети». С господдержкой по нацпроекту в России также проводят престижные конкурсы и фестивали, реализуют гранты для молодежи, обеспечивают возможности для роста и развития школьников, студентов и педагогов, ремонтируют и строят новые школы, общежития и кампусы, открывают научные центры и многое другое.