Сергей Красноухов/РИА Новости
Молодежь и дети

Цифровые навыки без отрыва от учебы: как в России готовят кадры для ИТ

Айтишники задействованы почти во всех сферах экономики: например, они обеспечивают автоматизацию процессов на промышленных предприятиях, разрабатывают программы для банков. Так что такие специалисты все более востребованы: по подсчетам, до 2030 года ИТ-сектору потребуется как минимум 600 тыс. сотрудников.

Сегодня освоить актуальную профессию можно во многих вузах. Часто — без отрыва от учебы по другой специальности. Это стало возможным благодаря развитию «цифровых кафедр» — проекту по программе «Приоритет 2030», который реализуется при поддержке нацпроекта «Молодежь и дети».

Подробнее о том, как бесплатно получить ИТ-навыки параллельно с основным высшим образованием, — в нашем материале.  

Как получить второй диплом о переподготовке

Первые «цифровые кафедры» появились в университетах по всей России в 2022 году. Там, начиная со второго курса, студенты изучают искусственный интеллект, языки программирования, основы информационной безопасности.

Практические занятия занимают не менее 60% учебного времени. Студентам преподают в том числе эксперты таких крупных компаний, как РЖД, Ростелеком, Яндекс, Сбер. А по итогам обучения выдают диплом о дополнительной квалификации. Дополнительные знания в сфере ИТ получили уже свыше 230 тыс. человек. 

На «цифровых кафедрах» студенты изучают ИИ, языки программирования, основы информационной безопасности

В новом учебном году в более чем 100 российских вузах откроют набор на «цифровые кафедры». Это университеты, которые участвуют в программе «Приоритет 2030» нацпроекта «Молодежь и дети». Уточнить, есть ли «цифровые кафедры» в вашем учебном заведении, можно на официальном сайте проекта.

Признание на международном уровне

В Севастополе первая «цифровая кафедра» открылась в 2022 году на базе Севастопольского государственного университета (СевГУ). Здесь обучают в гибридном формате, то есть проводят и очные, и онлайн-лекции. На практических занятиях студенты закрепляют уже полученные теоретические знания и создают цифровые продукты — программные интерфейсы и приложения.

Готовят на «цифровой кафедре» СевГУ по разным направлениям. Среди учебных модулей — «Обработка изображений и компьютерное зрение в медицине», «Промышленное программирование с элементами ИИ», «Технологии искусственного интеллекта в городской среде» и множество других. Например, студентка София Богданова выбрала «Разработку и сопровождение информационных ресурсов (веб- и мультимедиаприложений)». Девушка уже завершила обучение и даже с успехом применила полученные знания на международной олимпиаде «ИТ-Планета». Там София выступила в качестве лидера команды студентов СевГУ 3Dev. Ребята представили проект по планированию базы на Южном полюсе Луны. По словам Софии, над веб-решением работали три месяца. Созданная программа поможет точно разместить модуль лунной базы. Жюри высоко оценило проект севастопольских студентов и отдали им первое место.

Именно учеба на «цифровой кафедре» помогла команде 3Dev победить на олимпиаде и заняться созданием инновационных ИТ-продуктов, считает София Богданова.

«Это было одно из самых полезных и интересных обучений в моей жизни. Мы создавали веб-приложения, работали с мультимедийным контентом и учились интегрировать разные модули», — поделилась впечатлениями студентка.

Цифровые навыки без отрыва от учебы: как в России готовят кадры для ИТ
Максим Блинов/РИА Новости

Новые направления подготовки

Популярна у студентов и «цифровая кафедра» в Томском государственном университете (ТГУ). В этом учебном году число программ для будущих айтишников увеличили с 10 до 16. Среди новых направлений — «Специалист по цифровой трансформации юридической деятельности», «Цифровой дизайн», «Менеджер гибкого управления IT-проектами», «Инженер по тестированию программного обеспечения», «Цифровая химия», «Цифровые коммуникации».

Все учебные модули «цифровой кафедры» ТГУ разработаны для подготовки специалистов, обеспечивающих технологическое лидерство России. Уже во время обучения молодые люди получают первый практический опыт в создании различных цифровых продуктов. Так, разработаны чат-бот для абитуриентов ТГУ и программа подготовки уставов для юрлиц. А уже после завершения курса ребята могут участвовать в выпуске и продвижении инновационных приложений, отечественного программного обеспечения.

