Гавриил Григоров/ТАСС
Молодежь и дети

Творческий подъем: как российские студенты осваивают новые профессии

25 января отмечается День российского студенчества. Он был учрежден в честь основания Московского государственного университета. Именно эта дата считается точкой отсчета истории отечественной системы высшего образования.

Сейчас в вузах страны учатся около 4,5 млн человек. В системе среднего профессионального образования (СПО) — свыше 3,7 млн человек. И сегодня их праздник.

По итогам прошлого учебного года на рынок труда вышли более 1,6 млн выпускников вузов и колледжей 

Чуть больше половины из них — 860 тыс. человек — завершили программы СПО. Наибольшей популярностью у молодежи, по данным ВЦИОМ, сейчас пользуются профессии ИТ-специалистов, врачей, силовиков, инженеров, юристов, а также рабочие специальности.

Рассказываем о том, как образовательные инициативы национального проекта «Молодежь и дети» помогают осуществить мечты россиян.

Креатив, наука и престиж

Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» нацпроекта «Молодежь и дети» в 2024 году охватила 142 российских вуза. Она дает возможность студентам участвовать в научных исследованиях с первого курса. Разработки будущих ученых охватывают такие сферы, как медицина, цифровизация, энергетика, транспортная промышленность, производство и экология. 

В последние годы быстрее остальных растет сфера информационных технологий. 

За четыре года количество сотрудников ИТ-компаний выросло на 50% и превысило 850 тыс. человек 

При этом потребность в них по-прежнему сохраняется, ведь цифровизация сегодня проникла практически во все сферы нашей жизни. По этой причине в 100 вузах созданы цифровые кафедры, на которых занимаются студенты других направлений, не связанных с информационными технологиями напрямую.

Например, в Сибирском государственном университете науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева студенты, обучающиеся по программе «Приоритет 2030», проектируют и создают программные 3D- и VR-приложения.

«Студенты осваивают новые знания безопасно и эффективно через погружение в VR-реальность. <…> Это не только повышает уровень их вовлеченности в учебный процесс, но и повышает мотивацию», — поделилась мнением начальник управления информационно-коммуникационных образовательных технологий вуза Татьяна Иванилова.

Разработки сибирских студентов уже используются в самых разных отраслях. Благодаря им был собран малый ракетный двигатель для космического аппарата и созданы новые линии точного высева семян для выращивания сеянцев с закрытой корневой системой.

С 2022 года в вузе работает и цифровая кафедра. Первой учебной программой, которую на ней запустили, стала «Разработка и дизайн WEB-ресурсов».

«Первые выпускники цифровой кафедры отмечали большую практическую пользу от полученных знаний. Часть из них сообщила, что намерена при помощи интернет-ресурсов продвигать свой собственный бизнес, а кто-то поделился планами выбрать WEB-дизайн своей профессией», — уточнила Татьяна Иванилова.

Творческий подъем: как российские студенты осваивают новые профессии
Елена Афонина / ТАСС

Центрами подготовки инженеров нового поколения в соответствии с ключевыми задачами нацпроекта «Молодежь и дети» также становятся передовые инженерные школы (ПИШ). Их сегодня насчитывается 50 по всей стране. За два года деятельности ПИШ было выдано 1,5 тыс. грантов на стажировки студентов. Они направлялись в такие крупные компании, как Росатом, Сбер, Роскосмос, Ростех, КАМАЗ, Сибур, Газпром. В составе ПИШ студенты изучают темы, актуальные для самых разных отраслей экономики.

К примеру, в декабре прошлого года в составе Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I открылась лаборатория электромагнитной совместимости на железнодорожном транспорте.

«Новое образовательное пространство оснащено современным отечественным оборудованием, которое позволяет имитировать изменения напряжения электропитания и другие электромагнитные помехи. Это направление имеет большое значение для модернизации железных дорог и метрополитенов, и, в частности, для обновления системы управления стрелками и сигналами», — отметил заведующий лабораторией Виталий Шатохин.

По нацпроекту «Молодежь и дети» развивается и сеть современных кампусов 

Сейчас на разных стадиях строительства находятся 17 объектов, к 2030 году их будет 25, а к 2036-му — не менее 40.

Так, строительство второй очереди кампуса Уральского федерального университета (УрФУ) перешло «экватор». В трех учебных корпусах общей площадью 100 тысяч квадратных метров строители приступили к черновой, а местами и к чистовой отделке. Учиться в новых корпусах смогут почти девять тысяч человек. Для них создают аудитории, лаборатории, библиотеки, конференц-залы, столовые, коворкинги, атриумные пространства. 

