Наука и университеты

Ученые Петербурга создали программу контроля усталости оператора компьютера

Сотрудники Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра (СПб ФИЦ) РАН разработали программу для отслеживания утомляемости оператора компьютера с помощью так называемого «компьютерного зрения». Эта разработка позволяет повысить безопасность вокзалов, аэропортов и других объектов инфраструктуры, а также способствует развитию дальнейшей научной мысли и является одной из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты», сообщила пресс-служба Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга.

«Исследователи Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра (СПб ФИЦ) РАН создали программное обеспечение, которое при помощи анализа физиологических параметров позволяет выявлять случаи переутомления оператора цифровых систем. Разработка позволяет повысить безопасность таких объектов, как вокзалы, аэропорты, а также предприятия критических важных отраслей экономики», — отмечается в сообщении.

По данным пресс-службы, петербургские ученые последние несколько лет ведут проект по разработке и внедрению системы Drive Safely для контроля над состоянием водителя с помощью «компьютерного зрения» в целях недопущения аварийных ситуаций. Эта программа позволяет распознавать такие состояния водителя, как прием пищи, сонливость, не пристегнутый ремень и агрессивность манеры вождения. В новом проекте исследователи увеличили набор параметров для определения усталости оператора.

«При помощи специального датчика-трекера ученые совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного университета и Новосибирского государственного университета успешно провели эксперименты по изучению стратегии глазного движения оператора, которая свидетельствует об утомлении центральной нервной системы. Такая стратегия складывается из целого набора факторов: скорость перемещения взгляда, кривизна его траектории», — говорится в сообщении.

По оценке ученых, в настоящее время множество объектов транспортной, промышленной и оборонной инфраструктуры контролируется и функционирует при помощи единых информационных центров с целой командой диспетчеров. «Поэтому от работоспособности и физиологического состояния этих сотрудников часто зависит способность обеспечить безопасность таких объектов, как вокзалы, аэропорты, станции метро и промышленные предприятия», — отмечается в сообщении.

Согласно целям национального проекта «Наука и университеты», Россия должна войти в пятерку стран, ведущих разработки в
приоритетных областях. Нацпроекты, инициированные президентом РФ Владимиром
Путиным, стартовали в 2019 году.

Подпишитесь на новости национального проекта