По словам руководителя проекта «Цифровые кафедры» в ТГУ Дарьи Масловой, в новом учебном году слушателями по разным ИТ-программам станут около 4 тыс. человек. 

Обучение на «цифровой кафедре» проводят в дистанционном формате. Благодаря этому студенты могут ходить на занятия по основной специальности и в свободное время изучать новые дисциплины. После онлайн-курса теории следует практика в ведущих компаниях.

Такую стажировку в «СИБУР Диджитал» прошел выпускник ТГУ Максим Гайнулин. Молодой человек работал с большими данными по юриспруденции в ИТ-кластере, который входит в состав нефтегазохимического холдинга «СИБУР». Подобные массивы информации используют для анализа законодательства, автоматизации юридических процессов. Положительная рекомендация крупной компании в будущем поможет Максиму при поиске работы в ИТ-сфере.

Цифровые навыки без отрыва от учебы: как в России готовят кадры для ИТ
Алексей Майшев/РИА Новости

Работа с перспективой

В Ульяновском государственном университете (УлГУ) «цифровая кафедра» стала частью целого образовательного комплекса. Старшекурсники изучают ИТ-технологии, работают с конструкторскими бюро, научными сообществами и центрами разработки. Подобный формат позволяет осваивать теорию и сразу же использовать эти знания в реальных проектах.

В июле 2025 года более 1,2 тыс. студентов УлГУ вместе с дипломами об окончании учебы получили дипломы о профессиональной переподготовке в ИТ-сфере. Большинство из них — 450 человек — обучили использованию цифровых инструментов в медицине. Остальные научились разрабатывать мобильные приложения, применять цифровые технологии в дизайне.

«Мне понравилось, что на курсе дается актуальный материал по современным системам искусственного интеллекта, который закрепляется практическими заданиями. Классно, что преподаватели не просто читают лекции, а ведут живой диалог со студентами», — поделился студент УлГУ Олег Карбышев.

Всего за три года выпускниками кафедры стали почти 3,2 тыс. человек. В новом учебном году в университете запустят семь программ дополнительной профессиональной переподготовки в сфере информационных технологий. Модули направлены на обучение специалистов, которые смогут применять цифровые инструменты для анализа данных в сферах здравоохранении, медиа и СМИ. При этом 30% преподавателей «цифровой кафедры» — действующие сотрудники крупных ИТ-компаний.

Студентов на «цифровой кафедре» УлГУ обучают действующие сотрудники крупных ИТ-компаний

«Такой педагогический состав является очень показательным. Это ведущие программисты, начальники отделов и целых направлений, заместитель генерального директора. То есть люди, обладающие колоссальным профессиональным опытом и потрясающим набором компетенций самого широкого толка. Причем это только видимая часть айсберга. Есть еще сотрудники, выполняющие организационную, проектную, методическую и иную полезную работу», — рассказал декан факультета трансферных специальностей УлГУ Анатолий Сковиков.

Учеба на «цифроведи разработок — панели для анализа данных, сервисы для классификации студенческих дипломов. Более 30 компаний ежегодно приглашают учащихся «цифровой кафедры» на практику, отмечает декан.

Одним из первых студентов нового направления в УлГУ в свое время стал Никита Калитов. Среди возможных программ для обучения он выбрал искусственный интеллект, затем прошел стажировку и устроился в подразделение разработчиков студенческого бюро в университете.

Полученный опыт помог ему поступить в магистратуру и найти работу в лаборатории математических основ распределенного и федеративного обучения университета «Иннополис».

«Информационные технологии, цифровизация будут развиваться. Каждому профессионалу, человеку необходимо знать, что происходит в этой отрасли», — отметил Никита Калитов.

Планируется, что благодаря «цифровым кафедрам» вузы программы «Приоритет 2030» нацпроекта «Молодежь и дети» подготовят к 2030 году более 900 тыс. специалистов. Всего в ней участвует 141 университет по всей России. Также нацпроект помогает учебным заведениям развивать науку, технологии и экономику в регионах. Для этого на базе ведущих вузов создают Передовые инженерные школы, сеть современных кампусов, открывают молодежные лаборатории. 

Подпишитесь на новости национального проекта