Все учебные и административные помещения в течение дня будут наполнены естественным светом за счет большого количества витражей. В здании Института радиоэлектроники и информационных технологий (ИРИТ-РтФ) будет эксплуатироваться даже кровля — там разместят лабораторные установки. Особенность Института экономики и управления — большая библиотека с фондом около 36 тысяч единиц на бумажных и цифровых носителях.

«Одна из основных задач университета — вовлечение студентов не только в обучение, но и в исследования. Для этого им нужен круглосуточный доступ в аудитории, лаборатории и библиотеки. Все это есть в новом кампусе: новое пространство, которое служит точкой притяжения талантов и местом создания разработок с ведущими промышленными предприятиями и бизнесом», — отметил директор ИРИТ-РтФ УрФУ Илья Обабков.

Творческий подъем: как российские студенты осваивают новые профессии
Владимир Крайнов / ТАСС

Профессиональный подход

В 2024 году 138 тыс. молодых специалистов стали первыми выпускниками флагманского федерального проекта «Профессионалитет», который также входит в состав нового национального проекта «Молодежь и дети». 

В Псковском политехническом колледже обучают специалистов в сферах дизайна, реставрации, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. 1 сентября учащихся встретили обновленные мастерские и учебно-производственные лаборатории. Закуплены станки для горячего тиснения, гравировки, лазерной резки по древесине, гончарные круги, печи для обжига глины, наборы для художественной обработки древесины и лепнины, формы изготовления декоративных изделий из гипса и глины.

В Псковской области сохранилось много уникальных памятников истории и культуры, нуждающихся в проведении консервационных и восстановительных работ. Учащиеся колледжа могут внести свой вклад в спасение реликвий. Выпускников политехнического колледжа очень ждут в историко-архитектурном и природном музее-заповеднике «Изборск» и других организациях, занимающихся спасением культурных объектов.

«Наш колледж имеет большой опыт подготовки кадров для области реставрации, дизайна, деревообработки, ландшафтного строительства, информационных технологий. Несколько лет назад мы наладили успешное сотрудничество с профильными предприятиями региона», — рассказал директор учебного заведения Александр Седунов.

Во многих регионах на базе учебных заведений сегодня работают центры карьеры, зарекомендовавшие себя как точки притяжения талантливой молодежи. Один из них — образовательный кластер «Центр подготовки кадров для креативных индустрий» — открылся в прошлом году на базе Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна. В этом учебном заведении готовят специалистов по таким направлениям, как «Дизайн интерьера», «Проектирование и моделирование ювелирных украшений», «Разработка и создание рекламной продукции», «Цифровой модельер» и другим.

«С развитием технологий искусство становится все более доступным для широкого круга людей. Применение фото-, видео- и моушен-технологий (создание анимационной графики для кино и видеопроизводства. — Прим. ред.) на новом оборудовании дает возможность студентам в тесном сотрудничестве с работодателями экспериментировать, делает творчество более многообразным и выразительным. Эти инструменты помогают создавать инновационные проекты и быть востребованными на рынке труда», — сообщил директор Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна Леонид Васильев.

Представители предприятий — партнеров учебного заведения отмечают, что уровень подготовки его выпускников заметно вырос. Сразу по окончании учебы трудоустраиваются по профессии около 85% выпускников.

«К нам приходят на работу творческие ребята, с которыми интересно общаться. Для нас как для работодателей это очень важно. Большую роль в этом, безусловно, сыграла программа „Профессионалитет“. Я знаю, что в рамках этого проекта для колледжа было закуплено новое оборудование, а также прошли переподготовку преподаватели», — поделился мнением потенциальный работодатель выпускников колледжа — генеральный директор группы компаний по изготовлению женской одежды Ильшат Сафиуллин.

А мы напоминаем, что национальный проект «Молодежь и дети» направлен на создание возможностей для развития талантов и самореализации молодых людей. Одна из задач нацпроекта — повышение престижа российского образования и вовлечение талантливой молодежи в науку. По национальному проекту создаются все необходимые условия для комфортной и продуктивной учебы студентов по всей стране: строятся современные кампусы, открываются новые общежития, создаются молодежные лаборатории и передовые инженерные школы.

Подпишитесь на новости национального проекта